Порядок рассмотрения обращений 06.09.2018г.№22

Право гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления является гарантией беспрепятственной реали­зации его прав и свобод.

Конституция Российской Федера­ции определяет, что права и свобо­ды гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, практическую деятельность государ­ственных и других органов и органи­заций. Конституция гарантирует го­сударственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Должностные лица орга­нов власти принимают решения по­средством издания обязательных для исполнения правовых актов. Гражда­нин пользуется возможностью обра­титься к органам власти, как правило, только в случаях нарушения своих прав и посредством направления жалоб и заявлений в различные инстанции.

Специальным нормативно-право­вым актом, регулирующим институт права граждан на обращение, в фе­деральном масштабе является Феде­ральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Он определяет требования к форме обра­щения, порядку его подачи и рассмо­трения, однако этот Закон не в состо­янии урегулировать все многообразие жизненных ситуаций, связанных с во­леизъявлением граждан, что и предо­пределило принятие иных законов об обращениях.

Нормативно-правовым актом, соз­дающим правовую основу для орга­низации рассмотрения обращений в уголовно-исполнительной системе, кроме перечисленных, является Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 «Вопросы Федеральной служ­бы исполнения наказаний». В соот­ветствии с ним Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Данное правовое предписа­ние обязывает федеральную службу, ее территориальные органы в субъек­тах Федерации, а также учреждения и органы УИС проводить планомерную системную работу в данном направле­нии, что требует, в свою очередь, спе­циальной нормативно-правовой осно­вы для осуществления ими функции по рассмотрению обращений граждан, осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Находясь в условиях изоляции от общества, осужденный не может, как любой другой гражданин, самостоя­тельно воспользоваться субъективным правом на обращение, он осуществля­ет его в особом порядке, что предо­пределяет выработку отдельных норм, закрепляющих данную процедуру. Уго­ловно-исполнительный кодекс Рос­сийской Федерации устанавливает, что при реализации осужденным свое­го субъективного права на обращение ведущим нормативным актом является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ. Вместе с тем УИК РФ конкре­тизирует порядок реализации осуж­денными этого права в зависимости от вида отбываемого ими наказания.

Часть 3 ст. 15 УИК РФ определя­ет, что осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, направляют обращения в обычном порядке, равно как и все граждане России. Осужденные к аресту, содер­жанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы и смертной казни направляют свои предложения, заявления, ходатайства и жалобы, адресованные в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК РФ, и получают ответы на них через администрацию учреждений и органов, исполняющих эти наказа­ния (ч. 3 ст. 15 УИК РФ).

Часть 4 ст. 12 УИК РФ содержит перечень учреждений и органов, куда осужденные могут обращаться с пред­ложениями, заявлениями и жалобами, говоря, что они могут быть направлены администрации учреждения или ор­гана, исполняющего наказания, в вы­шестоящие органы управления учреж­дениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, к Уполномоченно­му по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Феде­рации по защите прав предпринима­телей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Фе­дерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Феде­рации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в обществен­ные наблюдательные комиссии, обще­ственные объединения, а также в соот­ветствии с международными догово­рами Российской Федерации в межго­сударственные органы по защите прав и свобод человека. Причем следует иметь в виду, что данная норма — ре­комендательного характера, перечень учреждений и органов, предлагаемых для направления обращений осужден­ными, не является исчерпывающим. Осужденные по своему усмотрению могут направлять обращения и в иные учреждения и органы, в т.ч. междуна­родного уровня. Это вытекает из сущ­ности субъективного права на обраще­ния, при реализации которого возмож­ны незначительные ограничительные рамки, связанные с правопорядком, безопасностью и законностью, а также свободой реализации субъективных прав другими лицами.

Обращения осужденных могут быть изложены в устной и письменной форме. Письменные предложения, за­явления и жалобы осужденных к аре­сту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы и смертной казни направляются через администрацию учреждений и орга­нов, исполняющих наказания. Они ре­гистрируются в отделе специального учета или в канцелярии. Осужденные к иным видам наказаний направляют заявления и жалобы в общем порядке самостоятельно.

Предложения, заявления и жалобы осужденных, адресованные в контро­лирующие органы (органы государ­ственной власти, суд, прокуратуру, Уполномоченному по правам человека в РФ, общественные наблюдательные комиссии, межгосударственные орга­ны), не подлежат цензуре. Такие об­ращения передаются администрации в запечатанном виде. Администрация обязана в течение суток (за исключе­нием выходных и праздничных дней) направить их по принадлежности. За­явления и жалобы, адресованные в другие органы, направляются адреса­ту в течение трех суток. К первичным заявлениям, ходатайствам и жало­бам в судебные органы приобщается справка-характеристика на осужден­ного.

Предложения, заявления, ходатай­ства и жалобы подаются только от сво­его имени (п. 62 Правил внутреннего распорядка исправительных учрежде­ний).

Предложения, заявления, ходатай­ства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воин­ской части, лишению свободы, смерт­ной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Фе­дерального Собрания Российской Фе­дерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (пред­ставительные) органы субъектов Рос­сийской Федерации, органы исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-испол­нительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Пре­зиденте Российской Федерации по за­щите прав предпринимателей, уполно­моченному по правам человека в субъ­екте РФ, уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ, уполномочен­ному по защите прав предпринимате­лей в субъекте РФ, в общественные наблюдательные комиссии, образо­ванные в соответствии с законода­тельством РФ, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по за­щите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Переписка осужденного с защитни­ком или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если админи­страция исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирова­ние, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц.

Письменное обращение, поступив­шее в государственный орган, орган местного самоуправления или долж­ностному лицу, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть прод­лен не более чем на 30 дней, о чем уведомляется осужденный, направив­ший обращение. В соответствии с п. 15 Административного регламента в случаях, не терпящих отлагательства, устные и письменные обращения рас­сматриваются незамедлительно.

Ответы по результатам рассмотре­ния предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок по­сле их поступления объявляются осуж­денному под расписку и выдаются на руки. При отказе осужденного хранить ответ при себе он приобщается к его личному делу.

Реализация права на обраще­ния лицами, содержащимися под стражей

Подозреваемые и обвиняемые в определенной мере ограничены в общегражданских правах и свободах. Однако они не могут быть ограничены в правовых средствах защиты своих прав, свобод и законных интересов. Для повышения качества защиты кон­ституционных прав и законных инте­ресов подозреваемых и обвиняемых Законом РФ «Об учреждениях и орга­нах, исполняющих уголовные наказа­ния в виде лишения свободы» (статья 21) предусмотрено направление ими предложений, заявлений и жалоб в органы государственной власти, орга­ны местного самоуправления и обще­ственные объединения.

Вместе с тем каждый вправе защи­щать свои права и свободы всеми спо­собами, не запрещенными законом. Поэтому выбор способов защиты, на­пример обращение в прокуратуру, в суд либо в правозащитные объединения, является правом подозреваемого и об­виняемого. Исключение установлено для обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод чело­века: оно возможно, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударствен­ные средства правовой защиты.

Предложения, заявления, жалобы подозреваемых и обвиняемых, содер­жащихся под стражей, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, направ­ляются через администрацию мест содержания под стражей. Сотрудники места содержания под стражей обя­заны ознакомить подозреваемых, об­виняемых при их поступлении в место содержания под стражей с порядком подачи письменных и устных обра­щений. Указанная информация также размещается на информационных стендах, доводится до подозреваемых и обвиняемых с помощью радиоинформирования и при личном общении. На стендах, расположенных в доступ­ных местах помещаются извлечения из законодательных и иных норма­тивных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие возможность подачи предложений, обращений и за­явлений, а также образцы оформления таких документов и требования к ним. Подозреваемые и обвиняемые вправе получить почтовые реквизиты орга­нов государственной власти, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений.

Представители администрации еже­дневно обходят камеры и принима­ют от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном виде, так и в устной форме. Все поступившие предложе­ния, заявления и жалобы регистриру­ются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Предло­жения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, регистрируются в Журнале, о чем под роспись знакомит­ся заявитель, и докладываются лицу, ответственному за их рассмотрение. Ответы на устные заявления подозре­ваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дает­ся в течение пяти суток.

Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресован­ные администрации, регистрируются в Журнале и докладываются начальнику места содержания под стражей, кото­рый принимает меры к их разрешению. При отсутствии такой возможности по­дозреваемому или обвиняемому да­ются соответствующие разъяснения.

Ответ на письменную жалобу в адрес администрации должен быть дан в течение десяти суток.

Подозреваемые и обвиняемые мо­гут подавать предложения, заявления и жалобы прокурору, в суд или иные органы государственной власти, кото­рые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозрева­емых и обвиняемых, Уполномочен­ному по правам человека в РФ, Упол­номоченному при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека в субъектах РФ, уполномоченным по правам ребенка в субъектах РФ, уполномоченным по за­щите прав предпринимателей в субъ­ектах РФ, в Европейский суд по правам человека. В соответствии с законода­тельными актами могут быть обжало­ваны действия суда, прокуратуры и иных государственных органов, обще­ственных организаций и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он неза­конно привлечен к ответственности.

Указанные обращения цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи рабочего дня направля­ются адресату в запечатанном пакете.

Не подлежат цензуре администрации предложения, заявления и жалобы по­дозреваемых и обвиняемых, поданные ими во время посещения мест содер­жания под стражей должностными ли­цами, обладающими правом контроля за ними. При этом не имеет значения, поступили ли указанные обращения во время личного приема подозреваемых и обвиняемых либо во время непосред­ственного ознакомления этих долж­ностных лиц с условиями содержания подозреваемых и обвиняемых.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы госу­дарственной власти, общественные объединения, общественную наблю­дательную комиссию, а также защит­нику, подвергаются цензуре и направ­ляются по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

Кроме того, обращения, содержа­щие сведения, которые могут поме­шать установлению истины по уголов­ному делу или способствовать совер­шению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие го­сударственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не отправля­ются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются и передаются лицу или органу, в производстве которых нахо­дится уголовное дело.

Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозревае­мым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. По просьбе подозреваемых и обвиняе­мых за счет их средств администра­ция места содержания под стражей делает копию ответа и выдает ее на руки. Оплата расходов по пересылке предложений, заявлений и жалоб, за исключением кассационных жалоб, жалоб, заявлений, адресованных про­курору, в суд или иные органы госу­дарственной власти, которые имеют право контроля за местами содержа­ния под стражей, Уполномоченному по правам человека в РФ, уполномо­ченным по правам человека в субъек­тах РФ, в Европейский суд по правам человека и т.д., производится за счет отправителя. При отсутствии у подо­зреваемого или обвиняемого денег на лицевом счете расходы производятся за счет места содержания под стражей (за исключением телеграмм).

Ответы на устные заявления подо­зреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначе­ния дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес админи­страции должен быть дан в течение десяти суток. Если администрация не­компетентна разрешить вопросы, по­ставленные в предложениях, жалобах или заявлениях, либо автор настаивает на их отправке адресату, они направ­ляются по назначению. В этом случае к обращению подозреваемого или об­виняемого администрация следствен­ного изолятора прилагает письмо, в котором дает пояснение по существу поставленных вопросов и мерах, при­нимаемых по их разрешению.

Азим Караев,

помощник прокурора Республики Дагестан