Многогранный талант

(к 90-летию профессора Магомеда Абдуллаева)

На всех этапах исторического развития Дагестан славился известными личностями — учеными, поэтами, спортсменами. К их числу принадлежит и профессор Абдуллаев Магомед Абдулаевич.

Абдуллаев — автор более 30 монографий и учебных пособий, 350 журнальных и тысячи газетных статей, заслуженный деятель науки России и Дагестана, академик МАИ, президент его Дагестанского  отделения, дважды лауреат Государственной премии РД, лауреат Всесоюзного конкурса за лучшую работу в области общественных наук. Он подготовил более 30 кандидатов и 5 докторов наук.

Магомед Абдуллаев родился в ноябре 1930г. в селении Губден Ленинского района Дагестанской АССР, в многодетной семье сельских тружеников. Будущий ученый Магомед уже в школе отличался любознательностью, за что его прозвали «философом».

Учебу он начал в Дагестанском педагогическом училище в г. Буйнакске, затем окончил исторический факультет Даггоспединститута им. С. Стальского, где был рекомендован в аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова. Здесь он встретился с заведующим кафедрой МГУ, известным ученым Х.М. Фаталиевым, который повлиял на его дальнейшую научную деятельность. В 1956г. Абдуллаев защитил кандидатскую диссертацию, а в 1958г.- получил звание доцента Даггосуниверситета. Успешная преподавательская и научная деятельность снискали ему популярность в коллективе и он был избран заведующим кафедрой философии. В 1966г. он защитил докторскую диссертацию, став первым на Северном Кавказе доктором философских наук. В этом же году он был утвержден в звании профессора.

Талант профессора Абдуллаева многообразен и проявляется в его способности к конкретным исследованиям и широким обобщениям. Настоящая эрудиция и редкий дар видеть суть глубинных исторических процессов заставляют его постоянно обращаться к новой проблематике, ставить новые исследовательские задачи и искать не пройденные пути для их разрешения.

В этом отношении самого серьезного внимания заслуживает его работа «Мыслители Дагестана XIX- начала ХХвв», которая была и является основой для дальнейшей всесторонней разработки проблем общественной мысли дагестанских народов. Абдуллаев в этой книге пересмотрел все оценки, связанные с мусульманским культурным наследием. Выход этой книги вызвал бурю возмущения в официальных властных структурах и в некоторых кругах научной и творческой общественности. Я был аспирантом, когда в Институте им. Г. Цадасы Дагфилиала АН СССР три дня шло так называемое обсуждение его книги. Это было не обсуждение, а осуждение Абдуллаева за то, что он посмел пересмотреть устоявшиеся, ставшие своего рода азбукой марксизма вопросы.

Концепции и выводы Абдуллаева в особенности по части роли арабо-мусульманской культуры и истории местной общественной мысли, противоречили общепризнанным оценкам, считавшимися единственно марксистскими, и вызывали неадекватную реакцию властей и научной общественности.

В изучение истории философской мысли народов Дагестана профессор Абдуллаев внес неоценимый вклад и такими фундаментальными исследованиями, как «Из истории философской и общественно — политической мысли народов Дагестана в XIX веке», «Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в.», «Из истории философской и общественно — политической мысли Дагестана с древнейших времен до присоединения Дагестана к России». «Актуальные проблемы философской науки» и др. Эти труды получили высокую оценку в центральной и местной печати: одна из них отмечена премией Всесоюзного конкурса и медалью ВДНХ, вторая — Государственной премией Дагестана.

При написании этих трудов он проделал огромную поисковую и аналитическую работу, в результате чего была убедительно опровергнута утвердившаяся в науке нигилистическая концепция и доказано существование в досоветском Дагестане богатой письменной литературы, научной и философской мысли. Трудности состояли в том, что источники в своем большинстве не были выявлены, собраны и переведены на русский язык с иностранных и дагестанских языков, не говоря об их научном анализе.

В результате огромной работы он завершил освещение проблемы общественной мысли дагестанских народов, что в корне изменило представление о духовной культуре народов Дагестана.

Большим вкладом в науку является и другая его монография «Из истории научной и гуманитарной мысли досоветского Дагестана». В ней он первым прослеживает развитие естественно — научной и гуманитарной мысли в досоветском Дагестане, показывает, что сложившееся в научной литературе сплошь отрицательное мнение о мусульманских (конфессиональных) школах несостоятельно. Наоборот они давали, как считает Абдуллаев, не только религиозные, но и естественно — научные знания.

Эта книга является ценным учебным пособием для школ, средних и высших учебных заведений. Известные педагоги страны дали высокую оценку монографии, назвав ее крупным вкладом в педагогическую науку.

Как отмечается в отзывах видных ученых — философов Т. Ойзермана и др. Абдуллаев создал новое направление дагестанской науки — изучение культурно — философского наследия Дагестана досоветского периода.

Им выявлено, изучено и опубликовано в печати наследие около полусотни ученых и мыслителей Дагестана XVII — начала XX вв. Это был титанический труд, поскольку все они были написаны арабским шрифтом и нередко на арабском языке, и их прочтение и осмысление требовало больших усилий. Дело заключается не только в его трудоспособности, но и в его высоком гражданском мужестве, убежденности в своей правоте и готовности перенести любые нападки со стороны всех тех, кто это не понимал.

Магомеду Абдуллаеву принадлежит заслуга в разработке новой концепции возникновения и сущности тарикатского мюридизма — кавказской разновидности суфизма. Он издал монографию «Суфизм и его разновидности на Северо — Восточном Кавказе», в которой на основе новых источников изучаются все три тариката (накшбандийский, кадирийский и шазилийский), распространенные в регионе.

В 2004г. вышло второе, значительно дополненное издание этой монографии профессора Абдуллаева. В книге приложены редчайшие источники тарикатов, распространенных в регионе.

Значительны заслуги Абдуллаева и в области социологии — общей и конкретный, прикладной. К общей социологии относятся разделы работ, опубликованные в коллективных трудах институтов РАН, а также в Узбекистане, Киргизии, Молдавии и др., брошюры, статьи по социально — политическим вопросам.

Абдуллаев одним из первых на Северном Кавказе создал социологическую лабораторию, которая подключилась к изучению проблем религиозности населения.

Профессор Абдуллаев плодотворно работает над вопросами национальных отношений. Об этом свидетельствуют его труды «Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР», «Северный Кавказ в объективе антикоммунизма», «Социализм и народы Северного Кавказа», «Межнациональные отношения: некоторые аспекты их стабилизации» (в соавторстве) и др.

В разделах монографий и специальных статьях Абдуллаев подчеркивает роль России и русского народа в исторических судьбах народов Дагестана, Северного Кавказа.

Абдуллаев внес существенный вклад в изучение методологических и общетеоретических проблем историко — философской науки. В его трудах делаются попытки уточнить предмет философии вообще и истории философской и общественно — политической мысли в частности, творчески осмыслить общее и особенное в истории философской мысли и ее развитии в Дагестане.

Магомед Абдуллаев является соавтором разделов многотомной книги «История философии в СССР», других коллективных трудов и справочных изданий.

С его работами знаком и зарубежный читатель, в частности, изданы в переводе во многих странах монография «Казем — Бек-ученый и мыслитель», а также доклады на международных симпозиумах, статьи на актуальные проблемы. На турецком языке издана его работа « Из истории культурно — философского наследия Дагестана» в двух частях. Отзывы о его трудах выходили во Франции, США, Англии, Болгарии, Алжире и др.

Магомед Абдуллаевич в настоящее время разрабатывает актуальные проблемы: «Культурно — философское наследие народов Дагестана» и «Методическое и общетеоретическое значение философии для информациологии».

Готовый ради любимого дела, ради добра и правды пожертвовать всем — вот характерные черты ученого Абдуллаева. Вся деятельность профессора Абдуллаева как ученого и педагога помогает нам, его последователям, глубже понять и лучше разобраться в происходящих сегодня в обществе процессах.

Абдуллаев активный участник международных симпозиумов, всесоюзных, всероссийских, региональных конференций и научных сессий, посвященных актуальным философским проблемам прошлого и настоящего. С содержательными докладами он выступал в Москве, Санкт- Петербурге, Ростове- на- Дону, Тбилиси, Баку, Нальчике и других городах и странах.

У Магомеда Абдуллаева учились многие нынешние известные ученые по гуманитарным и естественным наукам. Как высоко подготовленного ученого и опытного педагога Абдуллаева часто приглашают для чтения спецкурсов в высших учебных заведениях Грозного, Нальчика, Владикавказа, Ташкента, Баку и других городов. В течение ряда лет он читал спецкурсы на философском факультете МГУ. Тематика его лекций была посвящена истории философской мысли арабо-мусульманского Востока и Северного Кавказа, истории религии и атеизма, проблемам межнациональных отношений.

Профессор Абдуллаев внес особый вклад в разработку учебных и учебно — методических пособий по философским наукам для вузов. Он является руководителем авторского коллектива и одним из основных авторов дважды переизданного пособия «Очерки научного атеизма», которое в течение ряда лет служило учебным пособием для вузов Северного Кавказа и Дагестана.

В учебно-методическом пособии «Философия в свете переоценки духовных ценностей» Абдуллаев пытается с позиции современности внести коррективы в интерпретацию проблем вузовской программы по философии, дается раздел, посвященный философским вопросам медицины.

С переходом профессора Абдуллаева на работу в Медицинскую академию, его кафедра стала в республике центром по исследованию историко-философских, этико-нравственных проблем. Это редкое явление в негуманитарных вузах.

Из сказанного вытекает, что Магомед Абдуллаевич не только маститый ученый, но и одаренный педагог. Можно с полной уверенностью и ответственностью сказать, что такими разносторонними знаниями и продуктивностью обладают далеко не все члены государственных академий нашей страны. Однако он еще не академик государственной академии. Чтобы быть избранным в эту академию нужно установить тесные отношения с избирателями, т.е. с теми членами академии, от которых зависит избрание в отделении, затем в секции, на собрании АН. Быть избранными в государственную академию имеют возможность главным образом руководители научных учреждений. Не случайно ученые Сибирского Отделения РАН с возмущением обратились к президенту РАН о том, когда РАН перестанет быть клубом руководителей научных учреждений и станет академией подлинных ученых. На самом деле, сколько достойных быть членами РАН остаются вне этого учреждения. По поводу выборов в государственную академию «Литературная газета» писала: «Трудно уважительно относится к решениям академического сообщества, если отбор перспективных ученых напоминает очередь в продовольственный магазин чуть зазевался, отвлекся — место уже занято» (18 июня 1997г.)

Так, патриарх дагестанской исторической науки профессор Расул Магомедов несколько раз пытался пробиться РАН но не «пустили» Не был членом РАН всемирно известный Василий Абаев и др. Такова судьба и профессора Магомеда Абдуллаева.

Прав президент Международной академии наук высшей школы Валентин Шукшунов, который пишет: «Как повелось на Руси, членами конкурсных комиссий являются в основном представители академического сектора науки. Они же, как известно, убеждены в том, что вузовская наука является второсортной».

В 2007-2017 гг. Магомед Абдуллаев работал зав. кафедрой философии и иностранных языков Дагестанского научного центра РАН. За эти годы под его руководством выполнялись кандидатские и докторские диссертации не только представителями Дагестана, но и Северного Кавказа.

Я знаком с Магомедом Абдуллаевичем с 1960 г., со студенческих лет, когда еще учился на IV курсе. Он читал курс лекций и вел семинарские занятия по историческому материализму. Особенно большое влияние на студентов, в том числе и на меня, тогда оказывали его лекции по философской и общественно — политической мысли  Дагестана. Это было совершенно новое для нас. Тогда еще на лекциях он использовал фактор регионального компонента.

Связи с Абдуллаевым я не терял и в годы учебы в аспирантуре, также работая в Институте ИЯЛ им Г. Цадасы, затем ученым секретарем  Дагестанского филиала АН СССР, а также в Даггоспедуниверситете, принимал участие и выступал на презентациях трудов Магомеда Абдуллаева.

Целеустремленной, продолжительной научной и педагогической деятельностью, широкими познаниями Магомед Абдуллаевич заслужил признательность и уважение народов Дагестана и Северного Кавказа, интеллигенции, студенчества. И ныне маститый ученый, талантливый педагог и наставник полон энергии, поражает удивительным трудолюбием и необычайной продуктивностью. Не вызывает сомнения то, что ученый сделает еще много в научной и педагогической областях и порадует нас новыми исследованиями, учебно — методическими пособиями.

Заслуги Магомеда Абдуллаева в научной и учебно-педагогической деятельности отмечены многими правительственными наградами, ему присвоены, звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» и «Заслуженный деятель науки Республики Дагестан».

Магомед Гасанов,

доктор исторических наук, профессор