Хроника минувшего

в дополнение к публикации «Дж. Коркмасов и российско-иранские отношения»
(«Дагестанская жизнь» № 24 от 08.10.2020г.)

С надеждой на неостывшую в памяти читателей публикации, размещенной и на сайте европейского литературного клуба «OstrovAndersval» (5 октября 2020 г.) хочу в ее продолжении, пополняя авторитетную копилку истории, порадовать своим новым приобретением.

Работа над основной темой близилась к завершению, когда прознав о наличии в кладовых РГАКФД чудом сохранившихся фрагментов бесценной хроники о « 3-ем Международном Конгрессе по иранскому искусству и археологии », я допускал о наличии там кадров, не могущих хоть на миг, каким то боком не запечатлеть Дж. Коркмасова и, время покажет – надежду эту я лелеял не зря.

Однако, питаемый благостными надеждами, подступиться к источнику дорогой информации никакой возможности тогда не имел.

Объективно сказались проблемы,переживаемые в современных условиях пандемии, установившей как и повсюду, ограниченный режим работы и этого государственного учреждения.

Удовлетворение моей заявки, в этой связи, просто переносилось на неопределенное время. И, только спустя полгода,во все еще сохраняющейся обстановке, доступ в архив хоть и стал осуществляться, но в очень ограниченном порядке, а список, сформированной очередности еще ко времени моего обращения в РГАКФД, переваливал в следующий2021г.

Потому, изысканная сотрудниками архива в этих условиях возможность предоставления, с большой поблажкой для меня, окна 30 ноября с. г. явилось сущим благом утоляющим мою непомерную жажду исследований.

О самом факте наличия в этом архиве уникальных фрагментов хроники мне стало известно из работы Д.О. Васильевой,опубликованной в «Сообщениях Государственного Эрмитажа LXXIV», сообщившей сведения о различных источниках,содержащих данные о III Международном конгрессе и, в частности, указавшей на наличие кино-хроники.

Ранним, серым, промозглым утром 30 ноября, в комфортном салоне уютного авто, оперативно покинув еще не запруженный центр, мы с большим воодушевлением, целиком находясь во власти интуитивного воздействия важности нашей миссии предстоящей встречи с Коркмасовым и преисполненные чувством волнующей радости исполняемого внутреннего и социального долга, держим курс на север столицы – подмосковный Красногорск.

Со мной небезучастный, трепетный сторонник отечественной истории, уже не в первый и, далеко не во второй раз отправившийся в совместный поход навстречу с таинственным прошлым – Зульфигар Зайналов.

С завидной скоростью рассекая свободное пространство мы мчимся по Ленинградскому шоссе и с должной иронией сочувствуя невольной участи соучастников потока на противоположной полосе трассы, наблюдаем картину, вытянувшейся в необозримой нашему глазу,монотонной пробочной массы из плотно прижавшихся средств разнокалиберного транспорта, ползущего в противоположном направлении.

Довольно скоро покрыв оперативный простор,мы на подступах к объекту: ул. Речная, д.1 — архивкинофотодокументов — старый, возможно не совсем ухоженный, но вполне добротный особняк с довольно обширной территорией занимает ключевую позицию на возвышенности с масштабно открывающейся под ним панорамой городского ландшафта.

С 1992 г. он носит нынешнее название и включен в Государственный фонд особо ценных объектов наследия народов России.

Уникальный в своем роде, он разместился здесь с 1953г., переехав из Лефортовского дворца в специально построенное в этих целях здание.

Возводилось оно по проекту немецкого архитектора Пауля Шпигеля и предназначалось для архива НКВД о военнопленных и перемещенных лицах.

Строительством режимного объекта занимались военнопленные немцы и японцы содержащиеся в красногорском лагере №27.

Это были преимущественно пленные 6–ой ударной армии фашистов, под командованием известного в истории генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса, также содержавшегося в этом лагере, попавшей в капкан под Волгой и капитулировавшей в 1943г.

Однако продолжим. В этом архиве мне доводилось работать и ранее. Начало положил в 1989г. Тогда он явил нам живого Коркмасова в бесценных кадрах исторической хроники: «Советско-турецкий Договор о дружбе и братстве» (Кремль, 16 марта 1921г.); «Съезд Народов Востока» ( Баку, сентябрь 1920г.); «Похороны главы Советского Государства В.И. Ленина», (Москва, январь 1924г., Колонный Зал Дома Союзов, где в первом ряду; Куйбышев, Коркмасов, Орджоникидзе, Фрунзе и другие. руководители государства).

Получив на проходной пропуска, мы, тепло встреченные ожидавшими сотрудниками кинозала, отправляемся за получением приготовленной кинохроники, поднятой для нас из хранилища.

В моих руках сокровенный груз — две старые, в слегка помятых металлических футлярах, увесистые кино- бобины:№№ — 1-4376 и 1-10443.Трепетно подношу их к одному из столов с профессиональным кинооборудованием. Сознание торопит проникнуть во внутрь, прикоснуться к таинственному содержанию. С помощью сотрудника, объяснившего правила пользования, заправляю пленку в аппарат и он бойко и шумно застрекотал.Прильнул к экрану. Полетели метры старой пленки первой бобины звуковой хроники.

Замелькали мутные картинки о совершенно разных, и совершенно не интересующих нас событиях.

И, наконец, показалось именно то, что ждалось с таким нетерпением: «3-ий Международный конгресс по Иранскому искусству и археологии», Ленинград, оператор Беляев».

Впиваюсь в экран. Но, вижу всего лишь прибытие иностранных делегаций на Московский вокзал Ленинграда, их поездку на машинах к главному порталу Эрмитажа,встречу главой правительства СССР и Председателем Всесоюзного Оргкомитета Молотовым и, еще несколько кадров демонстрирующих экспонаты с шедеврами иранского искусства на выставке в Эрмитаже. Все! Однако, заново прокручиваю возвращаясь к просмотру этих сюжетов.

Но, как не присматриваюсь в быстро мелькающие лица, Коркмасова среди них нет.

Растет досадное чувство. Но не теряя духа и надежды, вправляю ленту следующей бобины учетного № — 1-10443.

Снова громко застрочил аппарат, замелькали, возможно для кого-то, очень ценные кадры исторической хроники. Но, вдруг, кадры несущейся пленки открывают вид на Президиум конгресса – Замираю — Эврика!

Тут и вглядываться и присматриваться нечего.

Перед нами на переднем плане живой Джелал-Эд-Дин Коркмасов.

Волнующая встреча состоялась. Останавливаю один из кадров, всматриваемся и изучаем портрет исторической личности всегда стоявшей на уровне решения высоких государственных и международных задач: величественная осанка, глубокий пронзительный взгляд, воплощение интеллекта, мысли, мужества, силы и воли.

На фоне исследованной темы спокойно идентифицирую остальных.

По центру Коркмасов, справа стоит выступающий с приветственным словом (на фарси и английском) министр просвещения Ирана – г-н Хекмат, слева профессор Зарре (Германия), за его спиной профессор Аштон (Англия). Вот они, крупицы уцелевшей драгоценности, избежавшей насилие цензорских ножниц, из нескольких чудом выживших кадров уникального фрагмента хроники некогда полного фильма об очень знаменательном событии ХХ века: «III Международном конгрессе по иранскому искусству и археологии».

Всего лишь полторы минуты, но каких! «Та же добыча радия в грамм добычи в годы труды» (Маяковский).

Немедленно размещаю заказ № 496; фильма и фотографий. Оперативно исполненная на следующий же день сотрудниками архива, продукция эта, таким образом, став достоянием моего архива, безотлагательно используется в данной публикации, обогащая и оживляя ее текст и, подводящая итог всей этой поистине необыкновенной истории, чтоб вместе с тем, увидев свет максимально расширить географию ее жизни.

Таким образом, спустя 85 лет приоткрыта еще одна уникальная страница истории из жизни и деятельности выдающегося человека, преподнесшая нам доселе неизвестные фото-документы, любезно предлагаемые читателю. Публикуя их, мы таким образом, запускаем их и в научный оборот и в свободно плавание.

Анатолий Коркмасов