ЦЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ

Мировоззрение — это система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

 

В современных условиях в общественном сознании, особенно среди молодежи, приоритетную позицию заняли ценности прагматической направленности, а духовно-нравственную сферу охватил глубочайший кризис, проявляющийся в росте преступности, наркомании, нравственной распущенности и т.д., вследствие чего возникает необходимость изменения менталитета, ценностных ориентаций, поведения и образа жизни личности в гуманистическом направлении.

Для дагестанского общества данная проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что более 60% населения составляют граждане до 30 лет, социально-личностное становление которых происходит в сложных условиях влияния на их сознание массовой и этнической культуры, светского образования и религиозной среды, что значительно затрудняет процесс вхождения в мир социума, а современные социальные отношения ставят их в ситуацию мировоззренческого выбора между: нравственным и безнравственным поведением; стремлением получить максимальную свободу и нежеланием брать на себя ответственность; религиозным и научным миропониманием и т.д.

В этих условиях особенно остро ощущается потребность в выявлении, систематизации и рациональном применении ценностей этнокультуры и более всего этнопедагогики для формирования объективно востребованных социумом духовно-нравственных взглядов, убеждений и идеалов. Отсюда очевидна чрезвычайная необходимость обращения к народной педагогической культуре для формирования мировоззрения молодого человека, потому как именно в народной педагогике нашли отражение веками социально апробированные педагогические идеи, средства, формы, методы, приемы, а также ключевые требования к воспитанию подрастающего поколения.

Глубокое осмысление и осознание историко-педагогического опыта народов позволит человеку эффективно использовать народные прогрессивные мировоззренческие идеи при формировании общественно значимых взглядов, убеждений и идеалов личности, что в значительной мере способствует преемственности поколений и духовно-нравственному возрождению многонационального российского и дагестанского поликультурного общества.

Следует отметить, что народный опыт воспитания личности, содержащийся в традициях и обычаях, в укладе семейного и общественного быта, в произведениях дагестанского многожанрового фольклора, в словесных средствах воспитания, в детских играх, национальных танцах и т.д., нашел отражение во многих научных публикациях, где на ярких примерах народной культуры убедительно раскрываются возможности средств, форм и методов в идейно-нравственном, трудовом, эстетическом, умственном и физическом воспитании юных поколений. В этой связи чрезвычайную актуальность приобретают и уместно напомнить читателю фундаментальные труды, насыщенные прогрессивными мировоззренческими идеями народов Дагестана таких авторов как Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи, Магомедова А.М. «Этнопедагогическая культура Дагестана», Магомедова З.М. «Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания», Мирзоева Ш.А. «Народная педагогика Дагестана», С.М. Омарова «Очерки народной педагогики Дагестана», СаидоваТ.Г. «Традиции народов творят человека», Якубова З.Я. «Формирование мировоззрения учащейся молодежи в многоконфессиональном регионе» и другие.

У народов Дагестана четко очерчены мировоззренческие показатели, испокон веков одобряемые и непременно соблюдаемые здравомыслящим человеком. Так, например, в основе формирования морально-этического облика мужчины у народов Дагестана лежат общественные предписания, аккумулирующие многовековой опыт предков и включающие в себя понятия ­«ях1», ­«мужество», «стойкость», ­толерантность», «преданность» и т.д. При этом понятие ­«ях1» выступает в качестве совокупного выразителя личностных качеств (благородство, трудолюбие, благочестие, честность, щедрость, уважение к старшим, чувство собственного достоинства, великодушие, смелость, отвага) совершенного мужчины, предполагающее наличие терпения, твердости, выдержки, основательности, а также аккуратность, чувство долга, обязательности, воздержание от дурных и легкомысленных поступков. Согласно этой норме мужчине считалось предосудительным выказывать усталость, жаловаться на неудобства, голод, жажду, холод, зной, показывать утомление беседой со старшими, шумно реагировать на неприятность, пасовать перед трудностями.

Идеал женщины-горянки включает предписанные ее природе основные нравственные качества. Как обладательница множества добродетелей, она должна быть: «­светла душой и телом», «­доброжелательна к людям», ­«любящей и заботливой матерью», «быть опорой мужу, верной женой», «оберегать себя от пороков: не завидовать другим, не поддаваться плохим помыслам, не быть жадной, не заниматься пустым делом. Она не может –«показывать посторонним печаль», а может демонстрировать окружающим добро, мягкость, уважение и нежность. Наряду с этим были обязательны в ней такие качества, как благочестие, трудолюбие, скромность, верность, благовоспитанность, которые по канонам народной педагогики прививались с раннего возраста личным примером бабушки, матери, соблюдением системы запретов, устоявшихся табу в жизни горского общества.

Народы Дагестана придают исключительное значение формированию мировоззрения, морально-этических качеств, чему свидетельством служит отсутствие на протяжении всей истории Дагестана такого периода, в котором к формированию морально-этического и гуманистического мировоззрения народы относились с равнодушием. Человек мыслится народами Дагестана не отвлеченно или изолированно от общества, а как самое разумное существо, обладающее высокими духовно-нравственными качествами, национально особыми этикетными нормами и правилами, мировоззренческими взглядами, убеждениями и идеалами. Кроме того, он призван выполнять в обществе конкретные социальные функции и обязанности, предписанные его полу, возрасту, общественному положению, прежде всего в качестве сына или дочери, брата или сестры, отца или матери, дедушки или бабушки. При этом ему отводится роль наставника или наставницы, соседа или соседки, гостя, кунака и, наконец, почетная роль гражданина, труженика или труженицы, мастера или мастерицы, хозяина или хозяйки, воина, лидера, старейшины и т.д.

В Дагестане ценится глубокое знание, понимание и четкое выполнение своих ролевых и половозрастных функций и обязанностей, что выражается в категориях ­«настоящий человек», ­добропорядочный человек», ­идеальный человек», «совершенный человек» и т.д. Социализация в народной педагогике как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом формирования не только морально-этического облика человека, но и его мировоззрения, в результате чего индивид действительно становится частью здравомыслящего общества.

Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов, убеждений и идеалов, сложившихся у человека под влиянием образования и более всего воспринятого и осмысленного им социального опыта, что подтверждают выработанные и социально одобряемые в дагестанском обществе устойчивые взгляды и убеждения человека по отношению: к матери: «­Если лишившийся отца раз сирота, то потерявший мать семь раз сирота» (лезг., дарг., таб.), «Кто родителей почитает, тот вовек не умирает» (лезг.), ­«Для матери хоть яичницу на ладони изжарь, все равно будешь перед нею в долгу» (дарг.); к семье: «­Своего не знающий, чужого не поймет, родного не почитающий, двоюродного не сочтет», «Брат брату опора» (лезг.), ­«Дружба братьев крепче каменной стены» (лакск.), ­«Чем совсем не иметь сестры, лучше иметь хоть слепую» (лакск.); к родственникам: ­«Дерево держится корнями, а человек родными» (дарг.), ­«Джигит идет один на подвиг правый и весь свой род увенчивает славой» (аварск.); к соседям: «­Если у тебя нет соседа, ты сам стань чьим-то соседом» (аварск.), «­Сосед соседу опора», «Ищи не дом, а соседей» (лезг.), «Лучше близкий сосед, чем дальний родственник» (лакск., лезг., дарг.), «Собака соседа не кусает соседа» (лезг.); к аулу (джамаату): ­«Предавший аул, да будет сожжен в ауле», «­Если народ завянет в омуте, и ты следуй за ним» (общедаг.); к Родине: ­«Каждая птица свое гнездо любит» (лакск.), «­В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть» (общедаг.), ­«Сокол не покидает гнезда» (дарг.), «­Человек без родины, что соловей без песни» (общедаг.).

Исходя из конкретных социальных ролей, можно говорить о социально одобряемом мировоззренческом уровне индивида (дагестанца и дагестанки), дагестанской семьи, дагестанского тухума (рода), дагестанского аула (джамаата) и дагестанского народа.

Наши беседы и наблюдения указывают, что многие учащиеся и студенты имеют смутное представление о социальных требованиях к взглядам, убеждениям, идеалам индивида, семьи, рода и народа, у молодых людей отсутствуют четкие представления о социально одобряемых или осуждаемых у народов Дагестана мировоззренческих взглядах, убеждениях и идеалах, ощущается слабое знание прогрессивных обычаев и традиций своего народа, отсутствие стремления и достаточного интереса к родному языку, к культуре своего и других народов, к осмыслению и принятию на личностном уровне мировоззренческих ценностей своего народа как смыслосозидательных ориентиров и т.д.

С целью выявления причин такого положения нами проведен анализ общеобразовательных учебных программ и учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ для 10-11 классов. Оказалось, что в содержании предметов обществоведческого, литературоведческого, языковедческого, да и других циклов отсутствуют прогрессивные народные идеи духовно-нравственного воспитания учащихся и недостаточно раскрыта в них взаимосвязь с ценностями общечеловеческой морали. Все это говорит о необходимости пересмотра содержания общеобразовательных предметов с целью внесения в учебные программы и учебники этнопедагогического материала, позволяющего улучшить процесс формирования у учащихся гуманистического мировоззрения. В содержание мировоззренческой подготовки учащихся следует включить этнопедагогический материал гуманистической направленности, включающий кодекс нравственности ­«намус»; традиции (взаимопомощи и взаимопонимания); исламские традиции воспитания; словесные средства воспитания (пословицы и поговорки, загадки).

В общественном сознании дагестанских народов веками формировалось ценностно-смысловое отношение к таким духовно-нравственным ценностям, как знание, семья, родственники, труд, взаимопонимание и взаимопомощь, родной язык, патриотизм, человеколюбие, усвоение которых молодыми людьми происходит через живую связь в общении, в труде между старшим и молодым поколениями, через усвоение идей, запечатленных в фольклорных произведениях.

Формами оптимизации мировоззрения могут быть встречи с мастерами народного слова, пожилыми людьми, ветеранами войны и труда, воинами; поисково-исследовательская и краеведческая работа; участие в трудовой и общественно-политической деятельности; экскурсии на предприятия, в музеи; литературно-художественные вечера этнокультурной направленности. Оптимальными методами могут быть: этическая беседа; убеждение; сочинение-эссе по раскрытию смысловой значимости пословиц и поговорок; исследование и анализ произведений устного народного творчества; дискуссия, моделирование жизненной ситуации с последующим ее анализом; положительный пример взрослых; игра; поощрение и наказание; описание традиций, народных праздников по личным впечатлениям; оформление альбомов и стендов, сравнительно-сопоставительный анализ традиций и современности; подготовка рефератов, исследовательских проектов и т.д.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, хочется отметить, для оптимального формирования гуманистического мировоззрения, основанного на прогрессивном этнокультурном потенциале, на наш взгляд, необходимо:

  1. Включение в содержание общеобразовательных дисциплин этнопедагогического материала, элементов народной культуры и исламской этики. В содержание учебного материала необходимо включить: правила, побуждающие учащихся активизировать мыслительную деятельность по критическому осмыслению этнопедагогического потенциала.
  2. Особый акцент нужно делать на вербальные формы выражения мировоззренческих позиций народа, которые помогут учащимся определить духовно-нравственные ориентиры образцовой личности.
  3. Важно непременно выделить положительные жизненные примеры, позволяющие создать благоприятную среду самовоспитания, самоопределения и самореализации учащихся на ценностях народной духовной культуры.

Мы убеждены в том, что включение в содержание общеобразовательных программ и учебников этнопедагогического материала будет способствовать оптимальному развитию у учащихся мировоззренческих качеств, толерантности, патриотизма, интернационализма, гуманизма, присущих настоящему гражданину страны и республики.

 

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения России