Прокурорский надзор в топливно-энергетической сфере 28.06.2018г.№15

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промыш­ленной безопасности опасных произ­водственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производ­ственный объект, обязана соблюдать положения других федеральных за­конов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Одним из приоритетных направ­лений надзора органов прокуратуры республики является обеспечение за­конности в топливно-энергетической сфере, в том числе в деятельности ав­тозаправочных станций.

Анализ состояния законности в деятельности автозаправочных стан­ций показывает, что она продолжает характеризоваться отсутствием эф­фективных экономических отноше­ний, низким качеством предостав­ляемых услуг угрожающих жизни и здоровью граждан.

Так, в республике по-прежнему рас­пространенный характер носят на­рушения, связанные с эксплуатацией автозаправочных станций без реги­страции их в реестре опасных произ­водственных объектов и получения лицензии на эксплуатацию взрыво­пожароопасных и химически опасных производственных объектов, с нару­шением противопожарных и санитар­но-эпидемиологических норм.

В целях устранения указанных на­рушений закона органами прокурату­ры республики возбуждены дела об административных правонарушениях, инициированы исковые заявления и внесены представления.

Так, за 2016 — 2017 гг. органами прокуратуры республики в топливно- энергетической сфере выявлено свы­ше 2000 нарушений закона, в целях устранения которых внесено 122 пред­ставления, по результатам рассмотре­ния которых к дисциплинарной ответ­ственности привлечено более 70 лиц, принесено 7 протестов, направлено в суд 71 исков, предостережено 34 лица, возбуждено 227 дел об админи­стративных правонарушениях, в орган предварительного расследования на­правлено 11 материалов, по которым возбуждено 8 уголовных дел.

При этом следует отметить ненад­лежащую работу органов контроля (надзора) по обеспечению исполнения законодательства в указанной сфере.

Непринятие своевременных мер контролирующими органами по обе­спечению промышленной безопасно­сти также делают объекты автозапра­вочных станций уязвимыми для совер­шения преступлений террористиче­ской направленности.

Только за истекший период 2018 года органами прокуратуры респу­блики по фактам выявленных нару­шений требований законодательства о пожарной и промышленной без­опасности в деятельности автозапра­вочных станций, расположенных на территории г. Махачкалы, г. Каспий­ска, Кайтагского района возбуждено 27 административных производств по ч. 1 ст. 20.4, ст. 9.1, ст. 9.19 КРФоАП и инициировано 29 исковых заявлений о приостановлении деятельности пред­приятий до устранения выявленных нарушений.

Кроме того, 15.02.2018 в органы предварительного расследования на­правлено 5 материалов проверок в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для ре­шения вопроса об уголовном пресле­довании виновных лиц.

При этом следует отметить, что ор­ганы местного самоуправления ненад­лежаще исполняют свои полномочия в сфере градостроительного и земель­ного контроля при функционировании автозаправочных станций.

В связи с этим прокуратурой респу­блики председателю Правительства Республики Дагестан Здунову А.А. предложено ориентировать органы местного самоуправления на инфор­мирование о фактах нарушений в де­ятельности автозаправочных станций соответствующих правоохранитель­ных или контролирующих (надзорных) органов для принятия мер реагирова­ния.

В силу ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность поэк­сплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно разъяснениям Федеральной службы по экологическому, технологиче­скому и атомному надзору от 18.05.2017 № 00-06-06/1221, транспортирование и хранение природного газа до отпуска его потребителю на автомобильных заправ­ках в зависимости от принятой в конкрет­ном случае технологии осуществляется под избыточным давлением в сжатом (компримированном) или сжиженном состоянии с применением соответству­ющих для каждого из указанных случаев наименований: компримированный при­родный газ (КПГ) и сжиженный природ­ный газ (СПГ).

Поскольку вышеуказанные газы об­ладают горючими и взрывопожароо­пасными свойствами, то наличие на конкретном объекте данных газов, а также оборудования, используемого для их хранения и транспортирования, являются признаком отнесения такого объекта к категории опасного произ­водственного объекта в соответствии с п. 1 и п. 2 приложения № 1 к Феде­ральному закону, за исключением се­тей газораспределения и газопотре­бления, работающих под давлением до 0,005 МПа включительно природно­го газа или сжиженного газа.

Учитывая изложенное, обращаю ваше внимание, что изменения, вне­сенные Федеральным законом от 22.02.2017 № 22 в пп.1 п. 5 приложе­ния № 2 к Федеральному закону от 21.07.1997№ 116, определяют условие установления класса опасности опас­ных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давле­нием, автозаправочных станций, пред­назначенных для заправки транспорт­ных средств природным газом (КПГ, СПГ), и соответственно, не могут быть применены к объектам СУГ.

Сергей Решетников,

начальник управления по надзору за исполнением

федерального законодательства