РАНДЕВУ С РИЧА

Интерес к истории родного края – вещь естественная. Но особенно оправдан этот интерес, когда речь идет о таких культурных центрах, как старый аул Рича – в агульском районе Дагестана, воистину горнило, в ко- тором переплавлялись культуры, веяния, нации и народы. Исследование и осмысление богатой истории народа, района, своего аула стало, по собственному определению Алая Рамазановича Насруллаева, его добровольной гражданской миссией. Справедливость этого утверждения вот уже более двадцати лет ярко и убедительно подтверждается его плодотворной изыскательской, архивной и просветительской деятельностью.Предлагая сегодня вашему вниманию интервью с ним, мы надеемся, что оно вызовет заслуженный интерес…

Алай Рамазанович, пожалуйста, рас- скажите нашим читателям немного о себе

– Родился в селении Рича. Окончил Дагестанский государственный университет по специальности химия. Однако химик из меня не получился, сразу увлекла комсомольская работа, потом работа в райкоме КПСС, далее – директор совхоза, заместитель Главы администрации района. Общий трудовой стаж – более сорока лет. Помимо этого, занимался журналистикой, писал, имею ряд публикаций в газетах и журналах, большинство из которых касается истории, духовной и материальной культуры агулов. Этой теме была посвящена моя первая книга «Агулы – альфа и омега», вышедшая в свет в 2009 году. В прошлом году мы создали Дагестанскую региональную общественную организацию «Культурно-просветительское общество «РИЧА», где я был избран председателем правления. Общество инициировало и получило широкую поддержку населения по возведению на добровольные пожертвования граждан Народного мемориала, посвященного 27-дневной обороне аула Рича от монголотатарских завоевателей в 1239 году. Работы по его возведению продолжаются.

Говорят, что история –это великий учитель, продолжите мысль?

– Довольно-таки трудный, спорный вопрос. История вообще-то беспристрастна. А что получить от нее – зависит от само- го человека. На примере одного и того же исторического факта можно получить разные уроки. В каждый определенный момент развития общества мы берем из истории то, что хотим взять. Поэтому информация должна быть очень широкой и достоверной во всех отношениях. Положительная или отрицательная, но история должна сохранять- ся. Глупо уничтожать источники, которые, как говорится, все равно не горят.

Алай Рамазанович, Вы – автор множества публикаций, особенно по краеведению и на историко-этнографические темы. Скажите, зачем Вам это нужно?

– Мне это не нужно, мне это нравится, и я с удовольствием этим занимаюсь. Кто-то увлекается спортом, кто-то охотой, рыбалкой, а я люблю беседовать с людьми, ко- паться в архивах, анализировать, систематизировать и т.п. Это особая часть жизни, и я хочу, чтобы люди прочувствовали её. В наше непростое время многие отдали- лись от своих корней, природы. В жестокой борьбе за выживание, за элементарный кусок хлеба им некогда посидеть на берегу весело бегущей речки, послушать журчание родника, или неторопливо побеседовать с бабушкой, сидя у камина и подумать кто мы и откуда.

Над чем Вы сейчас трудитесь?

–Сейчас я закончил работу над книгой, которая называется «Рича. Ворота справедливости». На днях она вышла в печать. Это история моего аула в биографии его граждан. Причем выбор очень широкий и очень произвольный – там и правители,и шейхи, и строители,доярки и пастухи, спортсмены и поэты, певцы и многие другие. Мне кажется, что из этой мозаики и складывается картина жизни моего Рича, особенного аула, ко- торый некогда был духовным центром, осуществлял связь между Западом и Востоком.

Пожалуйста, о Вашей новой книге не- много подробнее.

– В последние годы много пишут и говорят об истоках; возвращение к истокам, к отцовскому порогу стало заботить многих людей самых разных возрастов. Значит не в возрасте дело, а в чем-то другом. Почему это мы, привыкшие идти безостановочно вперед и вперед, почувствовали потребность оглядеться вокруг, оглянуться, осмыслить пройденное? Почему? Почему нам стало интересно выяснить, кто они, эти ричинцы, от- куда пришли, когда заняли эти горные выси, что заставило их забраться в это царство горского духа, где, кажется, можно жить лишь турам да орлам? Легко ли ответить на эти вопросы?

Конечно, не каждый вот так прямо и начинает осмысливать, иной припадает, так сказать к порогу из простого желания утолить жажду, возникшей в нем потребности. Другие едут – на людей поглядеть, на род- ной дом, аул, выразить соболезнования, по- сетить могилы родных и близких, сельчан… Книга «Рича. Ворота справедливости» возникла в связи с естественным стремлением нового поколения ричинцев познать и сохранить прошлое своего народа, его традиции и обычаи, особенности семейного и общественного быта, религиозные представления. Это попытка отразить лицо Рича, главные его вехи, очертить абрис древнего агульского села в исторической ретроспективе. Это не фундаментальная летопись аула, а очерки о тенденциях его развития с раннего средневековья до сегодняшних дней. В этих очерках я опирался на историографический опыт предшественников и на собственные наработки, чтобы большими штрихами набросать картины жизни ричинского общества.

Наличие в Рича, на сравнительно ограниченной территории, многочисленных памятников материальной и духовной культуры, отражающих последовательные этапы культурно-исторического развития народа с древнейших времен до средневековья, вызывает особо пристальный интерес исследователей к селению. Суровый край свободы всегда был и остается в центре внимания не только известных представителей науки, но и государственных, религиозных, военных деятелей, путешественников, поэтов, художников и искусствоведов.

К созданию этой работы меня подтолкнул ряд обстоятельств социально-политического и исследовательского свойства. Во- первых, несмотря на довольно значительный пласт краеведческих, популярных и на- учных статей, обобщающего исследования по истории Рича еще не написано. Так что потребность в продвижении по пути создания коллективного портрета ричинского общества на протяжении ушедших от нас столетий является очевидной. Важен взгляд на Рича без идеологических и конъюнктурных пристрастий, взгляд исследователя, который стремился понять эту историю во всем ее многообразии, уникальности и противоречивости.

Селение Рича не просто памятник этно- графии и культуры горного края. Для исследователя оно любопытно, прежде всего, особенностями своей общественной организации. Ко времени прихода на Кавказ Российской империи основной социальной ячейкой ричинского общества была сель- ская община, джамаат. Община образовывала военно-политический союз, называвшийся первыми русскими и европейскими наблюдателями «республикой» и «вольным обществом». Ричинский союз послужил основой диалектальной и этнокультурной группы агульского народа.

Наконец, мы привыкли рассматривать историю села как цепь конфликтов и войн. Однако мы забываем, что на протяжении многих веков оно входило в состав уникальных государственных политических образований, уживалось и взаимодействовало с большим числом различных этнокультурных, конфессиональных, социальных сообществ.

Я, конечно, далек от мысли незаслуженно возвеличивать Рича, его роль в истории агулов и Дагестана. К этому нет стремления. Однако положенную тебе папаху желательно носить самому, понравится это кому-то или нет.

История Рича этой книгой не исчерпывается. Многое остается за ее рамками. Особенно имена и некоторые события. Действительно забытая история Рича куда более разнообразна, богата и глубока, чем это дается в данной книге. Это, прежде всего, относится к ключевым проблемам развития и становления аула, к эволюции его культуры, к месту Рича в государствах Кавказская Албания и Филан, к совместной со всеми дагестанцами героической борьбе ричинцев с внешними завоевателямии, росту духовного величия Рича.

И Вы взялись за этот громоздкий труд?

– Писать о Рича более или менее подробно было все же необходимо. Были и есть среди ричинцев историки, филологи, люди со знанием фактов о древности и достижениях села, но никто не взялся актив- но за это не простое дело. К сожалению, многие десятилетия Рича оказывалось в тени новой и новейшей истории Дагестана. Этому были веские причины. Прежде всего, неисчислимые лишения, перенесенные жителями села за многие столетия, значительная память о Рича была стерта. Не стало ряда письменных источников, позволявших проникнуть в тайны прошлого для воссоздания собственной истории. После Октябрьской революции 1917 года важными считались иные ценности. В советское время священный Коран, хадисы и многие коллекции даже светских книг на арабском языке безжалостно уничтожались, сжигались. Многие книги из мечетей Рича и частных библиотек были припрятаны, а в последующем бесследно исчезли. Да и сохранившиеся экземпляры уникальных книг, наследниками в лихие 90-е годы, были проданы. Допускаю, что среди них были и рукописные книги, содержащие бесценные сведения о древней истории и культуре Рича.

То, что я заинтересовался прошлым нашего края, было вызвано, может быть тем, что я там родился, – ведь каждый хочет знать об истории своей малой Родины. Это, во-первых. А во-вторых, чем больше я углублялся в размышления о прошлом нашего края, тем больше понимал, что оно чрезвычайно поучительно, но плохо отражено в имеющейся литературе. Это показалось мне удивительным. К тому же я обнаружил что многое, что писалось в советское время о Рича, не соответствовало действительно- сти, а многое из его истории – оставалось в тени.

Есть гордость за изданную книгу? Всё- таки серьёзный труд.

– Гордость есть, гордыни нет. Книга получилась объемной, презентабельной. Спрос на книгу большой. К сожалению, она вы- шла малым тиражом в типографии Санкт- Петербургского государственного педагогического университета им. А. Герцена. Из- давалась на собственные средства. Но тот, кто знаком с изданием своих трудов на соб- ственные ресурсы, понимает, какой ценой это достигается.

Вы считаете себя краеведом?

–Я обычный исследователь, журналист, и меня вполне это устраивает. Да и не важно, кем считаешь себя ты сам. Человек в собственной оценке частенько преувеличивает свои заслуги, заблуждается, зачастую бывает необъективен. У меня много друзей, единомышленников – и это главное. А кто я такой – пусть ска- жут люди.

И еще, ведь такой профессии, как краевед нет. Ни в каких профессиональных справочниках. Почему? Потому что крае- вед – особый род, как это ни громко звучит, подвижнической деятельности, это общественная и гражданская миссия, принимаемая человеком на себя добро- вольно.

А все же, что для Вас означает слово «краеведение»?

– По словарю Ожегова, краеведение – изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, экономических, культурно- исторических, этнографических особенностей. Лично для меня краеведение означает – изучение родного края и всего, что с ним связано: география, история, люди, события, легенды, обычаи. Как видите, я толкую этот термин намного шире.

Как давно занимаетесь изучением родного края?

– Да, пожалуй, с самого рождения. Сбору и изучению материалов, посвященных Рича, я отдал многие годы своей жизни. Да и сей- час продолжаю собирать документы и воспоминания, которые могли бы дополнить и расширить мой труд.

Вы написали серьёзную работу про репрессии в период коллективизации. Кто для Вас эти люди?

– Прежде всего, земляки, предки, патриоты, крепкие мужики-хозяйственники. Среди них был и мой дед по материнской линии. Меня потрясли мужество и стойкость, с ко- торым они перенесли все обрушившиеся на них горести и испытания. Не сломались, не спились, не наложили на себя руки, не обо- злились, остались верными родной земле. Эту тему я для себя ещё не закрыл. Есть новые, не известные ранее, факты их био- графий. Да и с возрастом многие события тех лет видишь по-другому, переосмысли- ваешь заново.

Какие, по Вашему мнению, должны быть качества у краеведа?

–Любознательность, открытость и добро- желательность к людям, любовь к своей этнической родине, месту, где он живет, использование каждой минуты, чтобы искать, узнавать, систематизировать и рассказывать.

И все же, немного о своей литературной деятельности.

– Я популяризатор истории своего аула и края. Очень люблю наш аул, люблю его про- шлое, настоящее и его жителей. Поэтому и моя литературная деятельность реализова- лась через призму краеведения. Я хочу, что- бы другие жители Рича также любили его.

Авторы всегда сталкиваются с критикой.

– У каждого пишущего человека наверняка найдутся друзья, соратники. Но, без критиков и их замечаний не обойтись. А по- том, если бы не критики, то как меня стали узнавать? Сначала это неприятно, потом начинаешь находить критику полезной, так как бы читатели иногда наталкивают на интересные мысли и делятся неизвестными фактами. Я не обижаюсь, даже если пишут откровенную ерунду. К завистникам, кстати, тоже отношусь спокойно.

Как Вы считаете, с чего нужно начать изучать краеведение?

– С того, что вокруг вас. С вашего двора, школы, старинного здания мечети, с истории своей семьи и т.д. Мы привыкли к тому, что вокруг, и не замечаем необычного и загадочного в окружающих нас объектах. Но это необычное и загадочное в них есть. Важно внимательнее и глубже вглядеться.

А вот интересно: как рождаются крае- веды, откуда они берутся?

– А Бог их знает… Это непредсказуемо. Я, например, до зрелого возраста не предполагал оказаться в статусе краеведа. Думаю, что каждый человек по своей изначальной природе краевед в разной степени. Мне, например, ближе всего историческое крае- ведение, что во всем мире обычно подразумевают под краеведением – это как раз та самая «localhistory». Все мы с детства сознательно или подсознательно пытаемся определиться и «обозначиться» в родном пространстве. Отсюда интерес к своим корням и родственным связям. У одного человека этот интерес ограничивается собственным родословным древом, у другого растёт, расширяется, углубляется и пере- ходит на «родословную» всего своего аула или даже края. Ведь общая река истории и состоит из слившихся ручейков – наших личных, семейных и родовых, так называемых, маленьких локальных историй. Наверное, для успешной реализации этого интереса должны совпасть несколько факторов, как-то: любовь и интерес к родной земле и её старине, любознательность, желание и навык архивной работы, аналитический склад ума, качества публициста и, наконец, чувство ответственности перед своими земляками-со- гражданами, для которых, собственно, и вершится весь этот многолетний, кропотливый труд.

Вас не смущает, что краеведы, в отличие от прочих деятелей, не всегда могут рассчитывать на известность и материальное поощрение.

– Нисколько. Большое количество времени приходится проводить в архивах и библиотеках, а потом рыться в своих многолетних записях, встречаться со старо- жилами, записывать их воспоминания, изучать и анализировать собранные мате- риалы, потом, разрабатывая и доводя до ума конкретную выбранную тему. Потом трансформировать этот информационный ворох в статьи, которые после публикации становятся достоянием широкой публики, и особенно тех, кто интересуется вопро- сами местной истории. Поэтому земляки чаще читают мои материалы в прессе, чем встречаются со мной. И поверьте мне на слово – никаких дивидендов от недавно из- данной книги я не ожидаю.

Планы на будущее?

– Для начала, просто жить. А там посмотрим. Задумок много. Хочу видеть аул Рича процветающим. Ричинцев счастливыми.

Спасибо большое! Удачи и творческих успехов Вам!

Беседовал Гусейн Кабардиев