Жизнь отданная искусству

 (К 80-летию народного артиста Дагестана)

Асельдера Асельдерова

Как быстротечно время. Неза­метно пролетели годы и мы уже в 21 веке. Нашему другу, ма­стеру сценического искусства, народному артисту Республики Дагестан Асельдеру Хайбулла­евичу Асельдерову исполняется 80 лет. Можно без всякого пре­увеличения сказать, что вся его жизнь полностью отдана служе­нию театру. В возрасте 29 лет он поступает учиться в грузинский государственный театральный институт им. Шота Руставели. После окончания его он по се­годняшний день работает в Ку­мыкском музыкально – драма­тическом театре им. Алимпаши Салаватова актером.

Асельдер Хайбулаевич родил­ся 17 октября 1939 года в сел. Нижний Дженгутай Буйнакского района. После окончания средней школы, служил в Советской ар­мии. Вокальные данные, любовь к музыке возвращает молодого Асельдера в свою родную школу. Здесь он работает учителем пе­ния. Учась в школе Асельдер про­являет свои артистические спо­собности, тянется участвовать в школьной самодеятельности, поет и танцует, играет разноплановые роли в спектаклях. Так начинался путь будущего большого мастера сцены. Учеба в Грузинском госу­дарственном театральном инсти­туте ощутимо расширило багаж теоретических знаний студента Асельдерова . Уже там все поняли, что из молодого студента обяза­тельно вырастет актер с большим именем. Так оно и произошло. 10 мая 1973 года приказом директора Кумыкского театра выпускник гру­зинского театрального института Асельдеров Асельдер назначается актером государственного театра. С этого момента начинается новая эра в творческом пути Асельдеро­ва. С первых же ролей выясняется, что он актер широкого диапазона.

Сыграли три фактора: театраль­ное дарование, внешность и уди­вительное обаяние актера. Как показали первые и последующие спектакли с его участием ему под силу были, как яркие комедийные роли, так и образы насыщенные высоким драматизмом. К приме­ру, я перечислю ряд его ролей ко­торые подтверждают настоящий талант. Авкад в спектакле «Эркеч Али» Абдуллы Хамидова, Мустафа в спектакле «Когда в сердце лю­бовь», Магомед-Султан Яхьяева, Умалатбий в одноименном спек­такле Баммата Атаева «Умалат­бий», Наби в спектакле Абдулабе­ка Загалова «Прости меня мама», Канболат в спектакле Алимпаши Салаватова «Айгази», Фергальд в спектакле Бертольда Брехта «Что тот солдат, что этот», Расул в спек­такле «Незабываемые дни». Зари­пат Атаевой. Все перечисленные роли насыщенны высоким накалом чувств и характеров. Каждая роль сыграная актером Асельдером Асельдеровым становится собы­тием на сцене театра.

Прошли годы о его образах соз­данных в разных спектаклях стала писать театральная критика, спек­такли с его участием ждали зри­тели, общественность заметила талант большого мастера.

Интересные образы созданы им во многих последующих рабо­тах, в таких спектаклях как «Лекарь поневоле» Жоржа Мольера роль начальника участка Муслима Гёк­гёзова, роль Алхасова в спекта­кле Атава Атаева «Одни приходят, другие уходят», роль Абусупьяна в спектакле «Утренняя звезда» Абдул-Вагаба Сулейманова, роль Атака в спектакле Байсолтана Джу­макаева «Дураки, где вы» и других.

Артист Асельдер Асельдеров во всех своих работах стремится к разнообразию творческой пали­тры, постоянно ищет новые выра­зительные средства.

Всегда творчески активный и перспективный Асельдер Асель­деров, особенно активно работа­ет в последние годы. Достаточно перечислить его новые работы и невольно задаешься вопросом: сколько же энергии заложено в этом человеке, как измерить диа­пазон его человеческих возмож­ностей. Это роли Айдемир-бия в спектакле Баммата Атаева «Адиль­герей Тарковский», Хакима в спе­каткле Багаутдина Аджиева «Мой маленький праздник», образ царя в спектакле – сказке «Кюльбай» по пьесе Абдулхакима Аджиева, глав­ная роль в спектакле «Бабьи сплет­ни» Карло Гольдони, роли Кучумова в пьесе Александра Островского «Бешеные деньги», священника в мюзикле Дейла Вассермана «Че­ловек из Ламанчи», профессора Титико в «Соблазне Мерата Берад­зе», образ Салмана в спектакле «Асият» по Расулу Гамзатову и ряде других спектаклей.

Асельдер Хайбуллаевич в общей сложности сыграл около трёхсот ролей. Он участник многих фести­валей искусств: это Международ­ный фестиваль театров г.Анкара (Турция), фестиваль национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ» г. Владикавказ (Север­ная Осетия – Алания). Он сегодня в хорошей форме, мастер сцени­ческого искусства республики. В Дагестане он очень популярен, востребован разными режиссера­ми. Асельдер Асельдеров снимал­ся в таких фильмах как «Шамиль» Таркифильм, на киностудии «Мос­фильм» «Тюльпан любви» в филь­мах по сценариям Расула Гамзато­ва и Ахмедхана Абу-Бакара «Чеге­ри», «Ожерелье для моей Серми­наз», «Баллада о старом оружии» (Мосфильм,1987 г.), «Пирамида» (Мосфильм, 1992 г.).

Сегодня театр готовится к 75- летию Великой победы. К этой дате режиссер Скандарбек Тулпа­ров ставит пьесу известного дра­матурга Абдул-Вагаба Сулейма­нова «Свадьба на войне». В этом спектакле тоже активно работает неутомимый Асельдер. Ему по­ручена роль Абдулмукмина. Свой юбилей Асельдер Хайбулаевич отмечает добросовестным актер­ским трудом, ведь он отдал искус­ству всю свою жизнь.

Асельдера Хайбулаевича се­годня поздравляют его ученики по сцене, коллеги, любящие род­ственники и благодарные зрители театра – все желают ему здоровья, счастья и новых творческих успе­хов.

Багаутдин Аджиев

народный поэт Дагестана