ИЗ АРХИВОВ ПАМЯТИ

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.Гамзатовой открылась выставка известного художника, яркого представителя современного искусства Дагестана Патимат Гусейновой под названием «Слой». Поздравить автора пришли коллеги, друзья и почитатели ее таланта.

После окончания художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета Патимат  пробовала себя в фотографии, в живописи, долгое время работала художником в археологических экспедициях ДНЦ РАН, где зарекомендовала себя как знаток своего дела. О том, что она состоялась как художник и уже твердо стоит на зыбкой почве, зовущейся «современным искусством», говорит тот факт, что данный проект является далеко не первой персональной выставкой автора.

Годы работы в ДНЦ не прошли даром для художницы. Появившаяся любовь к археологии  Дагестана отразилась в ее творчестве. Работы П. Гусейновой последних двух лет, представленные на выставке, являются результатом этой любви. Сюжетные линии живописных работ, объеденины общим названием проекта «Слой». Фигуративные сюжеты представленной живописи решены четко, графично, в спокойной, приближенной к монохрому, гамме.

«Патимат имеет прекрасное базовое профессиональное художественное образование.  Живописная техника автора постоянно совершенствуется, усложняется, в ней появляется фактурность, обогащается цвет, все более разнообразным становятся приемы и методы письма, — говорит куратор выставки, директор Первой галереи Джамиля Дагирова. — Еще одна безусловная значимая грань художницы — это проектная и кураторская работа. Она проявила себя не только как художник, но и проектный координатор в организации и проведении крупного международного выставочного проекта «Северо-Кавказская биеннале современного искусства».

Автор проекта «Слой» обращается к богатой культуре раннего средневековья Дагестана через опыт археологических раскопок и знакомство с их артефактами. Художник являет нам сегодня своеобразную ретрансляцию эстетики и смыслов древних культур. Ее картины это открытые «публикации», возможность каждому приоткрыть завесы прошлого.

Беря за основу конкретные археологические артефакты — «бежтинские» бронзовые пряжки (7-10 вв.), «бронзовые зеркала» (7-11 вв.), «великентскую керамику» эпохи ранней бронзы, она воспроизводит их внешние образы на больших полотнах. Рисованные пряжки, зеркала как будто повторяют сами себя, но за трепетным и буквальным их «портретом» стоит большая душевная и живописная работа художника, его высокие эмоции и восторг. И тогда «пересказывание» превращается в Оду, рисунок превращается в картину. Художник придумывает и использует особые технические фактурные приемы, колдует с «цветом» и светом, позволяющие автору донести величие и монументальность, аромат и суть давно ушедших времен.

«Жизнь каждого из нас – уникальная книга, в которой описана история без начала и конца. Мы рождаемся, не понимая, что родились, и уходим, лишь догадываясь, куда, — считает автор выставки Патимат Гусейнова. —  Сознание просыпается, принося с собой архивы памяти, и многое увиденное впервые кажется знакомым, и, как яркие световые всплески от фотовспышки, отрывки памяти возвращают ответы на вопросы. Множество историй, сцен, предметов, которые встречаются впервые на пути, нам кажутся уже не раз пропущенными через себя, но среди всего этого многообразия есть те фрагменты, которые задерживают фильтры души, те, что особенно близки. Слоями складываются информационные пласты, переполняя и желая продолжить посыл, исходящий от таинственных силуэтов, форм и фактур, покрытых пеленой пыли тысяч веков, каждая песчинка, которая несет в себе коды о начале. Слои, через которые прошли эпохи тех, кто жил в них, нес прошлое, оставив в дар настоящее, обещающее продолжение, если не свернем.

Эта выставка посвящена архиву, бесценному наследию, что оставили нам те, кто жил до нас, в знак почтения к нам, к тем, кто будет после нас».

Творческое и выставочное сотрудничество художника с Дагестанским музеем изобразительных искусств им. Гамзатовой началось в 2009 году. Ее работы были включены в собрание музея через авторское дарение и затем закупку, которые неоднократно с этого момента были представлены в крупных музейных проектах — «Искусство молодых художников Дагестана», «Конфессиональное искусство народов Дагестана», «Выставка новых поступлений» и др.                                                        

С 2013 года Патимат становится еще и непосредственно сотрудником музея, реализуя себя в качестве художника-реставратора живописи.

По словам Джамили Дагировой, картины Патимат — это перенесенные на новую поверхность слои, своеобразные «протирки» живописью. Ученые используют прием эстампирования рельефных произведений — резного камня или дерева для дальнейшего изучение артефакта. Но порой эстамп оседает в архивах и затем истлевает, не вечна жизнь и самого памятника.

«Бесконечные неповторяющиеся зооморфные мотивы пряжек, графика «зеркал», формы сосудов пленят и завораживают, учат и наставляют каждого, кто их видит.

Декор и формы археологических материалов послужили художнику отправной точкой для большого нового творческого периода. Эта выставка лишь начало, и в созданных первых двадцати полотнах четко просматривается генезис углубления Гусейновой в выбранную тему, — это лишь первый слой на пути к открытиям, которые уже предвкушает автор. По сути, мы видим появление нового направления, нового пути. Заданный автором вектор творческого развития, безусловно отзовется как у художников так и зрителей», — считает куратор проекта.

Экспозицию прекрасно дополняют эстампы, снятые с архитектурных элементов доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН М. Маммаевым в селе Кубачи.

Снятые в технике «эстамп» и обработанные графически они являют собой не что иное, как законченные орнаментальные изобразительные композиции, возможно готовые «эскизы» для будущих больших картин.

Выставка продлится до февраля 2014 года.

Наида Эфендиева