Член подпольного Обкома

В Махачкале, в сквере Дома Дружбы, стоит памятник членам подпольного Дагестанского Об­кома партии, во главе с Уллубием Буйнакским, расстрелянным 16 ав­густа 1919 году белогвардейцами. Сюда часто приходят махачкалин­цы и жители республики, чтобы по­ложить цветы, поклониться памяти тех, которые отдали свою жизнь за счастье народа. О жизни и револю­ционной деятельности одного из членов подпольного Обкома партии я хочу рассказать.

Абдурахман Исмаилов родился в 1898 году в высокогорном ауле Балуд­жи Самурского округа (ныне Ахтынско­го района) в семье горца-отходника. Мальчику было 7 лет, когда он лишился отца. На формирование личности юно­ши большое внимание оказал его дядя Ширин Исмаилов, активный участник революционных выступлений бакин­ского пролетариата. После окончания ахтынской школы Абдурахман посту­пил в Темир-Хан-Шуринское реальное училище. Жизнь и учеба в столице об­ласти, в крупном культурном центре Дагестана, оказали огромное влияние на становление политических взглядов молодого Абдурахмана, способство­вали приобщению его к революцион­ной борьбе.

В 1916 году наступил переломный период в жизни Абдурахмана. Бле­стяще выдержав конкурсные экзаме­ны он стал студентом Московского высшего коммерческого училища. Здесь он становится близким другом У.Буйнакского, И.Алиева, Г.Саидова и других дагестанцев-студентов высших учебных заведений. Это был период первой мировой войны,когда усили­лись разногласия между различными политическими партиями по вопросам войны,мира и революции. Эти и дру­гие вопросы стояли в центре внимания дагестанского землячества студентов в Москве. Вместе с Уллубием Буйнак­ским Исмаилов часто выступал по во­просам большевистских позиций.

Учился Исмаилов в Москве недолго, так как за революционные выступле­ния его исключили из училища и он был вынужден вернуться в Дагестан. В мае 1917 года по инициативе Буйнак­ского и при активном участии Исмаи­лова в Темир-Хан-Шуре было создано дагестанское просветительно-агита­ционное бюро. Цели и задачи бюро были изложены в программной статье, опубликованной в газете «Время», из­дававшийся в Темир-Хан-Шуре.

«Мы хотим дать возможность народу вникнуть в смысл и значение происхо­дящего, хотим подготовить население к учредительному собранию, разъ­яснить аграрный вопрос в интересах трудового земледельца…». В разъяс­нениях этих программных положений, в период перехода от первого этапа революции ко второму большую роль сыграл и Исмаилов, который часто вы­ступал не только среди горожан, но и жителей Самурского округа.

Исмаилов принимал активное уча­стие в событиях,происходивших в Дагестане в дни Октябрьской рево­люции. 2 мая 1918 года в областном центре Темир-Хан-Шуре провоз­гласили советскую власть. В состав Дагестанского областного военно- революционного комитета вошли У.Буйнакский, Д.Коркмасов, М. Даха­даев, А.Исмаилов и другие организа­торы и руководители борьбы трудя­щихся Дагестана за советскую власть.

При активном участии Абдурахмана Исмаилова в мае 1918 года в Темир- Хан-Шуре была создана городская большевистская организация, пред­седателем которой избрали 20-лет­него Исмаилова, как знающего и по­литически подкованного партийного работника. Одновременно он являлся заместителем заведующего продо­вольственным отделом областного Во­енно-революционного комитета.

В мае в освобожденных городах и аулах Дагестана началось вы­движение кандидатов в Советы. От фракции коммунистов в Темир-Хан- Шуринский Совет был избран Ис­маилов. Состоялось торжественное открытие Темир-Хан-Шуринского городского Совета рабочих, зем­ледельческих и красноармейских депутатов. Первым выступил пред­седатель городской большевистской организации Абдурахман Исмаилов. Он сказал: «Мы требуем, чтобы вся власть принадлежала трудовому на­роду и его исполнительному органу — Совету. Мы объявляем беспощад­ную борьбу угнетателям, и нигде и ни в чем не допустим соглашательства и компромиссов. Наша декларация- это декларация Совета Народных Ко­мисаров Российской Федеративной Социалистической Республики».

В сентябре 1918 года временно пала Советская власть в Дагеста­не. Ушли в подполье все партийные и советские работники, в том числе и Исмаилов. В конце сентября 1918 года Абдурахман тайно направился в Самурский округ, в Балуджи (со слов родственников это было последнее пребывание А.Исмаилова в родном селе). 2 октября 1918 года Исмаилова в числе других арестованных коммуни­стов бичераховцы отправили из Порт- Петровской тюрьмы на пароходе в За­каспийский край. Часть заключенных оставили в Красноводской тюрьме, а другую часть отправили в Ашхабад­скую тюрьму, среди которых оказался Абдурахман Исмаилов.

Под давлением требований рабо­чих 27 ноября 1918 года в местной газете «Голос Средней Азии» появи­лось сообщение об освобождении из тюрьмы условно, под гласный надзор эссеровской милиции Исмаилова, Косицина, Полинина и других заклю­ченных. Однако на свободе они были недолго. С первых дней освобожде­ния они установили связь с местными большевиками и включились в борьбу за советскую власть. В декабре 1918 года в Ашхабаде состоялся митинг с антиправительственными лозунгами, в котором активное участие принимал Исмаилов. За выступление на митин­ге с большевистскими лозунгами и за призыв к населению не воевать против большевиков, все освобожденные, в том числе Исмаилов были вновь за­ключены в тюрьму. Бакинские рабочие потребовали освобождения политиче­ских заключенных из Ашхабадской и Красноводской тюрем.

27 марта 1919 года в газете «Голос Средней Азии» появился список осво­божденных, в котором значился и Ис­маилов.

В апреле 1919 года Абдурахман Ис­маилов вернулся в Дагестан и сразу окунулся в подпольную революцион­ную работу. Это был период, когда английские оккупанты жестоко рас­правлялись с выступлениями рабо­чих и крестьян Дагестана. В апреле 1919 года английское командование вновь арестовало в Порт-Петровске освобожденных из тюрьмы: Исмаи­лова, Полинина, Луциковича, Хрено­ва и других. Это вызвало возмуще­ние в рабочих массах. В апреле 1919 года состоялось собрание правления профсоюзов. Рассмотрев резолю­ции профессиональных союзов тек­стильного производства,торгово- промышленных служащих, грузчиков, служащих почты и телеграфа, метал­листов, бондарей по поводу арестов собрание постановило командировать в Темир-Хан-Шуру к Горскому прави­тельству М.Кайтукаева, В.Яковлева с наказом потребовать освобождения революционеров. Упорная борьба ра­бочих Дагестана завершилась побе­дой. Английское командование было вынуждено освободить арестованных большевиков, в том числе Исмаилова.

В день освобождения из тюрьмы Исмаилов становится членом под­польного Дагестанского комитета партии. Он снова развертывает ре­волюционную деятельность про­тив националистического Горского правительства,английских оккупантов и белогвардейского отряда, обосно­вавшегося в Порт-Петровске.

Под руководством Обкома в Да­гестане были организованы первые революционные, молодежные орга­низации. Сплотив местных большеви­ков Уллубий Буйнакский, Абдурахман Исмаилов и их товарищи принимают меры к усилению связи Дагестана с партийными организациями Астраха­ни, Северного Кавказа и Баку.

Весной 1919 года влияние подполь­ного Дагестанского Обкома партии распространятся на предгорные и гор­ные районы. Вместе с Буйнакским Ис­маилов организовал партийные груп­пы и партизанские отряды в Чиркее, Кадаре, Кумторкале, Доргели, Эрпели, Нижнем Казанище, Нижнем Дженгутие для проведения подпольной работы в войсках Горского правительства. Во­енный совет должен был координиро­вать действия всех организаций, ут­вердить детальный план вооруженного восстания. 13 мая 1919 года в с. Кум­торкале на конспиративной квартире состоялось заседание Дагестанского областного комитета РКП(б) и Воен­ного Совета для обсуждения вопроса о вооруженном свержении Горского правительства.

Однако осуществить этот план не удалось, о заседании узнали поли­цейские ищейки. Военный министр Горского правительства генерал Ха­лилов послал к дому, где происходило заседание, карательный отряд. Дом был окружен, а участники заседания арестованы. Генерал Халилов пре­дал их военно-шариатскому суду, ко­торый состоялся 10 июля 1919 года. Главным обвинителем выступил член военно-полевого суда полковник Н.Басин,который требовал членам подпольного Обкома высшей меры наказания-расстрела. На следующий день был объявлен приговор. Пятерых коммунистов — Уллубия Буйнакского, Абдурахмана Исмаилова, Абдул-Ва­габа Гаджимагомедова, Саида Абдул­галимова и Абдулмежида Алиева суд приговорил к расстрелу. 16 августа 1919 года в 4 часа утра близ станции Темиргое Исмаилов и его товарищи были расстреляны.

Выступая на суде с последним сло­вом Уллубий Буйнакский говорил: «Я старался, как мог, пройти свой жизнен­ный недлинный путь. Никто не сможет, не смеет сказать, что я был нечестен».

«Вы расстреляете меня и ещё тыся­чу подобных мне, но ту идею, которая живет в нашем народе, её вы не суме­ете расстрелять. Я твердо убежден в победе Советской власти и Коммуни­стической партии и готов умереть за их торжество».

Трудящиеся Дагестана бережно хранят память об Абдурахмане Исма­илове и его товарищах. В1980 году у здания культурного центра столицы республики Дагестана воздвигнут па­мятник руководителям революционно­го движения нашего края. В бронзе на­ряду с другими деятелями увековечен и Абдурахман Исмаилов.

Низам Шахбанов,

заслуженный учитель Республики Дагестан