ММТП: взлет после падения

Десятки миллионов рублей дополнительно получит бюджет Дагестана после выхода Махачкалинского порта на перевалку планируемых в 2019 году 4 млн тонн нефти. Порт только начал восстанавливаться после 6 лет деградации. В январе в Махачкале возобновилась перевалка туркменской нефти.

Перевалка нефти в Махачкалинском морском торговом порту (ММТП) за 2018 год выросла в два раза и составила более 2 млн тонн. По планам руководства порта в 2019 году в порту будет принято около 2 млн тонн казахской нефти и не менее 1,5 млн тонн туркменской нефти. По итогам 2018 года ММТП стал лидером среди российских портов на Каспии по темпам прироста грузооборота – в 2 раза, хотя еще год назад речь шла о полной остановке работы ММТП.

 

Как убивали порт

В 2013 году резко сократил объемы перевалки через Махачкалу основной добытчик каспийской нефти – Лукойл. Из-за потерь в порту Махачкалы Лукойл был вынужден разориться на сотни километров труб, чтобы качать сырье с шельфа до нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). То, что не уходило в КТК, компания направляла в Баку и грузинские порты на Черном море. При том, что Корчагинское месторождение Лукойла значительно ближе к Махачкале. Один из менеджеров компании тогда приватно говорил, что из 4 долларов за перевалку тонны нефти один просят в «портфеле». Ситуация в порту была доведена до такого состояния, что компания и думать не хотела о здешней перевалке.

А летом 2016 года от услуг порта отказались нефтяные компании Dragon Oil (ОАЭ) и Mitro International (Австрия), добывающие нефть в Туркменистане. Причина ухода — катастрофическое ухудшение качества нефти и сверхнормативные потери при перевалке нефти с танкеров в портовые емкости «Дагнефтепродукта». Нормы потерь нефти при перекачке из танкеров в резервуары – до 0,2 % от общего объема. Туркмены же теряли в разы выше: в 2014 году — 0,84%, а в 2016 году достигли 1,43%. А в мае 2016 года «Дагнефтепродукт», получив 5 тысяч тонн туркменской нефти, вообще не сдал полученный объем в систему «Транснефти». Прежнее руководство порта попыталось списать исчезновение нефти на образование «мертвых остатков» в резервуарах порта, после чего туркменские компании окончательно решили уйти из Махачкалы.

В 2017 году госоператор ПАО «Транснефть» около 40 раз останавливал прием нефти на узле учета на входе в нефтепровод, когда портовые менеджеры «излишне обильно» разбавляли нефть из танкеров морской водой. При максимально допустимой в отгружаемой нефти норме влажности 0,5% воды в ней оказывалось порой выше 3%.В декабре 2016 года встал вопрос о прекращении перевалки в порту и нефти из Казахстана. Единственное, что остановило тогда соседей – низкий тариф «Транснефти» на прокачку до Новороссийска. Тариф Махачкала-Новороссийск был 15$, более чем втрое ниже, чем в КТК и БТД (50$ и более). Кроме того казахов сдерживало качество нефти: их вязкую и тяжелую нефть не пускали в азербайджанскую трубу.

В итоге перевалка нефти в 2017 году сократилась до 1,0 млн тонн. Тогда практически потеряла экономический смысл эксплуатация нефтепровода Баку-Махачкала-Новороссийск (БМН).

Общее падение грузооборота ММТП достигло таких масштабов, что весной 2017 года Минкавказа представило на обсуждение Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, согласно которой перевалка нефти через порт Махачкалы полностью прекратится.

 

Резкий поворот

Ситуация с безопасностью грузов в махачкалинском порту стала коренным образом меняться после прихода в октябре 2017 года к руководству Дагестаном Владимира Васильева. После резких кадровых назначений и десятка посадок в изменения поверили туркменские нефтяники. 24 января после почти двухгодичного перерыва в порт зашел танкер «Аладжа» с 6 тыс. тонн туркменской нефти. Еще два танкера с туркменской нефтью ожидали разгрузки на рейде.

Появление в Махачкалинском порту туркменской нефти и двукратный рост поставок казахстанской нефти существенно облегчило «Транснефти» задачу поддержания стандарта сорта Urals на новороссийском терминале нефтепровода БМН. Малосернистая и с большим содержанием парафинов туркменская нефть в Махачкале смешивается с не менее парафинистой казахской нефтью, но многосернистой. Смесь прокачивается по БМН до Тихорецка, где доводится до стандарта экспортных сортов нефти.

Перевалка тонны нефти в Махачкалинском порту приносит компании оператору и республике $4 дохода, из которых 20% − налог на прибыль, направляемый в государственный бюджет, что вкупе с НДФЛ с зарплат работников порта и сервисных служб и прочими налогами дают Дагестану десятки миллионов дополнительных рублей в бюджет. Перевалка планируемых 4 млн тонн нефти в 2019 году принесет республике еще десятки миллионов.

Мощности порта Махачкалы позволяют перевалить около 8 млн тонн нефти и нефтепродуктов, а также 3,5 млн тонн сухих грузов в год. Так что у порта неплохие перспективы по росту грузооборота и пополнению бюджета Дагестана. Осталось не потерять доверие бизнеса – второй раз вступить в одну воду вряд ли получится.

 

Валерий Мальцев