Конституция и общепризнанные принципы демократии

В Конституции РФ сформулированы важнейшие принципы организации и функционирования гражданского общества, такие как демократический конституционный строй, признание и защита прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, верховенства права, свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, идеологический и политический плюрализм, независимость СМИ, свободное местное самоуправление и пр. Это те принципы, которые необходимо не только декларировать, намного важнее их практическое воплощение в жизнь.

Конституция Республики Дагестан закрепляет и развивает общепризнанные принципы демократического государства, подчеркивает твердость исторического выбора дагестанского народа – жить и развиваться в единой семье народов многонациональной России. Отразив в себе позитивные перемены, произошедшие в стране, современные тенденции государственно-правового развития России, Основной закон Республики Дагестан подтвердил верность дагестанцев курсу на укрепление российской государственности, стал прочной базой для дальнейшего повышения эффективности функционирования органов власти, развития демократии и позитивных процессов в жизни дагестанского общества.

Доверие людей друг к другу, доверие всего общества к власти должны стать главной ценностью в деле строительства свободного и процветающего государства, и власть должна первой оценить это доверие. Как-то Владимир Путин сказал: «Если власть держится только на том, чтобы строить общество на ограничениях и запретах, нормальному человеку хочется держаться от нее подальше — цена ей ноль. Если же власть открыта, предсказуема и использует свои рычаги, чтобы защитить достоинства граждан, их свободу, безопасность, право выбора, если она дает возможность стабильно и честно зарабатывать на хлеб — она по-настоящему эффективна и сильна».

Что касается ключевых слагаемых демократии, то для нынешнего поколения россиян важнее всего правовая основа демократического государства и возможность самовыражения в самых разных областях и сферах жизни общества. Практически каждый второй респондент (52%) отметил, что главным слагаемым любой демократической системы, в том числе и отечественной, является равенство граждан перед законом. Любопытно, что именно эта идея, по мнению большинства россиян, наряду с идеей социальной справедливости, должна стать основополагающей в процессе модернизации страны.

В последнее время политологи, представители партии и общественных движений, эксперты громко и публично заявляют о необходимости обновления и совершенствования политической системы в стране. Высказываются самые разные мнения о том, как устроить власть, как проводить честные и объективные выборы, Как создать четкую и эффективную систему кадровой политики на всех уровнях.

Социальное расслоение общества

С точки зрения многих наших соотечественников, демократия – это прежде всего работающая система, ориентированная на идею общего блага, эффективность которой определяется степенью влияния демократических институтов на политику властей, динамикой уровня и качества жизни, социальной защищенностью граждан, масштабом борьбы с коррупцией, реальным обеспечением личных и коллективных прав и свобод и т. п.

Очевидно, что по многим из этих показателей отечественная демократия все еще не соответствует этому в полной мере. Тем более что социально-экономические и политические отношения, реализованные за последние 20 лет, сформировали существенные дисбалансы в обществе. Так современная жизнь дагестанского общества характеризуется процессами социального расслоения общества, которое является одним из катализаторов протестной активности. И на данном этапе развития правящему режиму все труднее становится обеспечивать диалог ценностей социального равенства, социальной справедливости.

Сегодня нашему государству, чтобы сохраниться в мире в качестве великой страны и не стать жертвой очередной революции, нужно найти ответ на главный вызов современности – запрос общества на справедливость и, прежде всего, экономическую справедливость, ибо разрыв между богатыми и бедными зашкаливает все разумные пределы, становится опасным фактором социальной апатии.

По утверждению ряда экспертов и известных ученых, ответ на данный вызов необходимо искать в справедливости распределений доходов в триаде участников, создающих новую стоимость, — это, во-первых, капитал и, во-вторых, труд, представленный наемными работниками, и в третьих, государство, являющееся собственником природных ресурсов.

По мнению кандидата педагогических наук Валентины Лебедевой: «Честность, открытость и прозрачность становятся главными игроками в политике и экономике на планете Земля. Вот главный вывод, который следует из практического применения парадигм XXI века. Экономика государства определяет политику. Если экономическая деятельность осуществляется несправедливо, непрозрачно, на обмане неимущих слоев населения со стороны более имущих, то и политика такого государства будет характеризоваться такими же характеристиками».

Национально-кадровая политика

Дагестанское общество в последние годы быстро расслаивается на относительно обособленные кланы, взаимоотношения между которыми характеризуются высокой степенью негативизма и агрессивности.

По словам известного дагестанского ученого-философа Османа Раджабова, отодвигая на задний план решения проблем межнациональных отношений, некоторые из авторов перестройки государства, особенно коррумпированные элементы, использовали их для разжигания межнациональной вражды, для дестабилизации обстановки в стране. В этих условиях демократия и гласность стали опасным оружием в руках не только тех, кто отстаивал единство нашего многонационального государства, но и тех, кто, прикрываясь вывесками и лозунгами, добивался его раскола на отдельные национальные государственные устройства и образования.

По утверждению экспертов, политик, претендующий на какую-либо выборную должность и идущий на выборы с националистическими идеями, должен быть осужден общественным мнением и лишен поддержки населения. В этой связи необходимо пересмотреть кадровую политику – она должна способствовать достижению межнационального согласия.

Главным критерием в подборе и расстановке кадров должен стать профессионализм и пропорциональное представительство всех народов во властных структурах. Особенно это является целесообразным в условиях нашей республики, многонациональный состав которой диктует введение принципа назначения министров, руководителей республиканских министерств, ведомств, других государственных структур на заранее оговоренный срок – 4-5 лет. После истечения этого срока – выдвигать на ту или иную должность лиц обязательно другой национальности.

С имиджем у государственных кадров тоже есть серьезные проблемы. По данным Института социологии Российской Академии наук, главным пороком отечественного чиновничества большинство россиян считает равнодушие к людям. На второе место ставят продажность госслужащих. И третье – неуважение к интересам страны. И только потом в этом своеобразном рейтинге следуют такие отрицательные качества, как некомпетентность и низкий профессиональный уровень.

Анализ ситуации в Дагестане свидетельствует о том, что нередко политические партии сговариваются и по кадровым назначениям на государственные должности вплоть до муниципального уровня. Но при этом необходимо отметить, что в последнее время повышаются, ужесточаются требования к руководителям органов местного самоуправления. Так, по инициативе главы Дагестана Рамазана Абдулатипова введены новые критерии оценки руководителей сел, районов и городов. Ежегодно главы администраций в присутствии Президента или Председателя Правительства перед активом района будут отчитываться о проделанной работе. Если не будет четких результатов по основным показателям работы, руководитель освобождается от работы.

Местное самоуправление — демократия

Конституция Республики Дагестан предусматривает, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления граждан. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.

К сожалению, многие сегодня еще не знают, что местное самоуправление – это универсальный инструмент влияния жителей на власть. Что это конституционное право граждан. И если бы мы наконец научились им пользоваться, то обезопасили себя от многих серьезных неприятностей. И в первую очередь заставили бы власти использовать бюджет, землю, имущество с большей пользой для себя и для села, района, города.

Но сегодня в вопросах развития демократических процессов на местах возникает немало вопросов, на которые граждане не всегда могут найти четкие ответы. К сожалению, роль подавляющего большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается.

По утверждению ряда независимых экспертов, и в том числе Х. Муслимова, в Дагестане до сих пор нет единой структуры органов местного самоуправления районного и городского уровня. Так в 22 районах главы избираются на всенародных выборах тайным голосованием и одновременно являются главами администрации районов, т.е. руководят исполнительной властью. В остальных же районах республики главы избираются депутатами представительных органов и одновременно являются председателями районных собраний депутатов, значит, руководят и законодательным органом. Естественно, и полномочия у этих глав разные, и требования к ним должны быть разные. Все это свидетельствует о том, что в республике давно пора подумать о единой структуре органов местного самоуправления. Группа экспертов-политологов предлагает сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы, на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.

Назрела необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части выборов глав и депутатов местного уровня. Факт остается фактом. Нынешнее законодательство не требует даже наличия высшего образования и стажа работы для глав МО. В то же самое время обязательным условием для заместителей глав муниципальных образований и других должностных лиц является наличие высшего образования и определенного стажа государственной, муниципальной службы или по специальности.

Такое положение дел нельзя считать нормальным.

Власть, общество и обратная связь

В числе главных препятствий развития демократии в России независимые эксперты называют не только власть, но и само общество. Однако исследования последних лет, причем самых разных социологических центров свидетельствуют о том, что ситуация с демократией в России и ее восприятие населением страны выглядит не столь однозначной, одномерной и безысходной, как это определяется.

Значимость вопроса о перспективах российской демократии предопределяется тем, что сложившаяся в современной России модель «демократии для избранных», когда участие граждан не выходит за рамки такой традиционной формы, как участие в выборах, во многом себя исчерпала.

По мнению Президента РФ Владимира Путина, современная демократия как власть народа не может сводиться только лишь к «походу к урнам» и им заканчиваться: «Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникации и «обратной связи».

А что есть «обратная связь» на практике? Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля. Прежде всего, это — общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценка действующих законов и эффективности их применения.

Как отмечают эксперты, на данном этапе развития государства российскому обществу еще недостает опыта. Общество учится на ходу, осваивая пока еще азы демократического образа мысли и образа жизни.

Сегодня главное наше средство – конституционная демократия, то есть равноправное взаимодействие государственной власти и политически защищенного общественного мнения. При наличии общей цели – процветания общества – эти две категории работают плечом к плечу. Именно это взаимодействие и определяет характер и темпы развития общества.

Власть должна наконец осознавать, что права человека являются приоритетными по отношению ко всем другим законам. В этом и состоит главная идея современного развития России и Дагестана.

Это понимают руководители нашей страны. Так, президент РФ Владимир Путин в одном из своих выступлений особо подчеркнул: «Люди должны почувствовать позитивные изменения, и в первую очередь через расширение своих собственных возможностей. Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проигрываем, если будем опираться на пассивную позицию населения. Так что рост России в предстоящем десятилетии — это расширение пространства свободы для каждого из нас. Благополучие из рук кого-то, благополучие без ответственности за свои решения в XXI веке просто невозможно».

Ильман Алипулатов,

политолог