Бактериальный ожог плодовых деревьев

Опасная бо­лезнь способ­на уничтожить целый сад, по­этому бороть­ся с ней нужно на начальном этапе

Первые слу­чаи заболева­ния плодовых деревьев были от­мечены в штате Нью-Йорк в конце XVIII века. Болезнь распростра­нилась также в Канаде, Мексике, Чили, Гватемале. Проникновение в Европу датируется серединой 1950-х годов

В России до недавнего времени заболевание отсутствовало, но, согласно данным Всероссийского центра карантина растений, к 2009 году очаги бактериального ожо­га выявлены в Калининградской, Самарской, Воронежской, Белго­родской и Тамбовской областях, а также в Карачаево-Черкесии.

Имеются сведения, что основ­ными зонами риска являются По­волжье, Южный федеральный округ, Центральный федеральный округ, Северный Кавказ в том чис­ле и Дагестан.

Возбудитель поражает культур­ные и дикорастущие растения се­мейства Розоцветные.

Наименее устойчивы к пораже­нию кизильник и груша.

Восприимчивы к заболеванию боярышник, айва, яблоня, , муш­мула, рябина. \

Первичная инфекция развивает­ся обычно весной, во время цве­тения. Бактерии могут попасть на цветок с пыльцой или с частичками экссудата. Агентами переноса мо­гут быть насекомые, птицы, дожде­вая и поливная вода, ветер.

Источником для дальнейшего распространения заболевания служат инфицированные расте­ния, черенки, плоды, садовый ин­струмент, тара. Следующей весной из некротических язв выделяется вязкий экссудат, который вытяги­вается в тонкие нити, легко пере­носимые ветром. Таким образом цикл заражения возобновляется.

Прежде всего болезнь можно обнаружить на цветках – они ста­новятся темно-коричневыми и постепенно опадают. Веточки и молодые побеги покрываются во­дянистыми темными пятнами, их кончики чернеют и загибаются.

Листья груши чернеют, а яблони – буреют от кончиков к основанию, скручиваются и висят, словно по­жухлые или обгоревшие.

.Общая картина поражения пло­довых деревьев включает увяда­ние и гибель соцветия, усыхание и скручивание листьев, плодоножек, некротические мокнущие язвы на коре, выделение экссудата на больных побегах. Усохшие цветы и листья не опадают.

Для подтверждения наличия возбудителя требуется проведе­ние лабораторных анализов, кото­рые выполняются карантинными службами. Для анализа следует брать кончики усохших побегов, кору дерева на границе поражён­ного участка.

Неопытному садоводу обнару­жить болезнь бывает непросто:

во-первых, она распространя­ется по дереву сверху вниз. Если груша или яблоня старая и высо­кая, то бактериальный ожог обыч­но замечают, уже когда поражено больше половины дерева, и спасти его почти невозможно;

во-вторых, симптомы принима­ют за обычную нехватку влаги и на­чинают обильно поливать дерево, усугубляя развитие заболевания;

в-третьих, бактериальный ожог путают с некрозом коры (бакте­риальным раком). Установить ха­рактер болезни можно только при помощи лабораторных исследова­ний.

Дагестанский филиал ФГБУ «ВНИИКР» совместно с ТУ Рос­сельхознадзора по Республике Дагестан ежегодно проводит мо­ниторинг фитосанитарного состо­яния сельхозугодий республики на предмет наличия карантинных объектов, выставляются феромон­ные ловушки отбираются образцы частей плодовых растений и под­карантинной продукции для даль­нейших лабораторных исследова­ний ,в том числе на ожог плодовых растений.

— Из существующих мер борьбы ни одна не дает полной гарантии оздоровления зараженной план­тации, поэтому основными эле­ментами предотвращения распро­странения бактериального ожога плодовых являются использование здорового посадочного материала и своевременное выявление оча­гов инфекции.

Успех в борьбе с бактериальным ожогом зависит от того, на какой стадии вы обнаружили болезнь и как быстро начали лечение.

Бактериальный ожог – очень не­приятное и сложное заболевание, поэтому решающую роль в борьбе с ним играют раннее обнаруже­ние симптомов и своевременное лечение заболевших растений. Поражение деревьев «антоновым огнем» – совсем не приговор, если вы ухаживаете и следите за свои­ми посадками

Раисат Шихмагомедова,

заведующая лабораторией Дагестанского филиала ФГБУ «ВНИИКР»