Платки Аксая

«Во имя жизни на земле»
Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой

 

Недавно я познакомилась с очень милой девушкой, ее зовут Ярсанаева Умма.Чем же она увле­чена? Я была крайне удивлена её занятию и очень рада тому – Яхсай Чиллетастар! Она популяризирует этот головной убор, символ много­вековой кумыкской культуры, жен­ский, сплетённый из шёлковых нитей платок. Этот необыкновенно красивый нарядный головной убор Аксаевских женщин (селение Ак­сай Хасавюртовского района Да­гестана). В давние времена, этот платок могли позволить себе лишь кумычки бийке, из знатных сосло­вий, Чиллетастар являлся предме­том роскоши и свидетельствовал о достатке владелицы.

Тастар имеет различные модели, может быть треугольным, квадрат­ной формы, в виде шарфа, с раз­личными рисунками, цвет меняет­ся от бело – бежевого – кофейно­го, до серо – чёрного. Хотя чёрный бывает крайне редко. Но неизмен­но одно – плетется из шёлковых нитей и имеет математический счёт. Точного источника о возник­новении этих платков нет, но ле­генды до сих пор существуют, а они приводят к «Шёлковому пути», который в древности был про­ложен от стен древнего Китая до Константинополя и до Рима. Путь был длинным, очень длинным, он приносил динамичное, экономиче­ское развитие по пути следования во многие страны и цивилизации. Одним из важнейшим сырьём вво­зимым из Китая был шёлк, ткани, нити. Но легенды ещё живы. Всем исторически достоверен факт о том, что сын шаухала Тарковского Шейх Султан-Мут — Эндиреевский был рождён от неравного брака с дочерью первостепенного кабар­динского узденя Хату Анзорова. Во времена её замужества в шаухаль­стве ей прислуживала девушка из Аксая. Ей было приказано изго­товить лично для нее невиданный красоты предмет гардероба, чтоб удивить её окружение. Девушка сплела необычный, нежнейший платок из шёлковых нитей. Сам Султан Мут был женат много раз на дочерях самых влиятельных феодалов Северного Кавказа бал­карского князя Мурада Алхасова, аварского хана, Кайтагского уц­мия, Кази – Кумухского хана. Его невесты, ближайшие родственни­цы получали в дар в числе всего и Яхсай Чиллетастар. Таким об­разом тастар распространился по Кавказу. Но, влияние кумыкской культуры на Кавказе бесспорно и бессомненно! Коран пришёл на Кавказ кумыкским языком!

Я не историк к сожалению, не имею исторических документов, да и вряд ли летописцы описыва­ли бы платок в своих летописях. Только у кумыков к этому элемен­ту гардероба и части кумыкского костюма глубокое почитание, лю­бовь, трепетное отношение почти на генетическом уровне стремле­ние сохранения своего культурного наследия. До сих пор существует мода для избранных, а значит на­циональное достояние живо, по­томки берегут это мастерство и передают своё умение будущим поколениям Яхсайских девушек.

Моё глубокое признание нашему новому поколению, которое сохра­няет, изучает, знакомит мир с на­шим кумыкским наследием в лице милой девушки Уммы. Она живет в Москве, но родилась в селе Аксай, выросла там, научилась плести Чиллетастар. В интернете завела страничку, где выкладывает фото­графии этого платка, знакомит с мастерами, которые плетут и об­учают желающих этому ремеслу.

Много поэтов сложили строки в своих произведениях о Чилле­тастар. Умма пишет эти строки на своей странице, придумала логотип для более современного освящения в интернет – мире о национальном достоянии. Благо­даря старанию этой девушки, этот платок остаётся самым востребо­ванным головным убором и смело составляет конкуренцию совре­менным головным уборам.

Выражаю ей свою любовь и при­знательность.

2010г.