ОБЛИК МУЖЧИНЫ В ПЕДАГОГИКЕ ДАГЕСТАНА

Современное демократическое общество, к формированию которого мы стремимся, — это общество свободных, сознательных, всесторонне развитых людей, способности, знания, умения и навыки которых должны формироваться на основе национально-специфических и общечеловечески значимых морально-этических ценностях и получат самое полное применение в служении своему народу и государству. Такой уровень полноценной социализации людей требует всемерного усиления роли нравственных начал в жизни и деятельности всего общества. К сожалению, в постперестроечный период,в эпоху разрушения коммунистического самосознания и формирования нового, этому аспекту жизни не было уделено должного внимания.

Первое место, как ни странно, среди жизненных приоритетов современных людей заняло жажда обогащения. Забыты исконно значимые для полноценного человека и общества нравственные понятия и категории. Понятия патриотизм, совесть, честность в последние десятилетия подвергались насмешкам. Политические верхи, занятые дележом и растратой природных богатств страны, не уделяли должного внимания ни экономическому, ни тем более духовному состоянию народа. Министерство образования и науки, отказавшись от старой системы формирования и социализации подрастающего поколения, не смогло придумать и внедрить ничего нового и более достойного для формирования морально-этического облика подрастающих поколений российских граждан. В результате этого возникший в системе воспитания и образования вакуум был заполнен различными сомнительными инородными идеями и методиками, совершенно чуждыми российскому и дагестанскому менталитетам. Отрицательную роль в формировании нравственного самосознания юных граждан России сыграли СМИ со своей пропагандой западной поп-культуры.Все это не могло не сказаться на нравственно-этическом облике населения, в частности на облике подрастающего мужского поколения – нынешней и грядущей опоры в защите интересов Родины и Отечества.

На деформацию традиционного мужского эталона поведения повлиял и ряд дополнительных факторов. Из-за шаткости экономического положения в подавляющем большинстве семей, мужчины-отцы значительную часть своего времени посвящают трудовой деятельности,и вся нагрузка по воспитанию юного поколения ложится на женские плечи. А из-за роста числа матерей-одиночек многие мальчики вообще не видят перед глазами достойного мужского примера – исторически характерного для этнокультуры народов России. Более того в общеобразовательных школах воспитание и обучение подрастающего поколения как правило проходит без учета половых особенностей учащихся. А оттого, что большинство учителей в школах женщины, преподавание ведется в соответствии с их феминными качествами личности. Результат-усвоение многими современными юношами женских установок и взглядов на жизнь. Многие современные дети, подростки и юноши или становятся нерешительными и слабовольными, или начинают проявлять негативизм и демонстративность. В дальнейшем у мальчиков — будущих мужчин развиваются комплексы, стрессы личностные расстройства.

Исторически закономерно то, что основная нагрузка по поддержанию стабильности в человеческом сообществе и его эффективному прогрессу в большинстве областях ложится на мужчин. Но если мужчины подвержены «нравственной эрозии», о которой говорилось выше, то они фактически не смогут выполнять возложенные на них функции. Для формирования современного поколения в духе гражданственности, патриотизма и высокой нравственности большое значение имеет изучение и внедрение нравственно-культурного опыта предыдущих поколений.

Дагестанские этнокультурные прогрессивные педагогические традиции — это главное достояние нашего народа. Они складывались веками, по крупицам собирались на протяжении всей нашей истории, передавались из поколения в поколение. Молодежь в Дагестане всегда начинала свое становление, опираясь на прогрессивные народные традиции. Морально-этические традиции помогали не только формированию достойного человека, семьи, рода и целостного народа, всеми этносами сплотиться вокруг национальной дагестанской идеи и достойно пройти исторический путь становления и развития в крайне трудных условиях.

Дагестанские народы, и, прежде всего, мужское население достойно сопротивлялись не только бесконечным притеснениям со стороны феодальной верхушки, которые всячески старались ущемить их права, закабалить свободных крестьян-узденей, но и бесконечным угрозам иноземных захватчиков. В разные исторические эпохи Дагестан подвергался нападениям со стороны сасанидов, гуннов, хазар, Чингисхана, Тамерлана, Надир-шаха,турков и других агрессоров.Дополнительные трудности создавали суровые природные условия Дагестана. Небольшое количество пахотных земель, холодные зимы, изолированность горных районов. В таких условиях каждый кусок хлеба давался с трудом. Но все эти трудности не сломили дух дагестанского народа.

Постоянная борьба за существование, за свою независимость развивали у дагестанцев такие качества как независимость, смекалка, личная инициатива,трудолюбие,ответственность,честность. В таких условиях выковывался особый морально-этический облик дагестанца, дорожившего своей свободой, честью,традициями и с уважением относившегося к труду. Высокие морально-этические и физические качества дагестанцев отмечали многие иностранные путешественники. Они, восхищаясь нравственным и физическим совершенством, широко одобряли их традиционный уклад жизни.

Каковы же прогрессивные этнокультурные традиции, направленные народами Дагестана на формирование морально-этического облика настоящего человека, в данном случае настоящего мужчины?

Слово «традиция» означает понятие о правилах или обычаях, передаваемых из поколение в поколение. Оно происходит от латинского слова «традитио», буквально означающего «предание» — устная передача исторического опыта. Традиции является своеобразным «концентратом» полезных сведений за всю историческую эпоху существования народа, в буквальном смысле инструкциями к действию в тех или иных случаях жизни. Переходя от одного поколения к другому, ставшие традиционными обычаи, общественные порядки, нормы поведения людей в труде, быту, семейных отношениях и так далее оказывают серьезное влияние на всю общественную жизнь.

Именно традиции позволяют избежать хаоса в общественных отношениях, сохраняют уникальность данного сообщества, способствуют стабильности его дальнейшего развития. Этнографы и историки свидетельствуют, что у племен, состоявших всего из нескольких сот человек, насчитывалось порой великое множество традиций (бытовых, хозяйственных, трудовых, воспитательных, организационных и других), что именно благодаря густой и прочной сети традиций такие племена сохраняли свою самобытность.

Традиции непосредственно связаны с укладом жизни народа и накладывают отпечаток на облик человека, регулируя нормы поведения людей в обществе, формируют его менталитет. Они в большинстве случаев переплетаются с правовыми нормами общества, связанные с моралью, искусством и правом, они накопляют и закрепляют в исторически конкретных условиях жизни данной человеческой общности нормы поведения, обычаи, нравы, взгляды, идеи людей, освященные моралью и эстетическими представлениями. Интересно то, что значение традиций, в особенности воспитательных, их огромная роль в жизни общества подмечены не только современными педагогами, но и такими античными философами как Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, Сенека.

Педагогические традиции народов Дагестана направлены на то, чтобы подготовить человека к трудовой деятельности, семейной жизни и адекватному взаимодействию с обществом. То есть по представлениям народов Дагестана вступивший во взрослую жизнь мужчина должен быть хорошим работником, ответственным семьянином, полезным и активным членом общества.

О воспитания ребенка, еще более об обеспечении достойного воспитания ребенка мужского пола в народе заботились буквально с самого его рождения. Чеканный и немногословный стих классика дагестанской поэзии Омарла Батырая по этому настораживает:

Пусть у храброго отца

Не родится робкий сын,

 Ибо должен будет он

 Дать отпор врагам отца.

 Пусть у робкого отца

 Не родится храбрый сын,

 Ибо должен будет он

 Разделить позор отца.

 

Чтобы с малых лет формировать в новорожденном сыне социально значимые мужские качества народ создавал веками и использовал в воспитательной практике целый арсенал средств, форм и методов воспитания. Даже имя являлось воспитательным элементом. Желая своим сыновьям силы и физической выносливости, родители давали им соответствующие имена: Арслан (Лев), Болат (Стальной) и т.д. Такие имена как Камиль (Зрелый), Кадыр (Заботливый), Рагим (Милосердный) свидетельствуют о том, что родители обращали свое внимание не только на физические, но и на нравственные качества мужчины.

Акцентируя внимание ребенка на его имени, сызмала программировали у сына стремление на развитие тех или иных духовных и физических качеств. Обычной практикой у дагестанцев считалось давать имена народных героев или весьма уважаемых людей. Рассказывая ребенку о человеке, в честь которого его назвали, ему фактически преподносили готовую модель поведения.

В поисках идеальной модели для раскрытия системы возрастного воспитания мужчины мы обратились к устному народному творчеству, песням, пословицам, поговоркам, загадкам и в частности к народной сказке. Мудрая русская народная поговорка «Сказка ложь да в ней намек — добрым молодцам урок» подсказывает нам правильность выбора. Тем более, замечательно то, что сказка урок добрым молодцам, а не красным девицам.

Особенностью эффективного педагогического воздействия сказки является то, что дагестанские сказки сочинялись с учетом уровня развития человека. Рассказывая на доступном пониманию ребенка родном языке, сказка способствовала лучшему усвоению и запоминанию преподнесенного материала. Развлекая детей и подростков сказками, взрослые вкладывали в сказку целенаправленные морально-этические идеи и судьбоносные решения. В сказке разыгрывались различные жизненные ситуации и примеры достойного поведения. Во многих сказках в форме морали высказываются пожелания народа относительно морального облика человека. Большое внимание уделяется в сказках нравственному, трудовому, физическому и эстетическому воспитанию человека. Здесь сконцентрированы как общие, так и конкретные представления о важной роли труда в жизни и деятельности человека, позволяющие правильно формировать взгляды на внутреннюю и внешнюю красоту самого человека, общества, растительного, животного мира и даже вселенной.

Шесть крупных возрастных периодов развития и становления человека предлагает нам народная сказка:

  1. Новорожденный. Период, когда человек требует повышенного внимания и ухода со стороны родителей и близких. В этот период рекомендуется приобщать ребенка к голосу и мимике родителей.
  2. Младенец. Ребенок 1-1.5 лет. В данный период дети узнают родителей, различают тон речи, цвет, через такие испытанные народные средства воспитания, как материнская речь, особые слова ласки, колыбельные песни, потешки и пестушки.
  3. Малыш.Ребенок которому от 2 до 7 лет. В этом возрасте ребенка учат элементарным правилам общения с родными, соседями, незнакомыми, приветствия, уважения, почитания, дружбы, товарищества, семейной и родовой солидарности.
  4. Мальчик в возрасте от 7 до 8 лет. С этого времени у народов Дагестана воспитание ребенка мужского пола целиком переходит в руки мужчин. Отец приобщает мальчика к мужским видам трудовой деятельности. Воспитательный элемент включает в себя привитие уважения к труженикам, дисциплинированности, вежливости. Мальчику словесно и реальными очевидными примерами и действиями преподносятся основные правила этикета.

5.Мальчик от 12 до 16 лет. (Подросток). В этот период подросток должен выполнять любую посильную работу по дому, по хозяйству, непременно знать все премудрости традиционных семейных и родовых ремесел. Он должен наравне со всеми взрослыми членами семьи и рода присутствовать и активно участвовать во всех семейных и общественных мероприятиях.

В досуге он является активным участником разнообразных подростковых игр, направленных на формирование его физических, нравственно-этических и эстетических качеств. С этого времени все общественные морально-этические нормы становятся для него неоспоримо обязательными.

  1. Юноша 16-18 лет. В этом возрасте молодой человек должен самостоятельно работать наравне с взрослыми. Считается достаточно созревшим, чтобы вести взрослую жизнь, при условии наличия трудолюбия, выносливости, ответственности и мужества.

Основная задача этого возрастного периода – приобретение, накопление опыта через полезное время и посредством пробы. Юноша все пробует на «зуб», ищет причинно-следственные связи вещей в обществе и мире. Ему нужно отработать, опробовать: цепкость, хватку, дерзость для завершения начатого дела, чтобы в следующем возрасте – мужчины ему хватило этого с лихвой для настоящего дела и создания семьи. В этом возрасте народные традиции предлагают вовлекать юношей в общественные институты, в которых среди сверстников и под руководством опытных наставников, юноши проходят школу жизни, испытывает себя и своих сверстников на выносливость, смелость, ловкость, отвагу,дружелюбие и патриотизм. Они участвуют не только в серьезных и ответственных народных играх, а непосредственно занимаются традиционными народными видами спорта (национальная борьба, конный спорт (джигитовка), фехтование и т.д.

Таким образом, как показывают содержание, педагогическая направленность дагестанских народных сказок, в них весьма продуманно ставились и решались вопросы целенаправленного формирования морально-этического облика настоящего мужчины, что непременно реализовывались в реальной жизни народов Дагестана.

Наряду со сказкой важное место в формировании облика мужчины, занимала пословица. Отличительными особенностями пословицы являются краткость, емкость, конкретная направленность на формирование мужского сознания, чувств и поведения. Пословицы всегда находились в педагогическом арсенале народных мудрецов и воспитателей и ее использовали как один из эффективных методов воздействия на человека, как в часы досуга, так и во время трудовой деятельности, где нет, и не должно было быть места пространным рассуждениям. Пословицы, как зеркало, отражают уникальные особенности народа, складывавшиеся в течение тысячелетий. Они позволяют перенести частицу самобытности народа в душу каждого человека.

Во многих дагестанских языках слово пословица буквально переводится на русский язык как наследие предков. Яркой чертой дагестанских пословиц является выражение в них совета, предупреждения и т.д., и относительно редко в них встречается оттенок упрека. Действие пословиц направлено как на объект, так и на субъект воспитания. То есть они предъявляют требования не только к воспитуемым, но и к воспитателям. Пословицы носят в себе идеи развития и совершенствования у личности трудовых, интеллектуальных, эстетических качеств. Но главным считается формирование нравственности. Возьмем, например такие созидательные дагестанские пословицы как «В мышку стрелять мастер, а льва стрелять не умеет», «Настоящий мужчина выходит из овчинного полушубка (т.е. из простого народа)», «Не всякий, кто носит черкеску, — мужчина и герой» (лакские); «Молодец и из скалы воду выжмет», «Не тот джигит, кто только в одном ударе схож с амузгинским клинком», «Подвиг одного джигита многим славу приносит», «Тихий джигит всякие трудности вынесет», «У кинжала два лица, у джигита – одно», «У храброго джигита язык несмел» (даргинские);«Истинному мужчине одного слова довольно», «Настоящему мужчине от слова больнее, чем от кинжала», «Не всякий в папахе – мужчина» «Настоящие когти у сокола, а не у вороны» (лезгинские), где ярко высвечиваются одобряемые (скромность, честность, немногословность, правдивость, доброжелательность, смелость, отважность) и осуждаемые (трусость, горделивость, мелочность) народом в мужчине качеств и черт характера.

Эффективность воспитательного воздействия пословиц усиливается тем, что народом разработаны методики применения пословиц. Учитывается время, место, возрастные особенности воспитуемых и воспитателей. Таким образом, актуальность применения пословиц обусловлена наличием у них эффекта преемственности поколений, что особенно важно для сохранения самобытности дагестанского народа и ярко выраженного педагогического воздействия.

Весьма тонко и справедливо отметил качества настоящего дагестанского мужчины народный поэт Дагестана Расул Гамзатов

 

Трусоватого мужчину

Если встретишь где-нибудь,

Знай, что он — не дагестанец,

Не из Дага держит путь.

Дагестанские мужчины

Мелкой дрожью не дрожат,

Своей доблестью и честью

Больше жизни дорожат!

Их враги, дрожа от страха,

Удирали много раз!

Это знает каждый камень,

Кустик, выросший у нас…

 

Эффективность народных воспитательных традиций обусловлена конкретностью нравственных установок, их преемственностью от старших поколений к младшим, постоянностью воспитательного воздействия, учетом возраста и особенностей воспитуемых, неразрывностью трудового, воспитательного и образовательного процессов, сочетанием внутрисемейного и общественного (джамаат) воспитания.

Народные традиции обязывают ни на минуту не ослаблять внимания за подрастающим поколением. Присмотр осуществляется в быту, в процессе трудовых операций, на годекане, во время праздников, игр, различных общественных мероприятий. Наблюдение за воспитуемым является обязанностью не только родителей и старших родственников, но и любого взрослого члена общества.

Если общественное воспитание рассматривать как одну из основ формирования нравственного облика мужчины, то огромное значение приобретает роль годекана (ежедневного именно мужского схода) и джамаата (жителей) села. Институт годекана существует в Дагестане много веков. Одной из ведущих функций годекана является социализация личности и прежде всего мужского населения аула. На годекане формируется общность интересов всего джамаата, сильнее проявляется его сплоченность и товарищество.

Воспитательная направленность годекана обеспечивается соблюдением традиционного порядка и дисциплины. Каждому члену джамаата на годекане строго определено его место в соответствии с его возрастом и статусом. Годекан считается в селе центром общественного воспитания, местом, где путем выслушивания размышлений над различными мнениями, выбирается единственно правильное решение, дается ответ на любой злободневный вопрос, дается справедливая оценка действий и поступков каждого человека, строго соблюдаются народные традиции.

Молодой человек, по правилам дагестанского общества вправе посещать годекан и считаться членом джамаата только при строгом усвоении и соблюдении норм и правил данного сообщества. Именно на годекане признается джамаатом становление человека как мужчины. Подводя итог можно сказать, что годеканя вляется центром этической мысли, народной мудрости, вместилищем народных традиций, кузницей, где выковывается характер настоящего мужчины.

Помимо традиций общественного воспитания народная педагогика имеет богатый опыт трудового воспитания мужчины. Народные педагоги считают, что при отсутствии трудовой деятельности невозможно сформировать полноценного человека. Успех воспитания обеспечивается при последовательном и постоянном воздействии с учетом возраста, природных задатков, посильности и понятности поручаемого дела. Первоначальные трудовые действия детей являются подражанием старшим. В этот момент, как отмечают мудрые народные воспитатели, важна похвала и поощрение к дальнейшим действиям человека. Ежедневные образцовые примеры и поучительные наставления старших сызмальства прививают мальчику и подростку – будущим мужчинам уважение к труду и почтительное отношение к труженикам. При этом трудовое воспитание протекает не только в процессе ежедневной деятельности, но и в народных мальчиковых и юношеских играх, имитирующие различные виды трудовых операций.

Первичным в трудовом воспитании считается приучение мальчика к самообслуживанию. С семи лет ребенок мужского пола должен уметь ухаживать за собой, поддерживать порядок в доме, присматривать за малолетними детьми в семье. Особая значимость приобретает при этом четкое разъяснение цели и задач поручаемой работы.

Испытанной формой трудового воспитания мальчиков является своевременное вовлечение их в народные формы оказания взаимопомощи. Основные отличия народной взаимопомощи – коллективность, безвозмездность и бескорыстность выполняемых трудовых операций. Народная взаимопомощь оказывает огромное воздействие на становление нравственных чувств, сознания и поведения всех участников и является традиционно благоприятной средой передачи молодому поколению трудового опыта, нравственных и эстетических традиций старших поколений.

Народные традиции воспитания мужчины весьма многообразны и удивительно предусмотрительны. Они веками относятся к числу тех средств, форм и методов воспитания, без которых немыслимо воспитание всесторонне развитой личности.

К сожалению, большинство форм и методов воспитания достойного мужчины, нравственные установки и правила народной педагогики сегодня не стали еще предметом восприятия, осмысления и применения современных родителей, воспитателей и широкой педагогической общественности.

А между тем, даже беглый анализ материала устного народного творчества, содержания этнических традиций и обычаев показывает, что в народной педагогике существует нечто святое, сокровенное, самобытное, веками направленное на формирование морально-этического облика мужчины. По установкам дагестанского намуса (чести и совести) каждый человек мужского пола должен с детства формировать в себе и проявлять определенные его статусом личностные качества.

Некоторые исследователи предпринимали попытки выявить и отдельные качества, предписываемые народной педагогикой Дагестана морально-этическому облику мужчины. Мы же позволим себе значительно обогатить их, как нам представляется, достаточно аргументировать, систематизировать и представить их на суд размышления современных воспитателей. Народная педагогика Дагестана предписывает мужчине следующий круг обязанностей и качеств, вытекающих из кодекса горской чести «Намус»:

Быть внимательным, уважительным к людям независимости от возраста, пола и социального положения, благородным и благосклонным к нуждам и чаяниям семьи, рода и народа;

Быть взвешенным, немногословным, хозяином данного слова и порученного дела. Не разводить слова с делами;

Отличаться физической силой, выносливостью, ловкостью, смелостью и способностью защищать свою честь, семьи, рода и народа;

Иметь чувство ответственности кормильца семьи, хозяина дома;

Ценить собственное, семейное, родовое, национальное и гражданское достоинство;

Быть стойким, выдержанным и терпеливым во всех случаях жизни (иметь «Сабур»);

Быть готовым выполнять функции настоящего труженика;

Иметь навыки в изготовлении и налаживания орудий домашнего и хозяйственного труда;

Все тяжелые работы в семье брать на себя;

Уметь управлять своими чувствами, владеть собой в самых экстремальных ситуациях;

Быть всегда готовым к защите Родины и Отечества;

Проявлять смелость, смекалку, самоотверженность в экстремальных ситуациях, мужество и стойкость в бою;

Иметь твердый характер, не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе;

Проявлять пренебрежение к насилию и жестокости в быту;

Никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости;

Бережно и заботливо относиться к растительному и животному миру, природным и экономическим ресурсам родного края;

Соблюдать традиционные этикетные нормы и правила межличностных и деловых отношений в обществе;

Знать, ценить традиционные народные мелодии, мотивы и наигрыши. Уметь соблюдать этику народного танца, петь, понимать, ценить и творить прекрасное;

Быть ответственным, требовательным и гуманным воспитателем своих сыновей, служить им примером в соблюдении чести и достоинства горца;

Продолжать родство и куначество, основанные несколькими поколениями отцов и дедов и передать эти традиции детям и внукам.

Глубоко продуманное и последовательное формирование этих качеств в морально-этическом облике современных детей, подростков и юношей значительно повысило бы их социально значимый мужской статус и максимально приблизило бы их становление как полноценного достойного человека – настоящего труженика гражданина, патриота, защитника своего края и Отечества.

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ