Власть. СМИ. Общество

Смена концепции

Современные электронные СМИ сегодня — это не только средство общения, но и один из главных инструментов социального управле­ния, мощное орудие, влияющее на массовое сознание, на формирование определенных взглядов и убеждений телезрителей. В по­следние годы решение целого ряда проблем, обусловленных, прежде всего, новым понима­нием роли телевидения в жизни общества, ис­ходит из того, что только в объективно инфор­мированном обществе возможна эффектив­ная деятельность демократических институтов власти, реализация принципов социальной справедливости. Поэтому, когда мы говорим об улучшении социально-экономической си­туации, повышении уровня и качества жизни в нашем регионе, это значит, что необходимо в первую очередь развивать и совершенство­вать именно эти важнейшие и мощные факто­ры воздействия на людей, менять информаци­онную политику.

И регионализация в современных условиях указывает на приоритетность местного источ­ника информации. Следовательно, возмож­ность вещания для своего зрителя дает мест­ному телевидению реальное преимущество. В связи с этим, не удивительно, что местному СМИ – его программированию, развитию, вли­янию на общественное мнение – сегодня уде­ляется особое внимание.

И для того, чтобы сохранить аудиторию, ре­гиональное телевидение тоже должно транс­формироваться и стать адекватным институ­том гражданского общества. Региональные электронные СМИ, ставшие трибуной для миллионов, привлекают людей к активному участию в общественной жизни, к обсуждению актуальных задач современности. Посред­ством прямой трансляции важнейших событий в стране и в мире телевидение оперативно пе­редает достоверную информацию. Но сегодня электронные СМИ в стране и регионах пережи­вают не лучшие времена.

Обостряющаяся конкуренция на рынке ин­формационных услуг способствует повыше­нию требований к качеству новостных продук­тов. Наиболее популярными сегодня оказыва­ются не только те каналы, которые оперативно освещают события, но и те, что предлагают востребованные, отвечающие ожиданиям ау­дитории, «форматные» сообщения. Современ­ный зритель выбирает не только собственно новости, но в большей степени – их подачу. И здесь на первый план выходит профессиона­лизм творческих и технических работников, и прежде всего корреспондентов, редакторов, ведущих и руководителей информационных служб.

Современное содержание новостного про­дюсирования заключается не только в том, чтобы выбирать те или иные информационные поводы, но и «делать новости». И здесь работы у руководителей информационных служб не­початый край. Главная задача значительно со­кратить количество и в корне изменить форму подачи официальных материалов. Тем более, что в перспективе политика государственных электронных СМИ в регионах ориентирована исключительно на социальные функции, то есть создание актуальных и современных но­востных и аналитических программ.

Смена концепции вещания на телевидении — процесс очень болезненный, но это следствие общенациональных процессов. В последние годы все мы все учимся жить и работать в де­мократическом обществе, в жестких рыноч­ных условиях. И, разумеется, нужно время для того, чтобы плюралистической демократии были вписаны в новую демократическую куль­туру. Это случится при одном условии, когда общественное информационное простран­ство станет действительно открытым и доступ­ным для всех.

По мнению независимых экспертов, самые серьезные изменения назрели, в объективном освещении деятельности органов государ­ственной власти. Давно появилась необходи­мость изменить форму подачи материалов с разного рода совещаний, заседаний для ин­формационных программ. Нельзя забывать, что любая информация, в том числе чисто по­литическая и рассчитана на самый широкий круг телезрителей.

Многолетняя практика работы в государ­ственных электронных СМИ показывает, что для создания актуальных, интересных и со­держательных «новостей» сегодня далеко не­достаточно просто хорошо знать предмет, о котором журналист собирается рассказать. И здесь возникает ряд вопросов о самой струк­туре информационных выпусков, и главным образом о соблюдении пропорций позитивных и критических материалов.

И еще один важный момент в подготов­ке новостных программ. Необходимо тща­тельным образом выстраивать композицию информационных выпусков, стараясь в про­цессе верстки максимально сбалансировать потоки о политике, экономике, социальной сфере, культуре и т.д. В нашей республике с массой социальных, религиозных и иных про­блем это сделать не всегда просто. Но в этом и заключается умение профессионалов созда­вать объективное, современное региональное телевидение. И в этом плане в Дагестане есть серьезные проблемы кадрового обеспечения руководителей информационных служб и ряда других подразделений телеканалов, в целом телерадиокомпаний. Во многих городах и рай­онах республики электронные СМИ, телера­дио каналы возглавляют не профессионалы, порой люди далекие от журналистики. Вывод — необходимо менять эту ситуацию с помощью отделения журналистики ДГУ, специальной ка­федры электронных СМИ, созданной на базе Дагестанского филиала ВГТРК.

СМИ могут оказать влияние на власть с точки зрения ограничения конкретных действий пра­вящих кругов.

Сегодня многие специалисты в области СМИ задаются вопросом: в чем, собственно, состоит основная проблема современного ре­гионального телевидения?

По мнению ряда независимых экспертов, в последние годы — главная проблема связана с уровнем культуры СМИ, а именно с резким падением этого уровня, следствием которо­го явилась деградация огромного количества людей, среди которых очень много молодых представителей. А не в этом ли состоит ос­новная идея термина, «четвертая власть»? По словам известного дагестанского журналиста Алика Абдулгамидова: «Низкое качество и не­гибкость государственных информационных коммуникаций вынуждает граждан искать аль­тернативные способы удовлетворения своих потребностей в оперативной и актуальной информации. Молодое поколение сегодня ак­тивно использует Интернет и чуть ли не кругло­суточно общается на форумах и в социальных сетях. И с каждым днем таких «зависимых» от всемирной паутины становится все больше и больше. А самое массовое и доступное СМИ – телевидение теряет позиции и авторитет в об­ществе. Таким образом, республиканское ин­формационное поле формируется не за счет местных государственных информационных ресурсов, а за счет внешних информационных источников, иногда не корректных, а подчас просто враждебных по отношению к республи­ке. При такой информационной политике вряд ли можно мобилизовать общество на решение стратегических программ развития республи­ки и подправить негативный имидж Дагеста­на».

Интернет-журналистика, интегрируя в себе все возможности прессы, радио и телевиде­ния, существует и определяется в ветвящемся интерактивном гипертексте, пока не вполне доступном традиционным медиа. Сам факт по­явления интернет-журналистики, как полагают исследователи, требует смены информацион­ной парадигмы и реконцептуализации даже таких базовых понятий как массмедиа, аудито­рия и сама коммуникация.

Так постепенно интернет как новая медиа­платформа предоставил СМИ не только новые способы подачи информации, но и инноваци­онные стратегии продвижения медиабизнеса именно посредством механизмов сочетания контента и его распространения.

Процесс взаимного проникновения печати, телевидения и Интернета набирает силу. Се­годня перед региональной прессой множество проблем, и в их числе отсутствие четкой про­думанной системы, подготовки журналистских кадров повышения квалификации и ротации кадров. И как результат — старение кадров и практически отсутствие притока молодых со­временных специалистов. Средний возраст работника дагестанских СМИ 52 года.

Смена концепции вещания на телевидении- процесс очень болезненный, но это следствие общенациональных процессов. Меняется вре­мя, а с ним идеология и формы современного телевидения. В регионе хорошо видно, как фе­деральные каналы все очевиднее становятся полигонами борьбы за власть.

По утверждению эксперта З. Магомедова в Дагестане пока еще нет единой точки зрения на содержание государственной информаци­онной политики и на ее роль как важной ком­плексной задачи государственного управле­ния. Отношения к информационной политике в решающей мере зависит от того, какие кон­кретные вопросы находятся в сфере личной компетенции, профессиональных и политиче­ских интересов главы республики или того или иного государственного деятеля от СМИ.

Журналистов мало интересует обычный человек, ищущий защиту в неустойчивом и агрессивном мире. Медиаконтент посвящен сильным мира сего в политике, бизнесе, раз­влечениях. Групповое равнодушие к зрителю рикошетом бьет по журналистике и ее осно­вам». В то же время, деятельность лишилась этической составляющей и журналист стал ориентироваться на человека, как на безлико­го, бездушного потребителя информации.

Есть и такое мнение – в последние два деся­тилетия наши средства массовой информации получили такую свободу, которой могли бы по­завидовать многие зарубежные журналисты, но распорядились ею таким образом, что се­годня большинству россиян свобода СМИ уже представляется непозволительной вседозво­ленностью, которую нужно ограничить вплоть до введения цензуры.

Сегодня региональные СМИ играют каче­ственно новую роль и стали определяющим ка­налом формирования общественного мнения, инструментами властных структур в создании и поддержании ими собственного благоприят­ного имиджа, формирования общественного мнения нужной направленности.

И первые шаги в этом направлении в нашем регионе новой политической командой уже сделаны. Создание министерство информа­тизации, связи и массовых коммуникаций РД – первый этап в создании новой государствен­ной политики в этой важнейшей сфере на этом этапе развития нашего региона.

В последние годы эксперты высказыва­ют мысль о выработке общих международ­ных правил, по которым могли бы строиться взаимоотношения СМИ и государства. По их мнению, государство просто обязано быть не только прозрачным и понятным, но и занимать активную позицию при построении взаимоот­ношений с медиасообществом. Необходимо добиться взаимной ответственности власти и средств массовой информации. Все пра­вильно. Но это должно стать реальностью в деятельности СМИ, в их взаимоотношениях с властью. Ведь не секрет, что, как правило, в нашей республике с ее прочными традициями зачастую власть остается в большинстве слу­чаев неприкосновенной.

Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессио­нально-творческими моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственно­го поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем, с этической точ­ки зрения, выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

Известно, что специфика телевидения за­ключается в сиюминутности информации: здесь нет возможности уточнить, переспро­сить. Поэтому качество языковой формы теле­видения требует большого внимания, посколь­ку аудитория воспринимает не только инфор­мацию, но и ее звучание (произношение, инто­нацию). Телевидение и радио во многом опре­деляют языковую культуру общества. Между тем здесь работают люди разных профессий, выходцы из разных городов и районов, иногда не совсем подготовленные для такой работы. Опыт показывает: далеко не всегда творчески одаренный журналист умеет озвучить свой хо­рошо подготовленный сюжет. Многие журна­листы телевидения забывают о том, что речь является их визитной карточкой и ею нужно дорожить.

Основными для журналиста издавна счи­тались литературные способности.Социо­логические опросы подтверждают, что они по-прежнему входят в перечень основных критериев журналистского мастерства. Дей­ствительно, отношение аудитории к тексту, а следовательно, к газете и журналу, на чьих страницах он появится, или к программе радио и телевидения, которые передали его в эфир, во многом обусловлено речевой культурой корреспондента. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессио­нализма. Совершенное владение словом, для журналиста обязательно.

Звучащее и печатное слово должно быть правильным с точки зрения норм русского литературного языка. Недостаточная речевая культура журналиста снижает авторитет, за­трудняет выполнение его профессиональных обязанностей. Ему необходимо быть ответ­ственным не только за то, что он говорит, но и за то, как он говорит. В планах дагестанских вузов и научных учреждений различные науч­но-практические конференции, круглые столы, диспуты по актуальной проблематике целевой программы «Русский язык»и «Языковая лич­ность журналиста в современной информаци­онной сфере».

Природа СМИ настолько сложна, что его влияние на нашу духовную составляющую до конца еще не изучено. Каждый новый виток в развитии телевидения демонстрирует неожи­данные результаты этого влияния. Здесь ак­туальна постановка такого вопроса: каким об­разом можно поднять телезрителя до уровня высших духовных ценностей?

Телевидение по сей день является сред­ством, с помощью которого происходит взаи­модействие всех членов общества, а также об­щества и государства. Однако, помимо такого «диалога», современное телевидение решает и иные задачи, в числе которых развлекатель­ная, образовательная и воспитательная.

Факт остается фактом. По мнению экс­пертов, грубое выхолащивание из эфира ре­альной жизни, местных событий, культуры и традиции отдельного региона, глобализация эфира – это путь к деградации общества, подмена реальности виртуальным миром. Безудержно гнаться только за рейтингом, не считаясь с реакцией местного населения, в конечном счете, невыгодно. Создавать не коммерческие программы без госфинанси­рования – это выгодно, создавать свои цикло­вые аналитические, детские, молодежные, культурные, спортивные передачи – это тоже, в конечном итоге, выгодно. Качественные, дорогостоящие, но вносящие колоссальный духовный вклад в развитие личности телеви­зионные проекты и есть те самые инвестиции в нравственное развитие подрастающего по­коления, плоды которых мы ощутим букваль­но в ближайшее десятилетие.

Телевизионный эфир имеет неограничен­ные возможности духовного и эстетического развития, но оптимальная форма пропаган­ды нравственных ценностей еще не найдена. Поиск может занять многие годы, но пока это произойдет, массовая культура населения опустится до самой низкой отметки, перейдя которую станет невозможно что-то исправить. Уже не телевидение будет формировать вкусы, а наоборот.

Природа региональных современных СМИ разнопланова, разнообразна. Многие вопро­сы требуют еще глубокого осмысления. Глав­ное же свойство СМИ, на мой взгляд, состоит в его постоянном прогрессе и стремлении со­вершенствоваться.

Будущее телевидения не в усилении одно­стороннего воздействия на аудиторию с определенными целями, а в его диалогичном развитии и совершенствовании вещательной политики на основе ценностей и исторических традиций.

Ильман Алипулатов,

председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России, член Общественной палаты РД