Хлеб – всему голова

Народы Дагестана – величайшие труженики. Свидетельством тому – многолетние, порою невероятно удивительные результаты их труда по освоению низменного, предгорного и горного Дагестана: крепости, канатные мосты, террасное земледелие на склонах гор и др. Это достигнуто потому, что в культуре народов Дагестана веками выработаны и сконцентрированы бесценные знания, умения и навыки рационального животноводческого, ремесленного и прежде всего, земледельческого труда. В сознании современных юных горожан цена хлеба, молока, мяса и других продуктов питания, эти понятия, как правило, ассоциируются со стоимостью «буханки» или батона, пакета или бутылки. Многим молодым горожанам, не испытавшим на себе особенности земледельческого труда, привыкшим к готовому, порою кажется, что «булки растут на деревьях». Но истинная цена этих насущных продуктов неизмеримо выше, дороже всяких денег. Это труд хлебороба, землепашца, животновода, который не имеет цены. Порою незаметный, зачастую неблагодарный, тем не менее, именно труд сельского труженика является первоосновой человеческой жизнедеятельности.

В свое время известный хлебороб страны, почётный академик ВАСХНИЛ Т.С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд – всему отец».

Современным людям, особенно выросшим в городских условиях, зачастую кажется, что многие продукты земледельческого труда как бы сами по себе созревают и появляются на прилавках магазинов. Это совершенно не так. Они требуют огромного труда различных категорий сельских тружеников: землепашцев-трактористов, комбайнеров, мельников, пекарей и т.д. Вот почему в культуре труда народов Дагестана значительное место отводится подготовке человека к восприятию, пониманию, осмыслению и рациональному применению на практике народной культуры земледельческого труда. В народе говорят: «Кто не способен дать молока как корова, должен пахать как бык» (лезг.); «Работай, где достиг работающих, кушай, где достиг кушаю­щих» (лезг.); «Не попотев поел — делу убыток, голодным попотел — телу убыток»; «Дерево плодами ценится, человек трудами» (общедаг.);

Последовательность подготовки к сельскохозяйственному труду и ее содержание заключаются в следующем. С семилетнего возраста дети уже должны быть вовлечены в различные виды производительного сельскохозяйственного труда. Участие в нем предполагает выработка знаний, умений и навыков:

а) ухаживать за домашними животными и птицами: кормить, поить, пасти, содержать и заботиться об их здоровье;

б) доить корову, кипятить, хранить молоко, взбивать масло;

в) обращаться с лошадьми, ездить верхом и с упряжкой, седлать, запрягать, распрягать;

г) пасти овец в отаре, содержать в загоне, принимать ягнят, по приметам распознавать их болезни и оказывать необходимую помощь до прибытия взрослых;

д) владеть сельскохозяйственными орудиями: косой, граблями, вилами, топором, пилой, содержать их в рабочем состоянии;

е) косить сено, сушить его, копнить, стоговать;

ж) сеять хлеб, управлять сохой, бороной, пропалывать посе­вы от сорняков, убирать урожай, молотить и веять зерно и т. д.

Комплекс сельскохозяйственных работ сызмала приучает человека к местным видам и особенностям традиционного труда народа. Обрабатывая землю, сажая, сея, удобряя почву навозом, человек узнает цену плодам природы; приобщение к уходу за домашним скотом формирует у него любовь к животному миру. Постепенно, привыкая к напряженному труду и радуясь успехам своей работы, человек крепнет физически и морально.

Дагестанским народам известны самые эффективные формы и методы морального стимулирования детского труда. Так во время прополки детей заинтересовывают рассказами о разновидностях съедобных и целебных трав, они сознают места произрастания щавеля, козлобород­ника, черемши, сурепки, земляники, ежевики, методы их сбора и применения. Во многих трудовых операциях у народа пре­дусмотрены ведущее место старшего и ведомое место младшего, весьма расчетливо создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков.

Не менее продумана у дагестанских народов и система подго­товки земледельцев. На всех языках и наречиях Дагестана, впрочем, как и многих других народов России и мира, землю называют кормилицей, бесценным богатством. Уместно здесь вспомнить и образные слова английского экономиста Уильяма Петти, который отмечал: «Труд есть отец богатства, земля — его мать».

Перечень земледельческих знаний, умений и навыков, прививаемых человеку путем привлечения их к труду старших, можно свести примерно к следующему:

  1. Овладение знаниями, умениями и навыками до посевного процесса: регламентиро­вание посевов (время высева яровых, озимых, покоя земле); определение влажности почвы, очистка земли от камней; использо­вание подходящих удобрений (навоза, золы, птичьего помета, гниющих листьев и растений); подготовка террас, подвод воды, снегозадержание.
  2. Овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми в процессе посева и ухода за ним: умение подготовить плуг к работе, запрячь и расп­рячь волов, определить глубину пахоты; умение равномерно сеять, бороновать, поливать, пропалывать, сохранять посевы от различных болезней, ветров, заморозков.
  3. Овладение знаниями, необходимыми в процессе уборки урожая: умение готовить к работе серп, косу, грабли, вилы; вязать снопы, укладывать скирды, молотить, веять зерно, беречь его от дождя, хранить на зиму.

Народная педагогика предусматривает вовлечение детей, подростков и молодежи в каждый из этих этапов земледельческого труда, что формирует у них необходимые знания, умения и навыки.

Многовековой опыт обучения и воспитания в труде земледель­ца, иначе говоря, народная педагогика подготовки земледельца невероятно богата и поучительна. Она сегодня нуждается в серьезном изу­чении, возрождении и применении на экономическое благо обще­ства.

Необходимость бережного подхода к этой педагогике выте­кает из мудрых слов почетного академика Мальцева о том, что «…бытовая культура, духовный склад народа порож­дены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравст­венные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери — сырой земле».

Приобщение к обслуживающему и сельскохозяйственному труду сызмала формирует у человека истинные  чувства любви к животным, бережного, хозяйского отношения к природе, к земле, к орудиям и продук­там труда. Через усвоение народной культуры земледелия человек познает:

— что пахать одну и ту же землю нужно через год;

— что плодородие почвы повышается при внесении удобрения, многократной вспаш­ке;

— что, заготавливая дрова на зиму, нужно использовать только высохшие и ветром поваленные деревья;

— что прутья для плетения корзин и оград нужно срезать там, где их много, и они мешают друг другу;

— что порубка леса возле родников и водоемов грозит исчезновением последних и т. д.

Особого внимания заслуживает опыт дагестанских тружеников по развитию в детях чувства уважения к продуктам труда, глав­ным образом, к хлебу. За свою жизнь трудящиеся горцы видели хлеб всякий: и черствый, и свежий, и облитый слезами, и празд­нично украшенный.

Мудрецы говорят, что на Земле есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен; женщина, чтобы не обрывалась нить жизни; книга, чтобы сохранилась связь времен. Этим словам созвучна и народная мудрость: «Нет лучшего цвет­ка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем аромат свежеиспеченного хлеба».

Народное отношение к хлебу наиболее ярко отражено в устном народном творчестве. В дагестанских сказках и эпосе, поговорках и пословицах, загадках и песнях, поучениях и наставлениях — целые уроки о хлебе. Каждая народная пословица — это своеобразный, выстраданный трудящимся человеком мудрый совет: «Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда» (лак.), «Кто поработает, тот и хлеба поест» (лезг.).

Голос, идущий из глубины веков, напоминает о горькой жизни горцев, призывает к пониманию и осмыслению истинной цены хлеба: «Не проголодавшийся уважения к хлебу не знает», «Покуда не голоден человек, о хлебе не думает» (дарг.).

Народные мудрецы предостерегают людей: «Поспевший урожай ветру не отдавай (лезг.), «Сказав «я-сыт», не выбрасывай хлеб, и, сказав «жарко», не жги шубу» (лак.), «Не кидай в хлеб камнем» (дарг.).

Бережное и уважительное отношение к хлебу является одним из ключевых моментов в народной методике воспитания человека с раннего детства: малышу внушают, что нельзя есть на ходу, или стоя, что есть нужно только сидя, нельзя играть с хлебом в руках. Детей постарше учат правильно резать хлеб, бережно класть его на стол, держать всегда вверх «лицом». «Хлеб — это добро (баракат), и к нему следует относиться бережно», — неустанно напоминают взрослые и соблюдают обычай, пришедший из глубины веков. Воспитанные дагестанцы никогда не пройдут мимо даже оброненного кусочка хлеба, они поднимают его, очищают, кладут на возвышенное, чистое, недоступное человеческой ноге место.

«Хлеб — это святыня», — учат горцы и, как бы подтверждая мудрые мысли, матери знакомят детей с секретами дагестанского хлебопечения, хлебосбережения: несут хлеб из пекарни домой, прижав его к груди, как младенца. Хлеб заворачивают в чистую скатерть, держат всегда свежим в специально приспособленном деревянном подносе.

Хлебом делятся в пути, хлеб берут взаймы, отдавая всегда больше и свежим, ломоть хлеба оставляют хозяину пекарни, в знак уважения. Хлеб и соль, съеденные вместе, укрепляют дружбу товарищей, соседей, путников. Вот почему заканчивая трапезу, принято говорить: «Так пусть, баракат, ты всегда будешь в достатке».

Уважая хлеб, человек учатся уважать труд земледельцев, хлеборобов, мукомо­лов, пекарей и еще многих других, причастных к этому священнодействию.

Таким образом, дагестанская культура земледельческого труда – это культура истинной заботы о тружениках, о земле, о красоте природы. Она удивительно разнообразна и весьма поучительна. Она заслуживает достойного места в  жизнедеятельности каждого человека, практике воспитания и обучения профессионально грамотных тружеников народов Дагестана.

 

Шайдабег Мирзоев,

зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор