ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В цивилизованном обществе уважение к носителю иной культуры — весьма важное условие обеспечения мира и согласия. На уважении и признании основывается все созидательное в мире: равномерные межличностные, межнациональные отношения, достижения в области экономики, политики, образования и многое другое. Однако вся проблема в том, как же формировать уважение и признание культурного наследия в таком великом государстве как Россия, где по данным Росстата на 1 января 2020 года насчитывается почти 200 народов, из которых около 100 коренных народов, чья основная этническая территория находится в России. Безусловно, как федеральные, так и региональные программно-инструктивные документы, в том числе и регулярно исходящие от органов образования, в последние десятилетия неустанно призывают общество к межкультурной толерантности (терпимости). Стало быть, и есть соответствующая законодательная база для неотложного решения проблемы. Но при всем этом, очевидно, что граждане великой России до сих пор лишены возможности понять и осознать культурное величие своего государства. Даже наиболее образованная часть российского общества — многие представители интеллигенции зачастую затрудняются характеризовать географические, социальные, национально-региональные условия какого-либо народа, не говоря уже об особенностях психолого-педагогических и культурных. Путаются названия народов, непростительно легко искажаются этнонимы, антропонимы, духовные, материальные ценности, исконно присущие одному народу, иногда преподносятся как достижения другого народа. Дошло даже до того, что несведущие деятели различных рангов, многочисленные народы Кавказа стали и через телеэкран и в прессе именовать одним бессмысленным пренебрежительным понятием — «лица кавказской национальности».

Особую тревогу вызывают данные, полученные при опросе специалистов различного уровня, в том числе и военнослужащих, в последние годы волей судьбы оказавшихся на Кавказе, в частности в Дагестане. Большинство из них до приезда в республику не только не знали, каковы основные историко-культурные достижения народов Дагестана, но и никогда не представляли себе, какие народы проживают в Дагестане. Многие были приятно удивлены, кода узнали, что в Дагестане веками дружно и сплоченно проживают около 40 этносов, были безмерно рады невиданным гостеприимством, благодушием, щедростью, мужеством, стойкостью и особенно единством и дружбой дагестанских народов как между собой, с на­родами Кавказа, так и с русским народом, в особенности. Более всего подчеркивали тот факт, что дагестанцы хорошо владеют рус­ским языком, знают русскую литературу, русскую художественную и музыкальную культуру, русских ученых и полководцев, чтят русских учителей и деятелей науки, при любой необходимости, легко опираются на эти знания в своей жизни и деятельности. У исследуемых неоднократно возникал вопрос «Почему вы, дагестанцы, знаете нас так хорошо, а мы, русские, знаем вас так плохо?». «Ведь мы учились в школах и вузах, где российские образовательные про­граммы?». Аналогичные вопросы, как нам представляется, могли бы возникнуть у опра­шиваемых, да и у самих современных дагестанцев и в любом другом регионе России.

Каковы причинно-следственные связи явления, которое уже много лет усилиями недругов пытаются вести к обособлению народов России? Для поиска ответов на эти и другие вопросы нами были проанализированы программно-инструктивные документы, учебно-методическая литература по ряду гуманитарных предметов, изучающимся в современной школе. Оказалось, что при отборе и систематизации содержания образования по предметам русская литература, история Отечества, Отечественная культура нарушается принцип единства и целостности, обеспечивающий равное представление в рамках учебных программ и учебников ин­тернационально значимых литературных произведений, исторических фактов и событий, материальных и духовных ценностей из куль­турного наследия разных народов России. Программа и учебное пособие под названием «Отечественная культура» полностью основывается только на материале русского народа. Все это приводит к одностороннему изучению литературного и историко-культурного наследия российского многонационального государства, лишает подрастающее поколение широкой, функциональной всеобъемлющей культурологической грамотности. И что более всего должно тревожить, односторонность изучения данных предметов создает предпосылки для возникновения чувств и интересов национальной исключительности, национа­лизма и шовинизма, что негативно сказывается на межличностных и межнациональных отношениях. (Вспомним ближайшее прошлое. Ведь не случайно в учебниках русской литературы советского периода широко были представлены Чингиз Айтматов, Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов и другие национальные поэты и писатели. Они сыграли свою консолидирующую роль для многих поколений).

В этих условиях с целью повышения функциональной грамотности учащихся и студентов по культуре народов многонациональной России видим целесообразность обязательного включения в стандарты образования учеб­ной дисциплины «Отечественная культура», по форме и по содержанию отвечающей на­званию предмета. Проблемы межнациональных отношений могут быть разрешены только тогда, когда будет открыт широкий доступ ко всем культурам народов Отечества, когда учащиеся, очевидно, убедятся в богатстве и многообразии духовной и материальной культуры как ближних, так и дальних народов, получат право проявлять свою культурную индивидуальность, быть понятыми и понятли­выми носителями других культур. Иными словами проблемы межнациональных отношений находятся в прямой зависимости от решения межкультурных отношений.

Науке и практике известны различные межкультурные отношения. Данные исследования позволили заметить, насколько смутно представляет молодое поколение смысловое содержание и практические результаты этих отношений. Учащиеся не сознают или же смутно представляют, что нетерпимость к иному образу жизни приводит к расколу этносов и к разрухе этнических ценностей; что при ассимиляции одна культура поглощает другую и, в конечном счете, исчезает культура меньшинства; что изолированное существование культуры ведет к изоляции самого человека и этноса в целом и многое другое; что, в конечном счете, все эти отношения противоречат здравому общественному мнению, не способны обеспечивать развитие как этнической, так и общечеловеческой культуры.

В этой связи для оптимального обеспечения единства и общности культур и через нее близких и дальних этносов возникает чрезвычайная необходимость больше и максимально доступно акцентировать внимание учащейся молодежи на интеграционные процессы, практикуемые в историко-культурном наследии народов нашей страны и республики. К таким основополагающим, объединяющим и консолидирующим идеям можно отнести следующие идеи народной педагогики: общности историко-культурных условий развития народов; единства взглядов на идеал совершенной личности; идея общности лексико-грамматических терминов и понятий, выражающих межличностные и общественные отношения; общности содержания художественно-эстетических культурных ценностей; типичности и идентичности орудий, изделий и продуктов труда, хозяйственно бытовых строений и сооружений; общности элементов национальной одежды, украшений и снаряжений; общности форм и содержания организации традиционных народных праздников, обрядов и ритуалов; общности основ народной психологии и многое другое.

Эти и другие идеи, при условии их максимально доступном и после­довательном освещении в учебной литературе и умелом использовании в учебно-воспитательном процессе, способны обеспечить межкультурную толерантность, к чему должно идти и постепенно идет все человечество.

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения России, профессор

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяМусорные курганы
Следующая статьяПоздравляем!