Обучать – зна чит вдвойне учиться

«Учитель до тех пор учитель, пока учится сам»

Михаил Калинин

 

Каждый день в коридорах, в палатах и других помещениях Городской клинической больницы №1 множество молодежи в белых халатах. И это не случайно, так, как больница является базой для нескольких кафедр Даге­станского Государственного медицинского университета. Здесь проходят теоретиче­ские и практические занятия со студентами. Проходя мимо, заглянув в аудитории, среди группы трудно выделить преподавателя, по­тому, что не намного некоторые отличаются возрастом. Много молодых сменили, в клас­сическом понимании старых преподавате­лей.

 

Сегодня мы познакомились с одним из них, Са­идовой Заирой Магомедовной.

Заира родилась в интеллигентной семье ме­диков. Отец Саидов Магомед известный в ре­спублике микробиолог, кандидат медицинских наук, длительное время возглавлял кафедру микробиологии медицинского университета. Не смотря на возраст, он востребован в науке и медицинском образовании, поэтому является доцентом той же кафедры и вносит достойный вклад в обучение студентов. Мать, Алиева Лайла Магомедовна, работала детским инфекционным врачом, сестра Саидова Барият Магомедовна пошла по стопам отца и стала микробиологом, работает доцентом кафедры микробиологии ме­дицинского университета.

Счастливое, весёлое, беззаботное детство является для каждого из нас отправной точкой в выборе самого главного пути в жизни – нашей будущей профессии. Медицинские книги и жур­налы в избытке находящиеся дома, постоянные разговоры на темы здоровья посеяли в душе За­иры зерна любви к медицине.

Вот и пришло её время познаний, открытий. В 1991 году Заира поступила в 1 класс. Училась девочка с огромным интересом. По мнению са­мой Заиры, в этом , конечно, заслуга её первого учителя Заремы Таджибовны, она привила тягу к знаниям. С этого времени школа становится для Заиры вторым домом. Все лучшие моменты жизни связаны теперь только с ней. Кроме учёбы, Заира принимала активное участие в обществен­ной жизни, с интересом занималась в различных кружках, посещала спортивные секции. Про­ходило время, и девочка стала замечать, что из всех предметов школьного курса больше всего её интересуют всё же биология и химия. Одним словом выбор профессии был предопределен.

Выпускница средней школы Заира Саидова убежденная в своем призвании, поступает на пе­диатрический факультет Дагестанского Государ­ственного Медицинского Университета. Инте­ресной и сложной была учёба в этом ВУЗе, Испы­тала все прелести и тяготы студенческой жизни. Всего добивалась своим упорным и настойчивым трудом. В ходе учебы Заира выбрала нелегкую специализацию, связанную с изучением вну­тренних болезней человека. Такое направление в медицине давало ей возможность глубоко про­никнуться знаниями для дальнейшего своего профессионального развития. Она активно уча­ствовала в общественной жизни университета, выступала с докладами во многих студенческих научных мероприятиях. И вот, настал тот день, когда Заира смогла прижать к груди заветный красный диплом с отличием об окончании ВУЗа.

Свою трудовую деятельность Заира начала с поступления в ординатуру на кафедре вну­тренних болезней Дагестанского медицинского университета. И началась работа, творческая страсть, внутреннее горение, поиск. Клинической базой кафедры является терапевтическое от­деление Городской клинической больницы №1, где клинический ординатор Заира Саидова вела палаты и эффективно лечила больных. После ор­динатуры сразу же поступила в аспирантуру. Со­всем скоро будет и защита диссертации. Сотруд­ники кафедры, особенно её заведующий про­фессор Ахмедханов Сайпула Шапиевич, ещё со времени студенчества заметили творческий по­тенциал и профессиональные знания молодого специалиста, которые и послужили поводом для приглашения на должность ассистента кафедры.

Значение первого урока в судьбе учителя труд­но переоценить. Ей удалось задеть самые по­таенные струны души студентов, и ребята с не­поддельным интересом, с самого начала, стали слушать материал в изложении молодого препо­давателя. Экзамен на педагогическую прочность она смело выдержала. Так начался трудовой путь преподавателя ВУЗа Заиры Саидовой.

Заира Магомедовна, в силу своей деятель­ности Вы находитесь в тесном контакте со студентами. Скажите, современный студент, какой он?

-Во первых, это человек, отлично владеющий информационными технологиями, в отличие от людей предыдущих поколений. Он нацелен на результат и точно знает, чего хочет, как дальше будет строить свою карьеру. Ну и, конечно, со­временный студент – это молодой человек, по­нимающий важность здорового образа жизни, активно занимающийся спортом.

Легко ли Вам находить общий язык со сво­ими подопечными?

-У нас опытный и творческий коллектив. Каждый старается находить общий язык со студентами. Трудности, конечно, возникают, а как иначе?! Мы знаем проблемы студентов и стремимся помогать им, решаем их совместно. Неформальное обще­ние и сотрудничество позволяют создавать атмос­феру взаимопонимания и взаимоуважения, что положительно отражается на учебном процессе. Нынешняя молодежь очень развитая, грамотная. Вы знаете, порой и нам есть, чему у них поучиться.

На ваш взгляд, какими характерными чер­тами должен обладать преподаватель ВУЗа?

-Отличительной характеристикой професси­онального мастерства преподавателя клиниче­ской кафедры медицинского вуза является его многокомпонентность, предполагающая нали­чие профессиональных знаний по преподавае­мой дисциплине, мастерства педагогического взаимодействия между студентами и преподава­телем, высокого уровня методической подготов­ки, умение владеть и рационально использовать в повседневной практике сочетание классиче­ских и инновационных технологий обучения, об­ладание совершенной техникой преподнесения изучаемого материала.

Заира Магомедовна, всегда приветлива, энер­гична, доброжелательна. Ее мягкий голос, до­брые ласковые глаза притягивают к себе слуша­телей. Она постоянно находится в творческом поиске. Своих студентов она обогащает идеями, практическим участием, заряжает оптимизмом, верой в свои силы, предопределяя тем самым в них успешность в обучении.

Чувствуете ли вы иногда потребность по­вышения своего уровня профессиональных знаний?

-Медицина последних лет характеризуется целым рядом практически революционных до­стижений в различных сферах внутренней пато­логии, включая новые представления о механиз­мах прогрессирования заболеваний, разработке новых диагностических критериев заболеваний внутренних органов, создание и внедрение со­временных диагностических и лечебных техно­логий, позволяющих организовать и проводить лечебный процесс на качественно новом уровне. При этом надо отметить важную роль преподава­теля как проводника в выборе и направлении сту­дентов на изучение наиболее значимых аспектов внутренней патологии. Поэтому каждый препо­даватель клинической кафедры должен владеть современным арсеналом профессиональных знаний, постоянно самообразовываться и само­совершенствоваться. Этому способствует уча­стие в научно-клинических конференциях, рабо­те профессиональных обществ, обучение на базе ведущих вузов страны.

Надо отметить, что Заира Магомедовна при­надлежит к числу тех преподавателей, которые совмещают в себе большой объем знаний и по — настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения студентов. Про таких людей говорят, что они работают «с огоньком”. Она постоянно учится чему-то новому, находя для себя новые методы и приёмы обучения, причем как профессионально, так и нравственно. Заира Магомедовна изучает опыт новаторов, следит за литературой, находится в постоянном процессе самосовершенствования. Ей присуща какая-то внутренняя потребность к самообразованию. Это человек, наделенный замечательными каче­ствами : эрудированностью, простотой, доступ­ностью в общении, открытостью, бескорыстием, готовностью реально прийти на помощь, а глав­ное – очень требовательна по отношению к себе.

Как вы считаете, любой даже очень высо­коквалифицированный специалист без педа­гогической подготовки может быть хорошим преподавателем, учителем, наставником?

-На мой взгляд, весьма полезным и эффектив­ным в этом плане является обеспечение посто­янства профессионального совершенствования преподавателей по проблемам педагогики выс­шей школы. В этой связи актуальной представля­ется динамическая переподготовка преподава­телей клинической кафедры медицинского вуза по наиболее значимым вопросам педагогики, техники педагогического мастерства, приоб­ретение квалификации «преподаватель высшей школы», что, безусловно, оказало бы положи­тельное влияние на совершенствование мастер­ства преподавателей и, следовательно, качества организации обучения студентов.

Все знают, что занятия Заиры Саидовой – это наглядный пример подражания, так как она уме­ет правильно формулировать задачи и проблемы темы, направлять рассуждения студентов в нуж­ное русло, применять разные формы проведения занятий, использовать передовой опыт мето­дистов – учёных. И всему этому способствуют всегда деловой настрой, быстрый темп, эмоци­онально безупречная речь учителя, правильно выбранная методика, использование наглядных пособий.

Заира Магомедовна, Вы строгий препода­ватель?

-Я думаю, что к студентам отношусь с уважени­ем, с пониманием и в меру строго. Я предостав­ляю им много контролируемой свободы. Потому что это обязательно скажется на повышении са­мостоятельности и ответственности студентов, если такой контроль будет систематическим. Чем больше самостоятельности и свободы дей­ствий мы предоставляем студентам, тем выше их ответственность и объективность в оценивании себя и товарищей. При этом нельзя не сказать о растущем взаимоуважении преподавателя и сту­дентов, оценивая других, находясь на этой сто­роне «баррикады», студенты начинают понимать преподавателя, всю сложность и ответствен­ность за свои решения. Таким образом, повыша­ется мотивированность в получении знаний.

Как воспринимается Вами известный афо­ризм «Хороший врач, прежде всего хороший человек»?

-Я считаю, что организация обучения на кли­нической кафедре предусматривает наличие гу­манистической составляющей, которая позволя­ет сделать акцент на проблеме конкретного стра­дающего человека, умение понять, сострадать, оказывать поддержку и помощь. Именно эта компонента педагогического процесса на кли­нической кафедре медицинского вуза способ­ствует формированию у будущих врачей чувства сострадания, персонализированного подхода к пациенту в целях повышения качества и продол­жительности человеческой жизни, возможности совершенствования терапии и влияния на про­гноз заболевания. Поэтому для преподавателя клинической медицины важно не только иметь четкие представления об основных методологи­ческих подходах по гражданскому, мировоззрен­ческому, правовому, трудовому, умственному и экологическому воспитанию, но и обеспечить ре­ализацию механизмов запуска нравственности у студентов, как у будущих врачей.

Уделяется ли на кафедре особое внима­ние, каким -то специфичным методам обу­чения?

-Особенно хочется отметить важность таких форм обучения, как клинические разборы боль­ных, доклады историй болезней и их обсужде­ние во время клинических обходов, организа­ция «круглых столов» по актуальным и наиболее сложным для усвоения разделам клинической медицины, участие студентов в организации и проведении студенческих олимпиад по специ­альности, выступление с докладами на науч­но-клинических конференциях; их участие в на­учно-исследовательской работе с публикацией ее результатов, подготовка и защита курсовых и дипломных работ. Как показывает повседнев­ная практика, использование именно творческих проблемных методов обучения существенно активизирует мотивацию студентов к обучению и направлено на формирование профессио­нальных компетенций, клинического мышления, развитие способностей к анализу и синтезу по­лученных результатов, учит профессиональному общению, что в итоге повышает качество подго­товки будущего врача.

Надо отметить, что за последние годы на ка­федре, полностью обновлен учебно-методиче­ский материал, в том числе разработаны новые рабочие программы по пропедевтике внутрен­них болезней и внутренним болезням для сто­матологического и педиатрического факуль­тетов, медико-профилактического факультета. Для контроля за теоретической и практической подготовкой студентов на каждое практическое занятие созданы и внедрены тестовые задания по пропедевтике внутренних болезней, внутрен­ним болезням, профессиональным болезням, поликлинической терапии. На каждом факуль­тете имеются наборы ситуационных задач, ЭКГ, рентгенограмм, данных лабораторных исследо­ваний.

Одной из первых в университете кафедра ста­ла использовать новейшие компьютерные техно­логии для проведения лекционных занятий. При чтении лекций, используются не только учебный материал, но и электронные российские и за­рубежные базы данных, медицинские интернет- сайты.

Надо сказать, что ассистент кафедры Саидова З.М. в совершенстве обладает профессиональ­ным мастерством клинического обследования больного, высоким уровнем клинического мыш­ления. Её активное участие, личный пример и ав­торитет при обучении студентов, объективность, поддержка в сложных ситуациях закладывают ос­новы клинического мышления будущих врачей и определяют уровень профессионализма их даль­нейшей деятельности».

Рашид Рашидов