Народная академия животноводства

Животноводческий труд составляет основу материального благополучия народов Дагестана. Скот служил предметом не только благополучия семьи, рода и народа, но и предметом меновой торговли. О составе стада свидетельствуют некоторые иероглифы, оставленные нашими потомками на скалах. Чаще всего на них изображены быки, козы, овцы, кони и др. Кости коров и овец найдены в поминальных памятниках дагестанской культуры. На некоторых поселениях зафиксированы остатки загонов скота, что позволяет говорить и о стойловом содержании крупнорогатого скота, большого поголовья овец, коз, лошадей и др. Для обеспечения зимовки скота большое внимание уделялось системе заготовки сена. С этой целью земли, прилежащие к зимникам и удобные для полива, оберегались в летнее время от пастьбы.

В результате хозяйственной и культурной деятельности коренных народов Дагестана сложилась своеобразная система природопользования, основанная на животноводстве, растениеводстве.

В традиционной культуре животноводов одним из главных достояний было пастбище. Достаток людей во многом зависел от хорошего состояния пастбища. В основе этого было накопление экологических знаний, и сложная система мер, поддерживающих устойчивость пастбища.

Одной из основных мер был сезонный цикл перемещения, то есть перекочевок, обеспечивающих попеременное восстановление растительного покрова различных площадей, разведение комплексного стада животных (крупный рогатый скот, овцы и лошади), которые потребляют различные виды трав. Эти меры поддерживались родовыми традициями и религиозными запретами нарушать почвенный покров и землю. Традиционная повсеместная забота коренных народов о целостности растительного покрова степи защищала пастбище от эрозионных процессов.

Культуры животноводческого труда имеет устойчивые слагаемые. Народы Дагестана создали, веками апробировали на практике целую науку животноводства. Она была распространена на все виды животноводческой деятельности, не зависимо от того разводит человек овец, коз, коров, лошадей, работает конюхом, пастухом, телятником, дояркой или чабаном.

Вот, к примеру, профессия чабана. Многие сегодня совершенно ошибочно думают, что чабаном можно стать и без особых знаний. Отдельные учи­теля и воспитатели порой даже грозят нерадивому ученику: «Не будешь учиться, станешь чабаном (пастухом, дояркой, телятни­цей, конюхом)». Однако нетрудно заметить, что опытные дагестанские чабаны владеют в своем деле не меньшими знаниями, профессиональными умениями, чем любой квалифицированный специалист и даже в области науки.

В культуре народов Дагестана сконцентрирован значительный опыт животноводства и скотоводства. С семилетнего возраста заботливые родители и взрослые прививали детям элементы культуры животноводства.

Воспитание молодежи при участии в животноводческом труде предполагает научить: а) ухаживать за домашними животными (коровой, теленком, ягненком, овцами, птицами): кормить, поить, пасти, содержать и заботиться об их здоровье; б) доить корову, кипятить, хранить молоко, взбивать масло, готовить творог; в) обращаться с лошадью, ездить верхом и с упряжкой, сед­лать, запрягать, распрягать; г) пасти овец в отаре, содержать в загоне, принимать ягнят, бережно и заботливо ухаживать за молодняком и т.д.

Народ создал, веками апробировал и пред­лагает современности целостную систему профессиональной подготовки животновода. Прежде всего, сюда входит продуманная методика само­сохранения животновода в суровых условиях дагестанской природы. «От того, насколько чабан сможет беречь себя, заботиться о своем здоровье, — говорят в народе, — зависит сохранность и упитанность овец». Еще в детстве слышал я весьма поучительный рассказ: «Говорят, как то некий барановод решил для своего овечьего стада нанять чабанов. Узнав об этом, трое молодых людей пришли к нему наниматься чабанами. Барановод сказал: ладно возьму я вас, только один день пасите моих овец, одев на босые ноги чарыки, заполненные песком. Молодые люди дали согласие и вышли пасти овец. Бегая за овцами, у них ноги стали окровавленными. Двое из них прокляли барановода за злое указание, вымыли ноги, намотали портянки, одели чарыки и стали пасти овец. А один сказал, что ему работа дорога и продолжал пасти как сказал хозяин. Вечером барановод встретил стадо и молодые люди сказали ему, как они поступили. Хорошо, сказал барановод, зайдите домой, я оглашу вам свое решение. Он сытно накормил молодых людей, поблагодарил их за работу и сказал: «Я беру себе чабанами вас двоих, кто уберег свои ноги. Кто не ценит себя, тот и не будет беречь моих овец. Так что молодой человек с окровавленными ногами, вы можете искать себе другую работу».

Чувства самооценки и самосохранения прививают детям путем обучения их со знанием дела выбирать специальные одежду для животновода: папаху, обувь, бурку, уметь удобно для ног наматывать портянки, выбирать место ночлега, ограждать себя от дождя и бури, умело организовать отдых, вкусно и калорийно готовить в полевых условиях животноводческие блюда (чабанский хинкал, шашлык, бульон, молочные блюда). Животновод должен иметь метео­рологические знания о суровых явлениях природы (дождь, снег, ветер, буря), знать признаки и приметы их предвещания; иметь точные географические сведения, о местности (расположение пе­щер, ущелий, родников, перевалов, ближайшие и безопасные пу­ти к ним).

Весьма большое значение в чабанской профессии имеют орудия труда (ярлыга, свирель, нож, принадлежности для изготовления молочных и мясных продуктов, приема пищи, стрижки овец, их правильное применение на практике). Вот, например, немудре­ная чабанская сума. Делают ее из кожи, потому что труженик приметил—в кожаной суме дольше сохраняются продукты пи­тания. А как это важно в полевых условиях. Свое назначение имеют и 20 — 25-сантиметровая бахрома на суме. Она — и кра­сота изделия и при ходьбе издает своеобразный шаркающий звук, который помогает чабану направлять овец в нужном направлении.

Умелому управлению стадом служит и чабанская ярлыга. Согнутая в виде крючка часть ярлыги помогает быстро ловить овец за задние ноги, что более гуманно, чем хватание за шерсть, при котором неминуем ущерб здоровью овцы. Ярлыга—это и своеоб­разный календарь животновода. На ней делают отметки, связан­ные со всеми количественными изменениями в отаре, особенностями природы и т.д. Свои особенности имеют и ножницы для стрижки овец. Чабан должен уметь правильно собирать их, точить, умело орудовать ими так, чтобы при стрижке не причинять боль овце. Моло­дых чабанов учат искусству работы с ножницами: при стрижке овец и коз, молодняка, в частности при стрижке шеи, брюха, шер­сти вокруг раны и т. д.

Значительное место в подготовке чабана отводится его музы­кальному воспитанию. Будущих чабанов учат играть на свирели; насвистывать специальные мотивы, издавать звуки, способствую­щие управлению отарой (отгон с одного пастбища на другое, на водопой, подзыв к себе, отгон от себя, стимулирование поеданий корма и т. д.).

Словом, знания, умения и навыки дагестанских животноводов безмерно велики. Чабанам известны веками проверенные секреты выгона овец на важные пастбища. Опытные овцеводы умеют, например, определить сочность и полезность трав, пригодность пастбищ для овцематок, для ягнят, для старых и больных овец, для племенных баранов, могут пользоваться пастби­щами с учетом возраста и состояния скота, т. е. сначала выводят туда молодняк, затем овцематок, а в последнюю очередь крупнорога­тый скот. Забвение именно этих элементарных знаний традиционной педагогики животноводов привело к тому, что во многих искони животноводческих хозяйствах республики сегодня испытывают недостаток в настоящих чабанах — профессиональных знатоках своего дела.

Общение с опытными чабанами сулит человеку широкий комп­лекс знаний, необходимых в труде животновода. Это:

— знания о повадках овец (как ведет себя овца больная, голодная, усталая, отравившаяся, скучающая по ягненку);

— знания о народной вете­ринарии (как определить лекарственные травы, готовить лечеб­ные снадобья, накладывать траву на раны или ввести лекарство внутрь, как выправить вывихнутые кости, делать перевязки);

— знания об изготовлении молочных продуктов (как процеживать, квасить молоко, готовить простоквашу, творог, сыр).

— знания об изготовлении мясных продуктов (как разделать тушу, как солить, варить, сушить мясо, как готовить колбасные изделия) и другие.

В опыте дагестанских тружеников-животноводов скон­центрированы глубоко продуманные формы отбора, подготовки и назначения молодых животноводов. Чабана выбирать всем джамаатом на сельском годекане. Отбор новых чабанов — процедура весьма ответственная и довольно строгая. Одного желания стать чабаном еще недостаточно. Жадного, хапугу («Волку овцу не доверишь»), а также лентяя народ не допускает к работе животновода. Учитываются лишь общественно значимые качества и как человека, и как тру­женика.

Традиционный опыт животноводческих аулов Дагестана (Куруш. Чох, Согратль, Шихикент и др.), а также традиционные праздники животновода показывают, что степень подготовленности к труду овцевода целесообразно определять путем организа­ции между юношами соревнований по стрижке овец, быстроте свежевания и разделки туш, знанию рецептурных тонкостей изго­товления различных продуктов из овечьего молока и баранины, умению различать шерстяные и молочные породы овец, а также быстро поймать, поднять и перенести на определенное расстояние барана; по исполнению чабанских мелодий, танцев и т. д. Каждая из этих форм испытания выявляет знания новичков, их смекалку, физическое развитие, выносливость, характер, чувство товари­щества, любовь к природе и животным и многое другое.

Таким образом, традиционный вид трудовой деятельности дагестанцев — животноводство располагает апробированной веками и поколениями мудрой методикой, а точнее, целой педагогикой горского животноводства. Она может и должна стать предметом специального изучения и внед­рения в сознание и поведение молодого поколения, и прежде всего в действующую практику профессиональной подготовки и переподготовки молодых специалистов сельского хозяйства Республики Дагестан.

 

Шайдабег Мирзоев,

зав. сектором института педагогики,

профессор