ВЕСТИ ИЗ ПРОКУРАТУРЫ

При оказания помощи образовательным организациям

С целью недопущения нарушений, связанных с привлечением образова­тельными организациями добровольных пожертвований и целевых взносов физи­ческих и юридических лиц, подразделе­ние по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры ре­спублики разъясняет.

На территории Дагестана проживает более 890 тыс. детей в возрасте до 18 лет.

В республике функционирует свыше 1460 общеобразовательных организа­ций с охватом более 393 тыс учащихся и 815 дошкольных образовательных орга­низаций с охватом более 102 тыс детей.

В соответствии со статьей 43 Консти­туции РФ и частью 3 статьи 5 Федераль­ного закона «Об образовании в Россий­ской Федерации» в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность обра­зования.

Обращения граждан в органы проку­ратуры по вопросам взимания с роди­телей денежных средств на различные нужды образовательных организаций, которые посещают их дети, являются не­редкими.

Результаты прокурорских проверок свидетельствовали о том, что широкое распространение получили факты, когда на родителей воспитанников и обучаю­щихся возлагались обязанности по ча­стичному финансированию содержанию и ремонту зданий, обеспечению и осна­щению образовательного процесса.

Руководители образовательных ор­ганизаций допускали незаконное при­влечение денежных средств родителей учащихся под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований, которые вопреки требованиям зако­нодательства носили принудительный характер. Другими словами допускали поборы.

Поборы в школах и детских садах су­ществуют и в подавляющем большин­стве, носят латентный характер, посколь­ку никто из родителей не желает, что бы его ребенок стал объектом пристального внимания классного руководителя или воспитателя из-за отказа внести какую- либо «помощь» школе (садику).

Следует отметить, что проблема по­боров в школах и детских садах возникла давно и недостаточное финансирование сферы образования в середине девяно­стых лишь подталкивала к её разраста­нию.

Из содержания части 8 статьи 41 ра­нее действовавшего закона «Об образо­вании» следовало, что образовательное учреждение вправе привлекать в поряд­ке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнитель­ные финансовые средства за счет пре­доставления платных образовательных услуг, а также за счет добровольных по­жертвований и целевых взносов физиче­ских и юридических лиц, в том числе ино­странных граждан и юридических лиц.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», действую­щий с 2013 года, подобные положения о добровольных пожертвованиях не со­держит.

Обращаем внимание на то, что в соот­ветствии с частью 1 статьи 2 Федераль­ного закона от 11.08.1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» бла­готворительная и добровольческая (во­лонтерская) деятельность осуществля­ется в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного раз­вития личности.

Согласно статье 4 указанного выше Федерального закона граждане и юри­дические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную дея­тельность на основе добровольности и свободы выбора целей.

В этой связи являются нарушением закона требования об оказании «благо­творительной» или «спонсорской» помо­щи родителями всех детей, посещающих данное образовательное учреждение, по решению родительского комитета или попечительского совета образователь­ного учреждения.

Любая инициативная группа граж­дан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и иные органы управления образовательной организа­ции, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в от­ношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреж­дение. Принятие каким — либо граждани­ном или организацией решения о том, что другие граждане должны оказать благотворительную помощь третьему лицу, указанному этой организацией, в данном случае — образовательной орга­низации, нарушает основной принцип оказания благотворительной помощи — принцип добровольности.

Родители как благотворители имеют право определять цели и порядок ис­пользования своих пожертвований, вы­двигать условия по использованию пере­данного им имущества по определенно­му назначению. Поэтому возможно по­жертвование как на «уставную деятель­ность», на «развитие образовательной организации», так и на конкретные цели (приобретение оборудования, ремонт, охрану и др.). Для использования по­жертвования по иному назначению необ­ходимо получить согласие жертвователя.

Пожертвование может быть только добровольным. Не должно допускаться принуждение родителей обучающихся к внесению пожертвований или иных форм материальной помощи.

При оказании родителями финансо­вой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательной организации.

Не допускается:

внесение записей в дневники, тетра­ди обучающихся, выдачи уведомлений о необходимости внесения денежных средств и товаров и материалов;

занижения оценок обучающимся, пу­бличное осуждение обучающихся в слу­чае неоказания их родителями помощи в виде денежных средств;

принятия решений родительских со­браний, обязывающих внести денежные средства в фонд организации, класса, группы.

В случае, если в школе, детском саду, кем-либо (воспитателем, преподавате­лем, другим сотрудником организации, членами родительского комитета, попе­чительского совета, любым из родите­лей) объявлено устно или письменно, что кем-то принято решение о сборе «благо­творительных» взносов в определенной сумме на определенные цели, данное решение распространяется только на лиц, его принявших и не влечет обязан­ности внесения таких сборов другими родителями.

Пожертвования, которые передаются периодически всеми родителями об­учающихся на нужды образовательной организации, причем в фиксированных суммах, расцениваются как поборы с ро­дителей обучающихся, нарушение прин­ципа добровольности.

Таким образом, родители учащих­ся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объеди­нившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

За совершение нарушений принципа общедоступности и бесплатности обра­зования, принципа добровольности при­влечения денежных средств должност­ные и юридические лица привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 5.57 Кодекса Россий­ской Федерации об административных правонарушениях с наложением адми­нистративного штрафа в размере от 30 до 200 тысяч рублей в зависимости от субъекта правонарушений.

Нариман Мустафаев

старший помощник прокурора Республики Дагестан

 

О лесном законодательстве и его нарушениях

В соответствии с Конституцией лесное законодательство находится в совмест­ном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, оно состоит из Лесного кодекса, федераль­ных законов и иных нормативных право­вых актов Российской Федерации, а так­же субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство направлено на обеспечение рационального и неис­тощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исхо­дя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, по­вышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения по­требностей общества в лесных ресур­сах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Лесным кодексом РФ, применяются правила международного договора.

Акты лесного законодательства Рос­сийской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, воз­никающим после введения этих актов в действие. Действие актов лесного зако­нодательства распространяется на отно­шения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законом. К отношениям, возникшим до введения в действие актов лесного законодатель­ства Российской Федерации, они при­меняются к правам и обязанностям, воз­никшим после введения данных актов в действие.

Статьей 5 Лесного кодекса определе­но, что лесное законодательство Россий­ской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а так­же земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отно­шения). Отношения в области использо­вания и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным зако­нодательством Российской Федерации. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства дре­весно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, регулируются гражданским законодательством, за­конодательством о растительном мире, земельным, водным законодательством Российской Федерации, а также соответ­ствующими статьями Лесного кодекса.

Особенностями Лесного кодекса РФ является то, что кодексом устанавли­ваются параметры и пределы действия административного законодательства, законодательства о животном мире. Все это немаловажно, т. к. необходимо отгра­ничить разные виды отношений (лесные, имущественные, отношения недрополь­зования и другие) друг от друга, обеспе­чить их законодательное регулирование в интересах рационального лесопользова­ния, обеспечения прав и свобод человека. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ природные ресурсы могут от­чуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Таким образом, приоритет лесного законодательства в регулировании указанных отношений за­крепляется не только Лесным кодексом, но и Гражданским кодексом РФ.

Ключевым положением Лесного ко­декса является регулирование прав соб­ственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд. Выделяют следующие положения: определение содержания права собственности Лес­ным кодексом, гражданским и земель­ным законодательством РФ; нахожде­ние лесного фонда и расположенных на землях обороны лесов в федеральной государственной собственности; предо­ставление гражданам и юридическим лицам участков лесного фонда на праве: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользова­ния; передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ; регулиро­вание федеральным законом форм соб­ственности на леса, расположенные на землях городских поселений; право соб­ственности граждан и юридических лиц на древеснокустарниковую раститель­ность, расположенную на их земельном участке; развитие лесных сервитутов, т. е. института свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах для сбо­ра дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, охоты, если иное не предусматривается законо­дательством.

Статья 6 Лесного кодекса определяет предмет правового регулирования лес­ного законодательства, закрепляя по­нятие «объект лесных отношений». Объ­ектами лесных отношений признаются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользо­вания ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая расти­тельность. Участниками лесных отноше­ний считаются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (их органы государственной власти в преде­лах своей компетенции), муниципальные образования (органы местного само­управления), граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лесно­го хозяйства и использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд. Отношения физических и юридических лиц с Российской Федера­цией, ее субъектами и муниципальными образованиями как с носителями власти в области лесных отношений строятся на основе норм конституционного (государ­ственного), административного права. Компетенция Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образо­ваний определена главой 7 Лесного ко­декса.

***

Основанием юридической ответ­ственности является правонарушение. К ответственности можно привлечь только за противоправное деяние, которое со­вершено с нарушением норм закона и иных нормативных правовых актов. Это понятие не следует смешивать с право­мерными поступками. В случае при­чинения правомерного ущерба (вреда) лесному хозяйству выплачиваются по­несенные потери. Например, при пере­воде (изъятии) участков лесного фонда первой группы для строительства маги­стральных нефтепроводов лесному хо­зяйству перечисляется плата за перевод (изъятие). Безусловно, что для природ­ного объекта строительство нефтепро­вода является негативным фактором, но он правомерен, т. к. производится с со­блюдением норм закона.

В зависимости от характера совершен­ного нарушения лесного законодатель­ства различают административную, уго­ловную и гражданскую ответственность.

Административная ответственность за нарушение лесного законодатель­ства, признанная Кодексом РФ об ад­министративных правонарушениях административным правонарушением (проступком), в виде административных взысканий, налагаемых должностными лицами государственной лесной охраны на граждан и юридических лиц, допу­стивших правонарушения.

Административная ответственность наступает в результате совершения конкретным лицом административного правонарушения и проявляется в при­менении административных наказаний (предупреждение, штраф и т. д.). Ре­гулируется Кодексом об администра­тивных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно ст. 2.1 КоАП, администра­тивным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юриди­ческого лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного право­нарушения возраста шестнадцати лет. К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет применяются меры, предусмотренные Положением о комис­сиях по делам несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).

Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования административ­ное законодательство предусматривает следующие виды административных на­казаний (ст. 3.2 КоАП РФ): предупрежде­ние, административный штраф, конфи­скацию орудия совершения или предме­та административного правонарушения (по решению суда).

Предупреждение — мера администра­тивного наказания, выраженная в офи­циальном порицании физического или юридического лица в письменной форме.

Наиболее распространенным видом административной ответственности является штраф. Цель штрафа воспита­тельная и предупредительная. Несмотря на то, что штрафные санкции связаны с определенными денежными суммами, штраф никогда не рассматривался как мера компенсации.

Поэтому сумма штрафа может пре­вышать причиненный вред или быть меньше его, а может назначаться при отсутствии какого либо вреда. Взы­скание административного штрафа по действующему правилу не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Согласно ст. 23.24 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный госу­дарственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об адми­нистративных правонарушениях, пред­усмотренных частью 2 статьи 7.2 (в ча­сти уничтожения или повреждения ле­соустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодатель­ством), статьей 7.9, статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка, статьями 8.24 — 8.27, ча­стями 1 и 3 статьи 8.28, статьями 8.29 — 8.32, статьей 8.32.1, статьей 8.45.1, ста­тьей 19.7.14 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 28.3КоАП должностные лица государственных учреждений, осуществляющих феде­ральный государственный лесной над­зор (лесную охрану) в праве состав­лять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 (в части лесных участков в пределах своих полномочий в соответ­ствии с лесным законодательством), частью 2 статьи 7.2 (в части уничто­жения или повреждения лесоустрои­тельных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответ­ствиис лесным законодательством), статьей 7.9, статьей 7.10 (в части са­мовольной уступки права пользова­ния лесным участком или самоволь­ной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.11, статьей 8.7, статьей 8.8, статья­ми 8.25 — 8.32, статьей 8.45.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, ста­тьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;

Право рассмотрения дел об адми­нистративных правонарушениях, пред­усмотренных ч. 2 ст. 8.28, 8.28.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6. и 19.7 КоАП, име­ют только судьи (ст. 23.1 КоАП).

Постановление по делу об админи­стративном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух меся­цев со дня совершения, а за нарушение законодательства об охране окружаю­щей природной среды — по истечении одного года. При длящемся правона­рушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ). Главной задачей производства является обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного рас­смотрения дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются (ст. 28.1 КоАП РФ): непосред­ственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных право­нарушениях, достаточных данных, ука­зывающих на наличие события админи­стративного правонарушения; поступив­шие из правоохранительных органов, а также из других государственных орга­нов, органов местного самоуправления, от общественных объединений матери­алы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявле­ния физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, ука­зывающие на наличие события админи­стративного правонарушения.

Камиль Алиев,

заместитель прокурора

Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры