ВЕСТИ ИЗ ПРОКУРАТУРЫ

Фальшивомонетничество

Одно из самых ранних упоми­наний о фальшивомонетчиках на Руси обнаружено в новгородской летописи 1447 года, в которой говорилось, что некий весовщик драгоценных металлов Федор Же­ребец промышлял изготовлением гривен из неполноценного метал­ла. Слово «фальшивомонетниче­ство» возникло в те времена, когда существовали только металличе­ские денежные знаки. С появлени­ем бумажных денег и ценных бумаг это понятие было распространено и на них.

Исследователи отмечают, что первые ассигнации были выпуще­ны в VIII веке достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей на плотной белой бумаге с водяным знаком и двумя тиснениями. Текст и рамка печа­тались типографским способом черной краской в один прогон, оборотная сторона оставалась чистой, без рисунков. На каждой ассигнации ставили вручную чер­нилами свои подписи четыре чи­новника — два сенатора, советник и директор банка. Ассигнации ну­меровались.

Первым способом подделки денежных билетов в России ста­ло изменение номинала с «25» на «75», т.е. частичное изменение визуально воспринимаемых при­знаков подлинных ассигнаций дру­гого номинала.

Казалась бы такой подлог можно разоблачить с легкостью. Однако на территории нашей республи­ки регистрировались случаи мо­шенничеств, когда потерпевшие в качестве оплаты за оказанную услугу, товар принимали сувенир­ную купюру достоинством 500, 1000, 5000 рублей, содержащую надпись «БАНК ПРИКОЛОВ», «СУ­ВЕНИР», «Не является платежным документом», полагая, что она из­готовлена на предприятии Гознака.

Следовательно, что говорить о фальшивых купюрах на первый взгляд, не имеющих признаков подделки. Данное преступное де­яние причиняет не только ущерб лицу, чей товар, услуги остались неоплаченными, но и подрывает устойчивость российской валю­ты и дестабилизацию денежного обращения. Наказание за фаль­шивомонетничество — до 15 лет лишения свободы со штрафом до 1 млн. руб. в зависимости от ква­лификации деяния. Несмотря на суровость наказания, факты под­делки денежных знаков продол­жают иметь место. К примеру, за 2018 г. на территории республики зарегистрирован 131 случай сбыта поддельных купюр, за первое по­лугодие 2019 г. таких случаев вы­явлено 39.

Так, неустановленное лицо сбы­ло на одном из АЗС, расположен­ном на ФАД «Кавказ» на терри­тории Каякентского района, под­дельную купюру достоинством 1000 рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 186 УК РФ.

В группе риска может оказаться каждый из нас, поскольку для осу­ществления противоправной дея­тельности преступники использу­ют современные компьютерные и полиграфические средства, экс­плуатация которых предполагает реализацию знаний компьютерных технологий, полиграфического, граверного, литейного дела, ме­таллообработки, художественных навыков. Порой распознать под­делку удается только в результа­те экспертного исследования.

Возникает вопрос можно ли привлечь к материальной ответ­ственности продавца, кассира, в случае если при сдаче денежных средств была обнаружена непла­тежеспособная купюра.

На основании ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора на­ступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого дого­вора в результате ее виновного противоправного поведения. При этом каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

В то же время если установить неплатежеспособность купюры можно только с помощью специ­альных технических средств, кас­сир должен быть обеспечен со­ответствующими техническими средствами.

Если кассир такими средствами не обеспечен, либо они неисправ­ны или не позволяют установить неплатежеспособность именно этой купюры, привлечь работника к материальной ответственности нельзя, поскольку на основании ст. 22 ТК РФ обеспечение работников оборудованием, средствами, не­обходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, — обязан­ность работодателя. А при их от­сутствии работник освобождается от материальной ответственности (ст. 239 ТК РФ).

Что же делать простому обыва­телю? Уповать только на везение? В каких-то случаях наверно да, однако, знание признаков защиты подлинных денежных купюр вселя­ет уверенность в нас как покупате­лей и продавцов, что нам удастся пресечь попытки сбыта поддель­ных банкнот. Центральные банки в последнее время активно популя­ризируют приемы распознавания подделок среди населения. Прак­тически в каждой торговой точке имеются терминалы безналичного расчета. Наше благополучие, пре­жде всего, зависит от нас самих.

Как не попасть на уловки мошенников

За 7 месяцев текущего года в республике зарегистрировано 45 фактов мошенничеств, совершен­ных с использованием сети «Ин­тернет», от которых ущерб физи­ческим и юридическим лицам со­ставил более 700 тысяч рублей.

Преступная схема проста. Зло­умышленники чаще всего высту­пают под видом покупателя либо продавца какого-либо товара.

В первом случае преступник, представляясь потенциальным по­купателем, входит в доверие про­давца и просит направить ему но­мер банковской карты для, якобы, перевода денежных средств в счет приобретения товара. Получая за­ветный номер, мошенник совер­шает хищение имеющихся на бан­ковском счете денежных средств.

Во втором случае еще проще. Преступник за привлекательную цену выставляет в интернете на продажу популярный и востребо­ванный товар, которого конечно фактически нет в наличии, и, что на­зывается, ждет когда «рыбка клю­нет». При этом для подтверждения своих «чистых» помыслов и пущего убеждения покупателя, такие про­давцы могут отправить копию свое­го паспорта (поддельного конечно), мол «куда я денусь, если у вас есть мои данные». Соискатели товара подешевле, пренебрегая элемен­тарными правилами безопасности своих финансов, отправляют де­нежные средства на счет «черного» продавца, а потом … идут писать заявление в полицию.

В других случаях псевдопродав­цы просят частичной оплаты това­ра, для подтверждения намерения его приобрести, а после поступле­ния аванса навсегда превращают­ся в «недоступного» абонента.

В виду сложности установления личности мошенника, которые, как правило, ведут свою преступную деятельность из другого региона, используют подложные докумен­ты, вымышленные данные при ре­гистрации абонентских номеров, подставных лиц, на которых от­крывают банковские счета, основ­ной массив таких преступлений остается не раскрытым.

Чтобы не попасть на «крючок» мошенника в первую очередь, ни­кому и ни под каким предлогом не предоставлять данные своей бан­ковской карты. Оплачивать товар рекомендуется лишь при его по­ступлении, при этом необходимо проверить, тот ли именно товар отправлен. Не стесняться прояв­лять максимальную бдительность и осторожность. Помнить, что слу­чаи, когда вы все же доверились другой стороне сделки по интер­нету и она успешно состоялась, не гарантируют честность и порядоч­ность других участников интернет- рынка.

Андрей Потапов,

начальник отдела правовой статистики прокуратуры республики

Браконьерство

Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой со­вместно с сотрудниками Государ­ственного природного заказника «Аграханский» проведен ряд коор­динационных мероприятий, направ­ленных на соблюдение законода­тельства о рыболовстве и сохране­ние водных биологических ресурсов.

14.07.2019 в ходе обследования территории ГПЗ «Аграханский», расположенного в части на адми­нистративной территории Киров­ского района г. Махачкалы РД, в районе устья реки Терек на берегу, в мешке белого цвета обнаруже­на рыба осетровых пород по виду «Русский осетр» в количестве 4 экземпляра, а также капроновая сеть красного цвета, длиной 100 метров, размерами ячеи 140х140. Ущерб, в результате незаконной добычи водных биологических ре­сурсов согласно такс для исчисле­ния размера взыскания ущерба, причиненного водным биологиче­ским ресурсам составил 1 104192 (один миллион сто четыре тысячи сто девяносто два) рубля.

12.05.2019 Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой направлен матери­ал проверки по факту незаконной добычи особо ценных водных био­логических ресурсов, принадлежа­щих к видам, занесенным в Крас­ную книгу России и охраняемым международными договорами Российской Федерации в отноше­нии неустановленных лиц.

Идрис Магомедов,

старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора

Внесены представления

Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры республики в целях устранения нарушений законодательства об отходах производства и потре­бления, указанных в информации Министра природных ресурсов и экологии Республики Дагестан Ка­рачаева Н.А., «О ситуации в сфере обращения с отходами производ­ства и потребления на территории республики», проведен анализ в указанной сфере и установлено следующее.

Так, в соответствии со ста­тьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в об­ласти обращения с отходами отно­сится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исклю­чением установленных законода­тельством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Однако в нарушение требова­ний федерального законодатель­ства в муниципальных районах и городских округах не созданы в достаточном количестве места накопления твердых коммуналь­ных отходов; не определена схема размещения отходов; не включены места накопления твердых ком­мунальных отходов в реестр; не обеспечивается надлежащим об­разом ведение реестра мест на­копления твердых коммунальных отходов в соответствии с прави­лами, утвержденными Правитель­ством Российской Федерации; не размещены сведения о создании мест накопления твердых комму­нальных отходов на официальном сайте в информационно-телеком­муникационной сети «Интернет».

Отмеченные нарушения стали возможными из-за ненадлежаще­го исполнения своих должностных обязанностей работниками муни­ципальных образований.

В этой связи, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой 01.08.2019 в адрес 19 глав муниципальных районов и городских округов внесены пред­ставления об устранении наруше­ний законодательства об отходах производства и потребления.

Амир Гамидов,

помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора

Оформление экологического разрешения

С 1 января 2019 года вступили в силу положения Федерального за­кона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федераль­ный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219- ФЗ), согласно которым юридиче­ские лица и индивидуальные пред­приниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах I категории, включен­ных в утвержденный уполномочен­ным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с за­явкой на получение комплексно­го экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. К объектам первой категории опас­ности относятся предприятия гор­нодобывающей, металлургической, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, специализиро­ванные организации по утилизации и размещению отходов, а также сельскохозяйственные комплексы. Комплексное экологическое раз­решение выдается уполномочен­ным органом после рассмотрения заявки в месячный срок на основа­нии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснова­ния комплексного экологического разрешения. Порядок выдачи таких разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изме­нений, а также отзыва устанавлива­ется Правительством Российской Федерации. Федеральным законом № 219-ФЗ также вводится ст. 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше­ниях, согласно которой осущест­вление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказы­вающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплекс­ного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, влечет на­ложение административного штра­фа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пя­тидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Прокуратура г. Махачкалы

ИП – без регистрации

Проведенной прокуратурой района проверкой установле­но, что Дибиркаримовым М-А.Ю. 28.10.1973 года рождения на при­надлежащем Мирзаевой Н.А. на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 05:40:000067:2067, расположен­ном в районе МКР «М-2», Примор­ский жилой район, участок №262, г.Махачкала, возведено 4 этажа многоквартирного жилого дома, тогда как последнему выдано раз­решение на строительство 3-х этажного индивидуального жилого дома.

В период с 12.02.2016 по 24.10.2016 Дибиркаримов осуще­ствил предпринимательскую де­ятельность без регистрации, со­пряженную с извлечением дохода в крупном размере, заключил 3 сделки по продаже квартир в ука­занном доме, по которым сумма полученного дохода составляет 2 254 000 рублей.

По выявленным нарушениям прокуратурой района направлен материал проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в отдел полиции по Ленинскому району УМВД РФ по г.Махачкале для решения во­проса об уголовном преследова­нии.

19.07.2019 по данному факту следователем отдела полиции по Ленинскому району г.Махачкалы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, пред­усмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, в отношении Дибиркаримова М-А.Ю по ч.3 ст. 159 УК РФ, ч.3 ст.159 УК РФ, ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Хизригаджи Арсланалиев,

старший помощник прокурора Ленинского района Махачкалы

Несчастный случай на производстве

Регулирование трудовых отно­шений и иных непосредственно связанных с ними отношений в Российской Федерации осущест­вляется целой системой норма­тивных правовых актов, основу ко­торой составляет Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Статьи 227-231 ТК РФ посвяще­ны вопросам расследования и уче­та несчастных случаев.

В соответствии с ч. 1 ст. 229.1 ТК РФ расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших полу­чили легкие повреждения здоро­вья, проводится комиссией в те­чение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного слу­чая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Сроки расследования несчаст­ных случаев исчисляются в кален­дарных днях, начиная со дня из­дания работодателем приказа об образовании комиссии по рассле­дованию несчастного случая.

Согласно ч. 3 ст. 229.1 ТК РФ при необходимости проведения дополнительной проверки об­стоятельств несчастного случая, получения соответствующих ме­дицинских и иных заключений ука­занные в настоящей статье сроки могут быть продлены председа­телем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить рас­следование несчастного случая в установленные сроки не представ­ляется возможным в связи с необ­ходимостью рассмотрения его об­стоятельств в организациях, осу­ществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласова­нию с этими организациями, орга­нами либо с учетом принятых ими решений.

Форма документа, на основа­нии которого можно продлить срок расследования несчастно­го случая, законодательством не определена, однако на практике продление срока расследования оформляется приказом председа­теля комиссии по расследованию несчастного случая. При этом в приказе о продлении срока рас­следования несчастного случая необходимо указывать причины продления срока расследования; дату окончания расследования. В последующем сведения о пе­риоде расследования несчаст­ного случая необходимо внести в соответствующий акт по форме № 4, утвержденной постановлени­ем Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм доку­ментов, необходимых для рассле­дования и учета несчастных случа­ев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производ­стве в отдельных отраслях и орга­низациях».

Несоответствие периода рас­следования несчастного случая, указанного в этом акте, срокам расследования, установленным ст. 229.1 ТК РФ, в том числе необосно­ванное продление срока расследо­вания несчастного случая, является нарушением трудового законода­тельства и образует состав адми­нистративного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового за­конодательства и иных норматив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

За такое правонарушение пред­усмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа: на должностных лиц и лиц, осущест­вляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.

Ахмед Гамидов,

старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы

Внесены изменения

Федеральным законом от 12.11.2018 № 411-ФЗ внесе­ны изменения в Уголовно-про­цессуальный кодекс Российской Федерации,устанавливающие судебный порядок получения раз­решения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

В частности, статья 214 УПК РФ дополнена пунктом 1.1, который предусматривает, что отмена поста­новления о прекращении уголовного дела по истечении года со дня его вы­несения в случае, предусмотренном частью 1.1. статьи 214 УПК РФ, допу­скается только по решению суда.

Прокурор, руководитель след­ственного органа возбуждают перед судом ходатайство о раз­решении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о чем выносится соответствующее постановление. В постановлении о возбуждении ходатайства изла­гаются конкретные, фактические обстоятельства, в том числе новые сведения, подлежащие дополни­тельному расследованию. К поста­новлению прилагаются материа­лы, подтверждающие обоснован­ность ходатайства.

Ходатайство рассматривает­ся единолично судьей районно­го суда или военного суда соот­ветствующего уровня по месту производства предварительного расследования с обязательным участием лица, возбудившего хо­датайство, не позднее 14 суток со дня поступления материалов в суд.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление о раз­решении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования либо об отказе в удовлетворении ходатайства о разрешении отме­ны постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

Постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию.

***

При рассмотрении дел об адми­нистративных правонарушениях будут использоваться системы ви­део-конференц-связи

Федеральным законом от 12.11.2018 № 410-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматри­вающие возможность использова­ния систем видео-конференц-свя­зи при рассмотрении дел об адми­нистративных правонарушениях.

Установлено, что в случае если судьей признано обязательным присутствие в судебном заседа­нии участника производства по делу об административном право­нарушении, который по объек­тивным причинам не имеет такой возможности, судья разрешает вопрос об участии (при наличии технической возможности) указан­ного лица в судебном заседании путем использования систем ви­део-конференц-связи.

Об участии в судебном заседании лиц, присутствие которых признано обязательным в судебном заседа­нии, путем использования систем видео-конференц-связи судья выно­сит определение. Копии такого опре­деления не позднее следующего ра­бочего дня после дня его вынесения направляются соответствующим участникам производства по делу об административном правонаруше­нии, а также в соответствующий суд или учреждение, в которых будет ор­ганизована видео-конференц-связь

Объяснения участников произ­водства по делу, полученные путем использования систем видео-кон­ференц-связи, допускаются в ка­честве доказательств.

Использование систем видео- конференц-связи в закрытом су­дебном заседании не допускается. Изменения вступили в действие с 23 ноября 2018 года.

***

В течение первых двух лет после увольнения со службы при трудоу­стройстве на новую работу с любым размером оплаты труда или заключе­нии гражданско-правовых договоров на выполнение работ (услуг) на сумму более 100 тысяч рублей в месяц быв­ший государственный или муници­пальный служащий при условии, что его должность была включена в пере­чень должностей, при замещении которых работник обязан представ­лять справки о доходах, утвержден­ный нормативным правовым актом государственного органа или органа местного самоуправления, обязан сообщить новому работодателю о по­следнем месте своей службы.

В случае трудоустройства новый работодатель обязан в 10-дневный срок направить уведомление о за­ключении такого договора по месту предыдущей службы работника.

Неисполнение этого требования закона влечет административную ответственность работодателя. Данные ограничения не распро­страняются на случаи трудоу­стройства на новую государствен­ную или муниципальную службу.

Если бывший служащий прини­мается на работу в организацию, в отношении которой он ранее осу­ществлял функции государствен­ного (муниципального) управления, для трудоустройства он также дол­жен получить согласие комиссии по соблюдению требований к служеб­ному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта инте­ресов бывшего работодателя.

Неисполнение данного требо­вания влечет расторжение нового трудового договора.

***

Правительства Российской Фе­дерации от 28 декабря 2018 года № 1708 внесены изменения в Пра­вила предоставления коммуналь­ных услуг собственникам и поль­зователям помещений в много­квартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления ком­мунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.

Поправками уточнены порядок расчета размера платы за ком­мунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, обору­дованных коллективным (общедо­мовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудова­ны индивидуальными приборами учета; порядок определения раз­мера платы за коммунальную услу­гу по отоплению в случае принятия решения об оплате коммунальной услуги по отоплению в течение ото­пительного периода; формула рас­чета размера платы за коммуналь­ную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в много­квартирном доме, не оборудован­ном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии при осуществлении оплаты в тече­ние отопительного периода; фор­мула расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, не обору­дованном коллективным (общедо­мовым) прибором учета тепловой энергии при осуществлении опла­ты равномерно в течение календар­ного года; формула расчета объ­ема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энер­гии, приходящейся на помещение (жилое или нежилое) в многоквар­тирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты ком­мунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а также формула расчета объема (ко­личества) потребленной за расчет­ный период тепловой энергии, при­ходящейся на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, не оборудованном коллек­тивным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осу­ществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение ото­пительного периода. Постановле­ние вступило в силу 1 января 2019 года.

***

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О внесе­нии изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

С 1 января 2019 года работники при прохождении диспансериза­ции в порядке, предусмотренном законодательством в сфере ох­раны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места ра­боты (должности) и среднего за­работка.

Работники, не достигшие воз­раста, дающего право на назна­чение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого воз­раста и работники, являющиеся получателями пенсии по старо­сти или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансери­зации в порядке, предусмотрен­ном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с со­хранением за ними места работы и среднего заработка.

Работник освобождается от ра­боты для прохождения диспансе­ризации на основании его пись­менного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы со­гласовывается с работодателем. Кроме того, остается в силе ст. 185 ТК РФ, предусматривающая сохранение среднего заработ­ка работника по месту работы на время прохождения медицинско­го осмотра.

Прокуратура г. Махачкалы