СВЕТ ВЕСЕЛОЙ ЛУНЫ

Предлагаемая читателю статья написана народным поэтом Дагестана Магомедом Атабаевым еще в 2005 году, посвященная незабвенной памяти Айшат Тазаевой, день рождение которой мы отметили бы в эти дни.

Какие прекрасные имена выдумал великий выдумщик-народ с древних времен: Бекбулат — Крепкая Сталь, Акбулат — Белая Сталь, Темир-бек — Крепкое Железо, Гюлкыз — Девушка-Цветок, Нюркыз — Девушка-Свет. Порой кажется, сама природа придумывала и дарила их людям, чтобы те нарекли ими своих детей в надежде на то, что дети вырастут такими же прекрасными, как мечта человека о лучшей доле. В кругу таких имен особым светом светится имя Айшат, что значит в дословном переводе Веселая Луна.

Случилось так, что этим красивым, веселым именем нарекли свою младшую дочь кайтагец Магомедгаджи и кумычка Султанат Тазаевы. Айшат — Веселая Луна родилась в многодетной рабочей семье в Маджалисе. Росла веселой, озорной, смелой девчонкой, с детских лет научилась трудиться, творить добро, верховодить среди сверстников. После окончания средней школы пошла работать в совхоз «Маджалисский», была разнорабочей, создала комсомольско-молодежную бригаду, о добрых делах которой вскоре узнала вся округа,

В 1979 году Веселая Луна поступила в педучилище на художественно-графический факультет. Рисовала, сочиняла стихи, стала лидером молодежи, приняла участие во Всероссийской выставке творческих работ учащихся и студентов педагогических учебных заведений «Школа — учитель — искусство». Ее работы были отмечены дипломом Минпроса РСФСР. Вскоре умную, одаренную девушку выбрали освобожденным секретарем комитета комсомола.

В те годы стараниями Айшат была возобновлена работа студенческих строительных отрядов, во главе которых она сама не раз выезжала в другие края. Как вожак молодежи, она проявляла прекрасные организаторские и деловые качества. В 1985 году во главе студенческого отряда «Корчагинец-85» она выезжала в Тюменскую область, по итогам трудового семестра ее отряд занял первое место среди стройотрядов России. По предложению своего командира заработанные на стройках деньги бригада перечислила в Фонд мира. ЦК ВЛКСМ отме­тил работу командира отряда знаком «За активную работу в студен­ческих отрядах». Айшат неоднократно награждали почетными грамо­тами местных и центральных органов партии и комсомола…

В 1987 г. Айшат Тазаеву назначили инструктором горкома ВЛКСМ, не раз она избиралась депутатом.

Шли годы. Она трудилась в разных местах, на различных участках, у нее выработался свой стиль работы: делать дело вовремя, не откладывать на завтра то, что можно завершить сегодня, настойчиво продвигаться к цели, не бросать слов на ветер, быть аккуратной во всем, учитывать каждую мелочь… Она хорошо запомнила слова Микеланджело и любит их повторять: «Мелочи рождают совершенство, а совершенство — это уже не мелочь».

Айшат в свое время окончила Ростовскую партшколу, потом Московский институт предпринимательства и права, работала в городе на разных должностях, но с особым чувством вспоминает свои комсомольские годы:

Что бы ни говорили разные говоруны теперь, комсомол был прекрасной «школой жизни» для нас, особенно для ребят из рабочих, трудовых семей, у кого не было «спины», поддержки, высокопоставленных родичей. Мы росли, помогая друг другу, духовное богатство считали превыше всех богатств мира, гордились славными делами наших предков, любили Родину, жизнь.

Айшат — очень жизнелюбивый человек, а кто любит жизнь, людей, тот не может не любить труд, иначе он превратится в праздного краснобая и стяжателя. Чувство товарищества и дружбы, искренность, дисциплинированность, ответственность за дело и за свое слово — все эти и другие прекрасные качества присущи Веселой Луне. Она убеждена: больше всего ущерб человеку, обществу приносят бездействие, равнодушие, праздный образ жизни, потребительское отношение к ней.

Если человек не готов отдать себя людям, пожертвовать собой ради людей, поверивших в него, он не может считаться лидером, не может возглавлять… А ныне в лидеры, в депутаты лезет криминальная рать, кто умеет дать, кто умеет брать. Даже выборы стали превращать в войну карманов. А лидер должен думать не о своем благополучии, не о своем дворце, а прежде всего о народе, — говорит Айшат. И эти кажущиеся ныне высокопарными слова звучат в ее устах искренне, приобретая свой истинный смысл. Ей веришь. И люди идут к ней со своими горестями и заботами и всегда находят понимание, поддержку, сострадание.

Айшат навсегда запомнила слова своей матери Султанат, умной, доброй женщины: «Невозможно делать добро людям, не ущемляя себя, не отнимая у себя силы и время для них. Но и невозможно чувствовать себя настоящим человеком, не помогая, когда надо, другим людям».

В это трудное время, когда безысходность одолевает многих людей, сгибает даже самых крепких, когда безработная молодежь недоуменно взирает на роскошные дворцы новоявленных богачей, не зная куда себя деть, Айшат старается помочь и поддержать обездо­ленных людей.

Как бы трудно тебе ни было, делай шаг навстречу к людям, а люди сделают тысячи шагов навстречу к тебе. Запомни это, дочка, — говорила Султанат и научила своих детей быть милосердными, добрыми, не чураться никакой работы.

С юных лет Айшат умела постоять за себя, за правду и справедли­вость, отстаивать свои убеждения. Она никогда не дает пустых обеща­ний, ненавидит ложь, пустословие.

Постоянно работающая над собой, любящая литературу и искусство, глубоко порядочная, она не любит показуху, не любит говорить о себе, а вот ее знакомые всегда добрым словом отзываются о ней: работящая, деловой человек, золотая девушка, крепкий орешек. Такие отзывы всюду сопровождают Веселую Луну, хотя тяготы реформенных лет мало что оставили от прежнего задора многих людей, подобных Айшат Тазаевой. А впрочем, судьба ее предков и яркая жизнь Ве­селой Луны были, скорее, трудными, чем веселыми. Но сильные корни «крепкого орешка» помогли выдержать удары трудных годов, не пасть духом, не потерять веру.

Отец ее Магомедгаджи Тазаев родился в сел. Биркли Кайтагского района, работал в совхозе завфермой, трудился и фермером.

В 1944 году бирклинцев переселили в Чечено-Ингушетию. Нынче там, где когда-то процветало село, ничего не осталось, даже камни ра­стащили по соседним аулам. Только старая роща стоит как немой укор безжалостной политике тех лет. В 1956 году бирклинцы вернулись в Маджалис и в Мамедкалу.

Многим своим односельчанам Магомедгаджи Тазаев помог стать на ноги, некоторых приютил у себя, пока те не обзавелись своей крышей. Дед Айшат по отцу — Тазай был самым уважаемым человеком в округе, у него было много кунаков и друзей во всем Дагестане. Мать Айшат — Султанат Салихова — кумычка. Ее отец Кайып был крупным землевладельцем в Кайтаге. Его уважали, к нему ходили за советом, за помощью — он был очень щедрым человеком. А когда начали организовывать колхозы, новые власти первым позвали его:

Тебя уважают, вступишь ты — за тобой пойдут и остальные, — сказали ему. И мудрый Кайып, сдав свои земли и скот, первый пошел в колхоз. Но вскоре увидел, как безжалостно, не по-хозяйски относятся в колхозе к его честно нажитому добру, разочаровался, разгневался — больно было видеть все это. Стал угрюмым, нелюдимым, старался терпеть все это ради семьи. Но однажды чашу терпения переполнили оскорбления неожиданно нагрянувшего бригадира. Кайып не выдержал, вытолкнул его за дверь и сам вышел из колхоза. За ним потянулись и остальные, говоря: «Он же все свое богатство отдал кол­хозу, зачем же с ним поступают так? Если бы там было хорошо, Кайып не вышел бы из колхоза».

Он стал опасен новым властям. Чтобы колхоз окончательно не развалился, его решили выслать. Выслали всю семью в далекую Киргизию.

Кайып очень скучал по родным местам, просил дочь Султанат по вечерам его душевные раны и боль успокаивать чтением Корана. Султанат за эти года выучила Коран наизусть.

Без вести в те годы пропал младший сын Кайыпа Абдуллатип. Безумно любя свою невесту Нари, он без разрешения, без бумаг добрался из Киргизии до Мамедкалы. Но там ему нельзя было показываться — ждала милиция.

Султанат мечтала хоть ползком добраться до родных мест. «Хочу умереть на родине», — говорила она. Султанат так сильно скучала по родному краю, что стала сочинять песни и петь. У нее был красивый голос. Сколько песен она сочинила на чужбине! В них — ее жизнь, ее боль, тревоги, любовь к родине. До конца своих дней она пела эти песни…для детей, для семьи, но не на сцене.

Крепкая, сильная духом Султанат быстро освоилась на новом месте, работала наравне со взрослыми, очень старалась, чтобы ей разре­шили хотя бы на время поехать в родной Дагестан. И когда разрешили, забыв все свои горести, быстро собралась в дорогу. Приехав на родину, дом свой не нашла — его разобрали. Она стояла со слезами на глазах и проклинала, быть может, впервые в жизни тех, кто разорил их дом, их жизнь. Взяла себя в руки, гордо подняла голову, стала расспрашивать, где можно купить два дома. Один — для родителей, другой — для себя.

В 1948 году им разрешили вернуться. Сбылась мечта деда Кайыпа — он увидел свои родные места и умер на родине. Потом скончался муж. Мужественная, добрая Султанат осталась одна с детьми, но выдержала все превратности судьбы, подняла детей, воспитала их настоящими людьми, дала им образование. И дети не подвели ее.

Молодая, крепкая веточка на древе жизни своих дедов — кайтагца Тазая и кумыка Кайыпа — Айшат Тазаева ныне работает в Избербашской городской администрации, руководителем исполкома Избербашского отделения «Единая Россия», председателем Совета женщин г. Избербаша. Пишет стихи, рисует… Выросшая в рабочей семье, воспитанная на примере предков, Веселая Луна даже в эти трудные, жесткие по отношению к честным, трудолюбивым, порядочным людям времена не потеряла веру в людей, в жизнь, веру в то, что еще можно изменить мир…

Никакое дело нельзя считать решенным, пока оно не решено по справедливости, — прагматично говорит грустным голосом Веселая Луна. — Надо работать.

И мне вдруг кажется, что дерзновенность, задор, сама комсомольская юность вновь возвращаются к ней. Когда смотришь на нее, разговариваешь с ней, почему-то кажется, что вся она светится внутренним лунным светом. И люди будто становятся добрее, красивее, радостнее рядом с ней.