Больным не должно быть больно!

В этой статье хотелось погово­рить о такой отрасли медицины как хирургия. Лицо современной хирургии стремительно меняется, и шутка о том, что «хирург — это хо­рошо вооруженный терапевт» дей­ствительно содержит долю истины – на вооружении у нынешних спе­циалистов новейшие технологии проведения операций. Мы беседу­ем с заместителем главного врача ГБУ РД «Городская клиническая больница» по хирургии, врачом высшей категории, заслуженным врачом РД, членом Всероссийско­го общества хирургов Магомедом Сиражудиновичем Магомедовым.

Магомед Сиражудинович, яв­ляется ли хирургия главной от­раслью медицины?

— Выделить из множества само­стоятельных отраслей медицины самую главную или самую сложную практически невозможно. Ведь че­ловек — это целостная система, и в ней нет ничего второстепенного.В настоящее время в хирургии на­блюдается тенденция перехода к малоинвазивным методам опера­тивного лечения, то есть прове­дение операций с минимальным травмированием тканей.Исполь­зование передовых малотравма­тичных технологий и современных материалов – единственный спо­соб свести к минимуму срок реа­билитации пациента и без риска отправить его домой. Когда мы го­ворим о малотравматичных хирур­гических технологиях, то в первую очередь имеем ввиду эндоскопию и лапароскопию.

Поясните для широкого круга читателей, что это такое?

— Эндовидеохирургические опе­рации – это такие операции, ко­торые проводятся с применением видеотехники, а диаметр разреза тканей при этом не превышает 1 см. При этом доступ к оперируемо­му органу осуществляется через тот самый разрез, куда вводится камера и инструменты. Весь ход операции отображается на мони­торе. Эндоскопические операции сегодня проводятся практиче­ски на всех органах.Безусловно, успешное проведение таких слож­ных манипуляций под силу только опытным хирургическим брига­дам, поскольку требует точных, выверенных действий и грамотно­го анестезиологического пособия в ходе всей операции.

Магомед Сиражудинович, кто из ваших хирургов проводит эн­доскопические операции?

— У нас в больнице такого типа операции проводятся давно. Наши специалисты имеют в своем рас­поряжении оборудование для про­ведения не только классических операций, но и для лапаротоми­ческих, малоинвазивных вмеша­тельств. В операционном блоке больницы 14 современных опера­ционных столов, 5 лапароскопи­ческих стоек, эффективное ане­стезиологическое оборудование. Операционными бригадами руко­водят доктора наук, хирурги Ма­гомед Абдулаев, Расул Алибегов, уролог Магомед Катибов, канди­даты медицинских наук, гинеколог Диляра Мусаева, колопроктолог Шамиль Абдулаев, уролог Али Бах­мудов, опытные врачи лор Ясудар Ахмедов, хирург Шарип Сулей­манов, Нури Магомедов, Шамиль Магомедов, Магомед Джанаев Магомедали Алибеков, Ахмед Да­вудов, кардиохирург Шамиль Ба­гандов, травматолог Эдуард Са­медов и многие другие. Сегодня в городской клинической больнице, хирургия оснащена видеосистема­ми, позволяющими принципиаль­но усовершенствовать техноло­гию выполнения многих операций, транслировать их ход через Интер­нет. Неоценимую роль в развитии хирургии в больнице играют и ку­рирующие кафедры Дагестанского медицинского университета. Надо отметить, что операции названно­го характера переносятся пациен­тами значительно легче, во многом за счет применения эффективного наркоза, благодаря мастерству на­ших анестезиологов.

Расскажите о высокотехноло­гичных вмешательствах, осво­енных в больнице

— Сначала давайте выясним, что это такое? Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) – это помощь с применением высоких медицинских технологий для ле­чения сложных заболеваний. Для этого по решению региональных органов здравоохранения пациент направляется в федеральный или другой медицинский центр имею­щий лицензию на проведение опе­раций такого профиля. Теперь мно­гие из перечня высокотехнологич­ных выполняются у нас, на месте. Таких операций в прошлом году выполнено более тысячи. Это зна­чит, что нашим людям не пришлось выезжать за пределы республики. Те профессора и лучшие врачи, наши земляки, которые работали за пределами Дагестана верну­лись домой. Мы никогда не хваста­емся нашими успехами. Перечень малоинвазивных операций выпол­няемых в нашей больнице состоит не из одного десятка наименова­ний. Многие из них отработаны и отлажены до автоматизма. На этом не останавливаемся. Постоянно работаем над внедрением в прак­тику инноваций и современных технологий. Каждая из этих опера­ций уникальна по сложности и тех­нике выполнения. В 2019 году вы­полнены 8145 хирургических вме­шательств, что на 20% больше чем в 2018 году, из них около половины малотравматичным, лапароскопи­ческим методом. В отделении ЛОР проведена сложнейшая операция по удалению опухоли гипофиза, которой отказали в других клини­ках. Удачно проводятся операции по восстановлению слуха, больные начинают слышать на операцион­ном столе. В отделении гинеколо­гии, первые в республике освоили операции на тазовом дне с ис­пользованием сетчатого импланта при опущении женских половых органов, а также восстановитель­ные операции при «стрессовой» потери мочи, органосохраняющие операции при доброкачественных образованиях женских органов. В отделении урологии разработан и подана заявка на патент «Балонная дилятация под высоким давлением с одновременной литоэкстракци­ей при сочетании непротяженной стриктуры уретры и камня уретры».

С момента поступления больно­го в клинику до принятия решения о проведении лапароскопической операции проводится ряд обсле­дований и анализов. Операци­онная бригада не раз обсуждает тактику вмешательства и способы исключения рисков осложнений. В таких случаях потеря крови исклю­чена, нет необходимости подвер­гать человека опасному общему наркозу. Ещё один фактор, сраба­тывающий в пользу эндоскопиче­ской хирургии, это то, что после малоинвазивных операций паци­ент может через пару часов встать и пойти домой, без посторонней помощи.

Для махачкалинцев, и не только, городская клиническая больница – больница особая. Многие, кто с травмой, с аппен­дицитом, с грыжей, с инфар­ктом, с заболеваниями внутрен­них органов и т.д., стремятся попасть именно сюда. Ежегод­но экстренную и плановую ме­дицинскую помощь здесь полу­чают более 30 тысяч человек. Магомед Сиражудинович, что, на ваш взгляд, отличает больни­цу от других многопрофильных клиник?

— Более чем полувековая хи­рургическая практика, которая основана на принципе «лечить не болезнь, а больного», более чем вековые традиции больницы «Хо­лодильника», которые лишают нас права на непрофессионализм, на халтуру, на равнодушие…

Надо отметить, что за последний год-полтора в больнице открылись 8 новых отделений. Приобретено современного оборудования и ап­паратуры на сотни миллионов ру­блей. Нет недостатка в медикамен­тах. Отношение персонала к своей работе и к больным ответственное. В этом большая заслуга и главного врача Хаджимурада Малаева.

Сейчас любят слова «уникаль­ный», «беспрецедентный». Для меня, например, уникальность за­ключается в том, что в любое вре­мя у нас можно получить необхо­димую хирургическую помощь. В стенах нашей больницы не только сделают пациенту КТ, УЗИ, перед операцией, но и поймут, для чего они его сделали или объяснят, по­чему они его не сделали. Думаю­щий врач – это очень важно. Это один из основополагающих, крае­угольных камней медицины. Каж­дый из членов нашего коллектива такой.

Что в городской клинической лечат лучше всего?

— Мы лечим все, потому что к нам два дня в неделю везут по, скорой помощи всех кому требуется не­отложная медицинская помощь. Поэтому здесь на высоком уровне должны быть представлены врачи всех медицинских специально­стей.

Сегодня, получая медицинскую помощь в области хирургии у нас, вы можете быть уверены, что по­мощь соответствует европейско­му уровню. Это сосудистая хирур­гия, флебология, травматология, кардиохирургия, динамично раз­вивающиеся урология, ЛОР… Это реабилитация, которая творит чудеса в контакте с неврологами, кардиологами, логопедами. Забо­той и вниманием окружены боль­ные паллиативного отделения. В отделении острого коронарного синдрома выполнено за год 382 операции на сосудах сердца, тем самым спасено от инфаркта или значительно снижен риск инфар­кта большому количеству людей. Если даже одному человеку спасе­на жизнь это не мало.

Говорят, у вас успешно лечат болезни связанные с хирурги­ческой инфекцией. Это что, ле­чение после всех хирургических осложнений? Обыватель может так подумать.

— Действительно, есть у нас от­деление хирургической инфек­ции. Это отделение имеет статус республиканского. Поступают сюда больные с заболевания­ми протекающими с участием патогенных микроорганизмов и требующих хирургического вме­шательства. Присоединение инфекции может осложнить те­чение широкого круга заболева­ний и хирургических операций. Например:инфицированные пост­травматические раны, посттрав­матический остеомиелит, гнойные осложнения артритов, абсцессов, флегмон, инфицированный пан­креонекроз, инфицированные формы синдрома диабетической стопы, трофические язвы, гнойные свищи, гангрены, пролежни раз­личной локализации.

В последние годы разрабаты­ваются и входят в практику новые методы лечения ран. Одним из са­мых новых методов, используемых нами в лечении как острых, так и хронических ран является мест­ное использование вакуумных по­вязок. Метод вакуумного лечения имеет ряд преимуществ, таких как: удаление избыточного раневого отделяемого, в том числе веществ, замедляющих заживление раны, снижение бактериальной обсеме­ненности тканей раны, улучшение местного кровообращения и лим­фообращения, также сокращение затрат. Вакуум–повязки наклады­ваются бессменно на длительный срок (в среднем от 3 до 7 суток), что позволяет даже в первую фазу раневого процесса обходиться без перевязок, экономя пере­вязочные средства, препараты местного действия, а также силы и время медицинского персонала. Кардинально улучшить результаты лечения пациентов с синдромом диабетической стопы удается с помощью эндоваскулярных мето­дов восстановления магистраль­ного артериального кровотока в нижних конечностях. Применение баллонной ангиопластики и стен­тирования позволяет сохранить конечность даже при начинающей­ся гангрене.

Проведением операции, даже очень сложной не ограничива­ется лечение хирургического больного.

— Надо особо отметить работу анестезиолого-реанимационно­го отделения, ведь после опера­ции больной переводится имен­но сюда. Отделение АИР в нашей больнице лучшее в республике. Оно оснащено самыми современ­ными аппаратами и укомплектова­но опытными кадрами. С приходом к руководству отделением Гамзата Инчилова многое изменилось в от­делении, все 14 мест оснащены многофункциональными кроватя­ми и прикроватными мониторами, обеспечивающими постоянное на­блюдение за жизненно важными параметрами состояния пациен­тов.Они,отличаясь высокой точ­ностью и надежностью, облегчают задачу врачей, помогают управ­лять показателями и снижают риск внезапных критических состоя­ний. Мониторы используются и как контрольное приспособление – они помогают отслеживать ре­зультативность реанимационных мероприятий и выполнять своев­ременную коррекцию назначенной терапии.

Магомед Сиражудинович, а правда, что хирург из медицин­ских возможностей признает только работу скальпелем?

— Конечно же нет. Все люди, на­чиная с ранних лет и на протяже­нии всей жизни, сталкиваются с проблемой лечения ран. В каждом случае и пострадавший, и лечащий врач стремятся достичь наиболее быстрого заживления раны, при использовании различных мето­дов. Основными из которых явля­ются: хирургический метод и мест­ное лечение с применением раз­ных препаратов. Например, когда производится медикаментозное лечение ран оно невозможно без растворов антисептиков. Для ле­чения гнойных ран и для промыва­ния ран через дренажи также ис­пользуют растворы, иногда раны покрываются марлей, пропитан­ной раствором.

Современное медикаментозное лечение ран преследует следую­щие цели: устранение гнойного экссудата, а также – микробов, продуктов распада клеточных эле­ментов и ферментов, которые со­держатся в нем. ускорение фазы очищения раны; создание условий сферы способствующих регене­рации тканей и ее эпителизации; создание неблагоприятных усло­вий для развития микрофлоры или ее подавление.

Я заметил, вы всегда спраши­ваете пациентов чувствуют ли они боль. Почему?

— Потому что первое правило в любой клинической ситуации, снять боль. Главный вопрос, кото­рый я задаю пациентам: «Болит»? И если он говорит «болит», нужно понять, почему. Больным, нахо­дясь в больнице, больно быть не должно!

Беседовал Рашид Рашидов