Зрелость гражданского общества

В последние годы многие из нас за­даются вопросом, какими должны быть взаимоотношения государства и гражданского общества? В этом во­просе мнения исследователей разнят­ся. Исходя из политических и культур­ных традиций России, многие извест­ные ученые и эксперты наиболее объ­ективным считают мнение о том, что гражданское общество и государство должны взаимодополнять друг дру­га. Более того, для государственной власти на каком-то этапе стало оче­видным, что без подключения самих граждан к выработке принципиальных решений о форме и содержании обще­ственного устройства, без их доверия и одобрения действий властей решить возникшие в последние годы соци­ально-экономические и общественно- политические проблемы не удастся. Именно поиск путей, выхода из си­стемного кризиса, привел к выводу о необходимости практического разви­тия демократических механизмов вза­имодействия государственной власти с гражданским обществом, в том чис­ле в форме социально-политического диалога.

По мнению экспертов, сегодня качество нашего государства, отстает от готов­ности гражданского общества в нем уча­ствовать. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, актив­ным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они долж­ны «вместить» возросшую общественную активность. Президент РФ В.Путин в од­ной из программных статей подчеркнул: «Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях от­ветственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, опе­ративный и открытый для общества меха­низм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и так­тических. Нам важно создать политиче­скую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду».

Общеизвестно, что одним из важней­ших признаков гражданственности явля­ется наличие гражданской позиции. Четко сформулированная гражданская позиция есть необходимое условие, ключевая ступень для восхождения к гражданской культуре. Последняя в свою очередь ис­ходит от индивида, а не проецируется государством. По утверждению профес­сора, доктора политических наук Майи Аствацатуровой, гражданское общество России находится в состоянии станов­ления, что провоцирует тезисы о его не­зрелости, не эффективности, и даже о его полном отсутствии. Вместе с тем в Рос­сии присутствует важнейший показатель гражданского общества — самоорганиза­ция граждан. Полноправными предста­вителями гражданского общества высту­пают созданные и активно функциониру­ющие общественные объединения — не правительственные, некоммерческие ор­ганизации. В РФ созданы вертикальные и горизонтальные сети общественных организаций – миротворческих, правоза­щитных, ветеранских, молодежных, жен­ских и иных. Созданы и действуют также многочисленные общественные советы, творческие союзы. В роли «несущих кон­струкции» гражданского общества в РФ выступают именно общественные неком­мерческие организации.

Для России деятельность НКО, самоор­ганизация, самопомощь ассоциирован­ных граждан является главным признаком дееспособного гражданского общества. При этом сложилась система взаимодей­ствия органов государственной власти и управления и общественных организа­ций, объединений и движений. Чем тес­нее и плодотворнее контакты государства с «третьим сектором», тем лучше взаимо­понимание власти и общества и тем не менее вероятно их взаимное отчуждение.

Сегодня как никогда важно совершен­ствование системы политического управ­ления, что возможно только в случае за­действования потенциала гражданского общества. Тем самым, система государ­ственного управления страной должна опираться на диалог между властью и об­ществом. В настоящее время остро сто­ит проблема обновления политических институтов, которые в своем нынешнем состоянии тормозят переход страны к ин­новационному развитию.

Многие эксперты отмечают, что «меха­низмом взаимодействия гражданского общества и государства является комму­никация. Через нее осуществляется об­мен различными информационными про­дуктами сначала на межличностном уров­не — среди индивидов, граждан, затем между различными социальными группа­ми и, наконец, в сфере взаимодействия гражданского общества и государства. Только диалог способен обеспечить взаи­мопонимание и взаимодействие власти и общества, решить проблему социального согласия».

А какова ситуация у нас в Дагестане? Официальная статистика свидетельству­ет о том, что по количеству некоммерче­ских объединений наша республика от­стает от многих других регионов страны, опережая лишь Чечню и Ингушетию. Из 3,560 зарегистрированных обществен­ных организаций, реально действующих не так много (100-120). А это значит, что надо стимулировать рост числа разного рода общественных объединений.

По мнению ряда независимых экспер­тов, — « Правовой нигилизм, отсутствие элементарной политической культуры ме­шают взаимодействию органов власти с общественными организациями: «Чтобы завоевать доверие людей, представите­лям органов власти всем надо много ра­ботать, любой диалог – дорога с двусто­ронним движением».

Конечно, на сегодняшний день можно констатировать недостаточную скоорди­нированность в деятельности обществен­ных организаций как сегментов граждан­ского общества в борьбе с коррупцией, что, к сожалению, не позволяет говорить об их высокой эффективности.

По инициативе Общественной Пала­ты Дагестана в республике за последние годы проведено немало разного рода ме­роприятий. Это и съезды матерей, моло­дежи и конференции некоммерческих ор­ганизаций «Дагестану — мир и согласие». И сегодня с большим удовлетворением можно отметить плодотворную работу этого института. Среди руководителей Совета — активные общественники такие, как кандидат экономических наук, пред­седатель региональной некоммерческой организации «Толеранс», руководитель Совета старейшин сел. Доргели Карабу­дахкентского района Абсалюдин Мурза­ев. Он регулярно выступает в СМИ, выска­зывает свою четкую позицию в вопросах совершенствования управления на реги­ональном и муниципальном уровне. Дела­ет это на конкретных примерах, критикует нерадивых чиновников и предлагает свое видение решения назревших проблем.

И таких примеров немало. Многие годы в республике плодотворно работает Со­вет старейшин при Главе Дагестана. Его возглавляет известный ученый и обще­ственный деятель, профессор, доктор политических наук, эксперт телевизион­ной аналитической программы «Акцен­ты» Абдулла Магомедов. По инициативе председателя Совета старейшин в респу­блике ежемесячно проводится информа­ционные дни. Представители старшего поколения вместе с депутатами респу­бликанского парламента выезжают в го­рода и районы, встречаются с рядовыми людьми, рассказывают о многогранной и эффективной работе, проводимой по­литической командой В. Васильева. Но надо откровенно признаться в том, что в работе общественных организаций все еще много недостатков и серьезных упу­щений. Об этом свидетельствуют итоги поездки ответственных работников Мини­стерства по национальной политике РД в города и районы Южного Дагестана. В го­родах Дербенте, Дагестанские Огни, Ма­гарамкентском, Курахском и ряде других районов немало резервов в плане четкой организации работы органов местного самоуправления с населением. И сейчас на республиканском уровне принимают­ся конкретные меры с тем, чтобы реально изменить ситуацию на местах. А для этого необходим серьезный анализ положения дел в городах и районах республики. И только затем-программа действий. Кста­ти, в этой важной работе задействованы не только чиновники, руководители Ми­нистерств и ведомств, но и сами обще­ственники. И это очень важно.

И даже при всем этом, многие ученые, политики, эксперты, впрочем, как и не­которые руководители общественных организаций, отмечают все еще низкую гражданскую активность населения. В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составля­ющих: власти, общества, бизнеса. Пода­вляющее большинство дагестанцев все еще полагаются на государство, возла­гая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в политической жизни играют сами обще­ственные организации.

Приход два года назад в Дагестан новой политической команды заметно активизи­ровали деятельность различных полити­ческих сил, и, прежде всего, институтов гражданского общества. По словам ряда экспертов, обновленная политическая система должна иметь реальную конку­ренцию, с тем, чтобы пользоваться насто­ящим доверием избирателей. По мнению руководителя политической партии «Еди­ная Россия» Дмитрия Медведева, необхо­димо повысить качество народного пред­ставительства. Правящей партии следует быть не «приложением к исполнительной власти» и выступать в роли статиста, а быть реальным участником формирова­ния этой самой власти.

Идеалом политической системы, экс­перты считают такую ситуацию, при ко­торой слышен голос явного меньшинства и даже одного человека. И в этом плане вызывает уважение активность рабо­ты Общественной Палаты Республики Дагестан. Многочисленные заседания, «круглые столы», слушания по самым ак­туальным вопросам жизни республики стали регулярными и проходят, как пра­вило, живо и интересно. А это значит, что за годы своего функционирования республиканская общественная палата в какой-то степени уже доказала, что обще­ственный контроль за властью — это ре­альность которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Об этом свидетельствуют итоги социологических опросов населения. По мнению извест­ного дагестанского ученого, профессора, Махачкалинского городского Собрания депутата Абдумуслима Муртазалиева, в становлении гражданского общества в Дагестане за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработ­ке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но совсем немно­го удалось сделать по конкретной реали­зации. Кстати, вышесказанное касается не только Общественной палаты респу­блики, но и многих других структур, кото­рые нередко свое неумение и нежелание работать конкретно с населением стара­ются прикрывать бурной заседательской суетой.

Формирование гражданского общества в современной России и в Дагестане име­ет свои особенности, сложности и вну­тренние противоречия. В стране в целом и в отдельных ее регионах, в последние десятилетия традиционные связи обще­ственной жизни подверглись ограничени­ям, трансформировались традиционные принципы и формы социального взаимо­действия в новые, менее привычные для участников общественного диалога.

По мнению ряда известных дагестан­ских политологов нынешний этап отме­чен активностью формирования основ гражданского общества. Заметен приток граждан в политические партии. Органы государственной власти Дагестана по­следовательно проводят в жизнь поли­тику конструктивного взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями.

По мнению известного дагестанского ученого-философа, члена Общественной палаты Мустафы Билалова органы госу­дарственной власти должны быть открыты для общества, искать и находить формы и способы взаимодействия с некоммерче­скими и неправительственными организа­циями. В гражданском обществе демокра­тические процедуры должны основывать­ся на публичном праве, оценивать каче­ство деятельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества. Интересы гражданского общества долж­ны иметь действенные каналы влияния на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решения орга­нов исполнительной власти.

На сегодняшний день гражданское общество становится предметом повы­шенного научного и политического вни­мания в России. Гражданское общество представляет собой сферу горизонталь­ной социальной активности, основанную на свободной, творческой деятельности личности, оно является многообразной совокупностью взаимных отношений ин­дивидов, которые действуют в условиях свободного рыночного общества и право­вого государства.

Как отмечает эксперт-политолог Абдул­ла Магомедов на данном этапе развития дагестанского общества, нужен реальный диалог основных политических сил с це­лью достижения консенсуса и выработки эффективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к модерни­зации и определению ее конкретной про­граммы широкие народные массы. Нужно пробудить творческую инициативу наро­да и дать ему реальное право решающего голоса при принятии ключевых политиче­ских решений.

Главное – изменить отношение власти и народа, преодолеть отчуждение полити­ческой власти от народа, реально демо­кратизировать политические институты, поставить власть под контроль народа. Как минимум необходимо, чтобы все су­щественные законы и ключевые полити­ческие решения выносились на всенарод­ные обсуждения и референдум. Как отме­чают ученые-специалисты, необходимо предварительно привлечь к обсуждению принимаемых Законов Народным Собра­нием РД, как можно больше рядовых лю­дей, экспертов-юристов, по данной про­блематике.

Процессы демократизации и становле­ния гражданского общества идут в нашей стране одновременно. На успех этих вза­имосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать толь­ко при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформаль­ный и непрерывный диалог между ними.

Ильман Алипулатов,

политолог, сопредседатель

Общероссийского Народного Фронта в РД, член Общественной палаты РД