Ваятель

Народный художник Дагестана скуль­птор Магомед-Али Алиев как автор стан­ковых и монументальных произведений известен среди представителей куль­туры далеко за пределами республики. Но если вы, дорогой читатель, впервые услышали это имя, то это еще не зна­чит, что вы никогда не видели его рабо­ты. Мы можем насчитать около десятка произведений мастера, выставленные в общественных местах республики – на площадях и в скверах. Его творчество давно стало частью не только современ­ного дагестанского искусства и культу­ры.

В мастерской

В мастерской скульптора даже запахи другие — смесь гипса, пластилина и сырой глины. Переступив ее порог, словно попа­даешь в другое измерение. Невольно при­ходят в голову пушкинские строки: «Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую: Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе. Сколько богов, и богинь, и героев!».

В мастерской многолюдно, здесь под одной крышей, рядом живут разные эпо­хи, скрещиваются несходные человеческие пути, оживает история. На длинных стелла­жах, растянувщихся вдоль стен, выстрои­лись бронзовые, гипсовые и пластилиновые фигуры полководца Муртузаалихана, по­этессы Фазу Алиевой, политика Абдурахма­на Даниялова, нефтяника Гусейна Азизова, прокурора Магомеда Мирзаева и еще более двух десятков современных и исторических персонажей. Кажется, что они с высоты вни­мательно разглядывают посетителей…

Хозяин мастерской Магомед-Али Алиев, как всегда, увлеченно трудится над новым проектом. Каркас, сплетенный из проволо­ки, мастер неторопливо обкладывает мяг­кой глиной. Потом на станке – на вращаю­щей подставке — образовавщийся большой влажный комок, похожий на неправильный шар, он осторожно разглаживает. Податли­вый материал в его руках постепенно об­ретает формы человеческой головы. Теперь стеком, напоминающий изогнутый нож, он убирает лишнее, выравнивая форму носа и бровей. И снова в дело вступают сильные пальцы скульптора, которые лепят образ нового героя.

Новая работа посвящена известному хи­рургу Рашиду Аскерханову. Судя по проекту, легендарный врач словно только что вышел из операционной после долгой сложной операции. Перед нами сильный человек с мудрым и внимательным взглядом, у него усталое, но довольное лицо – еще одна че­ловеческая жизнь спасена.

«Пока из глины леплю макет. А сам па­мятник будет изготовлен из гранита, его по­ставят на территории Республиканской цен­тральной клинической больницы, где долгие годы спасал людей наш легендарный врач Рашид Пашаевич Аскерханов», — рассказы­вает скульптор, продолжая лепить голову хирурга. Через мгновенье он снова с голо­вой ушел в работу.

Так в тиши мастерской некогда бесфор­менный кусок глины или пластилина в креп­ких и уверенных руках мастера превращает­ся в величественный образ нашего совре­менника или героического предка. Потом в городах и селах, на площадях и в скверах скульптор расставляет эти свои вечные об­разы-символы, чтобы мы в суете повсед­невной жизни ориентировались на высшие духовные ценности и не потеряли себя на­стоящего.

Посол доброй воли

Его судьба, наверное, сложилась бы по другому, если однажды с школьными дру­зьями он не зашел из любопытства в класс, где его сверстники учились рисовать. Так он случайно попал в изостудию при Доме на­родного творчества, которую с 40-х годов вел народный художник Магомед Каирович Юнусилау, и стал заложником изобрази­тельного искусства.

Встреча с Юнусилау для юного Магомед- Али оказалась судьбоносной. Ершистый па­цан, выросший на беспокойных таркинских улицах, с первого взгляда влюбился в изо­бразительное искусство. «Дядя Магомед» стал для Магомедали, как и для других уче­ников изостудии, непререкаемым авторите­том. Талантливый художник и педагог учил детей не только рисованию, живописи и композиции. Он был «ходячей энциклопеди­ей» — щедро делился с учениками знаниями и мудростью. Из диких мальчишек строгий учитель воспитывал настоящих людей, уме­ющих ценить прекрасное, самостоятельных и способных отвечать за свои поступки.

Становление будущего художника про­должалось в далеком Узбекистане, куда после успешной учебы в Дагестанском ху­дожественном училище имени Джемала Магомед-Али по распределению поехал на работу. «Хотел себя испытать, понять на что способен. Но стал там не только известным художником, но и послом доброй воли», — он с улыбкой вспоминает годы молодости.

В быстрорастущем индустриальном го­роде Навои молодой специалист начал свою трудовую деятельность руководите­лем студии юных жудожников, обучал детей лепке, чеканке и резьбе по дереву. Потом возглавил Художественный фонд местного отделения Союза художников Узбекистана. И сам не переставал учиться у опытных кол­лег. Новые учителя — местные живописцы, графики и скульпторы Виталий Гамбаров, Владимир Чунихин, Рахим Ахмедов, Нодар Бандзиладзе и Борис Свинин щедро дели­лись с молодым художником секретами ре­месла и профессиональными навыками.

Процесс профессионального взросления шел нелегко, но благодаря большому труду и неуемной жажде творить скоро раскрыл­ся природный талант дагестанца, он стал известным в республике ваятелем, живым классиком. Магомед-Али Алиев создал па­мятники выдающимся деятелям узбекского народа – полководцу Тимуру, поэту Навои и врачу Авиценне.Чуть ли не в каждом городе Узбекистана его скульптурные произведе­ния стали укращением главных площадей.

На чужбине Магомед-Али Алиев заслужил признание, стал академиком Узбекской Ака­демии художеств, за большой вклад в искус­ство Узбекистана награжден государствен­ным орденом — «Дустлик» («Дружба наро­дов»). А благодарные жители Новои избрали его почетным гражданином своего города.

Возвращение

Более тридцати лет Магомед-Али Алиев жил и трудился вдали от родины. А в начале 2000-х годов он буквально ворвался в круг дагестанских живописцев, архитекторов и скульпторов. Талантливый художник, вер­нувшись в Дагестан, словно спешил отдать долги своему родному краю и землякам. Каждый год все новые и новые монумен­тальные работы художник представляет на суд зрителей. В Дагестане появились его памятники героическому предку Муртузаа­ли Казикумухскому, легендарному летчику дважды Герою Советского Союза Амет-хан Султану, видному общественно-политиче­скому деятелю Абдуразаку Мирзабекову, народному поэту Дагестана Анвару Аджиеву .

Долгие годы жизни за пределами респу­блики для него не прошли даром. Видимо, это был период накопления не только опыта, мастерства, но и энергии. Мощной и сози­дательной творческой энергии. А идеи для новых творений уже подсказывала богатая история родного края. И он, не теряя време­ни, неистово творил.

Он автор памятников участнику итальян­ского сопротивления Гасангусейну Камало­ву, политическому и общественному деяте­лю Магомадсаламу Умаханову, известному виноградарю Герою Социалистического труда Нариману Алиеву и проекта памят­ника погибщим журналистам (ждет своего часа).

Глядя на образы, созданные скульптором, мы верим ему, верим его творческой идее, чувствуем искренность мастера. Художник Алиев привлекает зрителей не только мас­штабами скульптурных композиций и не­ожиданным решением знакомой темы, но и бесстрашием, с которым он приступает к воплощению того или иного образа.

«В творчестве выдающегося скульптора Магомед-Али Алиева вы найдете богатый и многоликий мир, образы великих людей разных эпох, слияние традиций европей­ской и национальных культур, а главное – самобытный дар и неповторимый стиль большого мастера», — говорит известный дагестанский писатель Шапи Казиев.

Работы Магомед-Али Алиева нередко вызывают дискуссии, но художник не ста­рается понравиться зрителю, не отступает от своих принципов. В мраморе и бронзе он «пишет» историю своего народа, своей родины. Мастер считает, что, воссоздавая образы исторических персонажей и со­временников, ставших героями при жизни и почитаемых в наши дни, он вносит свой посильный вклад в дело воспитания у моло­дежи уважительного отношения к истории и традициям своего народа.

«Прошлое невозможно изменить, но историю надо знать и помнить, чтобы не повторять трагических ошибок. А великие предки и героические современники для нас должны стать примером Мужества и Ге­роизма», — говорит скульптор.

Справа от входа в мастерскую у окна сто­ит длинный стол, заваленный зарисовками и эскизами. Они свидетельствуют в каких муках творчества рождаются новые образы. На одном из альбомных листах в импульсив­ных штрихах легко угадываются черты из­вестного дагестанского тренера-философа Гусейна Магомаева – основателя и руково­дителя всемирно известной Халимбекаул­ской школы восточных единоборств. Его бюст зрители увидят уже в ноябре на персо­нальной выставке скульптора. Почитателей таланта мастера на этом вернисаже ждут еще сюрпризы.

Новые вершины

В Узбекистане и России сегодня Маго­мед-Али Алиев известен как скульптор ши­рокого творческого диапазона, автор стан­ковых и монументальных произведений, выполненных в бронзе, мраморе, камне и бетоне. «Высокий профессионализм, сле­дование традициям реалистической школы и в то же время современное пластическое мышление создают особую притягатель­ность его работ», — считают искусствоведы.

Мне кажется, что художник в своих про­изведениях пытается не только уловить пла­стику времени. Мы когда-то вместе учились в художественном училище, и о творчестве мастера я знаю непонаслышке. Думаю, что его скульптуры несут не только определен­ную эстетическую нагрузку, как произведе­ния искусства. В современной непростой жизни, как мне кажется, они играют еще и роль сигнальных башен, которые наши предки возводили в горах.

В Кумухе стоит памятник легендарной женщине-воительнице Парту Патима, в Ма­хачкале – великому поэту Расулу Гамзато­ву, в Сергокале – Герою России Магомеду Нурбагандову. А монумент, посвященный реформатору-мечтателю Магомеду Чарта­еву, он верит, скоро поставят в Шукты. Эти произведения Магомед-Али Алиева, как и старинные дагестанские башни, пред­упреждают людей об опасности – опасно­сти манкуртства, защищают территорию Добра и Мужества от набегов мракобесов. Они напоминают нам о наших героях, исто­рии и культуре. Так вместе с запахами гипса, пластилина, красок и сырой глины, с пылью мрамора или гранита скульптор затягивает нас в свое пространство, пытается обратить в свою Веру, где главные идеалы — Муже­ство, Доброта и Любовь.

В эти дни Почетному члену Российской Академии художеств, лауреату Государ­ственной премии республики, народному художнику Дагестана Магомед-Али Ражов- Гаджиевичу Алиеву исполняется 70 лет. Он, по-прежнему, полон идей и не боится экс­периментировать. Неуемная жажда творче­ства не дает ему покоя. Мастер ищет новые способы выражения своих мыслей и своего мира. Рисует, пишет акварели, работает с разнообразными материалами — создает неожиданные композиции из камня, брон­зы, железобетона и гипса. «У него еще мно­го не растраченного мальчишеского азарта, энергии и бесстрашия», — говорят друзья.

О его трудоспособности ходят легенды, но он творит без пафоса и лишних слов. Се­годня в его мастерской десятки скульптур малых форм, вылепленных и вырезанных из гипса — «Танец», «Балхарки», «Каратист», «Гимнастка» … В этих скульптурах гармо­нично сочетаются грация, пластика и дви­жение. Эти произведения словно светятся изнутри, они притягивают загадочностью и неземным изяществом. В них скульптор пы­тается выразить другой мир и другую фило­софию. Художник словно освобождается от оков академических традиций и хочет стать ближе к природе, стать ее частью.

Мастер Магомед-Али Ражов-Гаджиевич Алиев снова в поиске и, я думаю, что он еще удивит поклонников и ценителей не только монументального искусства. Творческие горизонты расширяются. Он идет на штурм новых вершин в искусстве. В рабочем блок­ноте Магомед-Али еще много нереализо­ванных задумок и идей. Вдохновения и здо­ровья тебе, ваятель!

Алик Абдулгамидов

Фото автора