Порядок осуществления судопроизводства 11.01.2018г.№1

С 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судо­производства Российской Федерации (далее КАС РФ). Он регулирует по­рядок осуществления судопроизвод­ства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспарива­емых прав, свобод и законных инте­ресов граждан, организаций, а также других дел, возникающих из админи­стративных и иных публичных право­отношений и связанных с осуществле­нием судебного контроля за законно­стью и обоснованностью реализации государственных или иных публичных полномочий.

Вопросы участия прокурора в адми­нистративном судопроизводстве в су­дах общей юрисдикции закреплены в статье 39 КАС Российской Федерации. Эти полномочия, как и в гражданском процессе, реализуются прокурором в трех формах:

-путем обращения в суд с админи­стративными исковыми заявлениями, указанными в части 1 статьи 39 КАС РФ;

-путем вступления в процесс для дачи заключения;

-путем обжалования в апелляцион­ном, кассационном, надзорном по­рядке, а также путем пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоя­тельствам постановленных судебных актов.

Законодатель предоставил проку­рору право защищать права, свободы и законные интересы социально сла­бозащищенных слоев населения (ин­валидов, пенсионеров, малообеспе­ченных, многодетных, несовершен­нолетних), поскольку указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Именно в интересах таких лиц прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением. Для этого граж­данину необходимо обратиться к про­курору с письменным заявлением о за­щите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.

Также КАС РФ предусмотрено, что прокурор вступает в судебный про­цесс и дает заключение по админи­стративному делу в случаях, предус­мотренных данным Кодексом. К ним относятся дела: об оспаривании нор­мативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме; о помещении ино­странного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответ­ствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в предназначенное для этого специ­альное учреждение; об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора; о госпи­тализации в недобровольном порядке гражданина в медицинскую организа­цию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также в медицинскую противотуберку­лезную организацию.

Главная задача прокурора при даче заключения — своевременное пресе­чение и недопущение нарушений за­конодательства, прав и охраняемых законом интересов граждан, злоупо­треблений этими правами, а в необ­ходимых случаях – их восстановление путем принятия мер реагирования на нарушения норм материального и про­цессуального права.

Заключение по делу дается проку­рором в целях содействия осущест­влению правосудия, реализации задач административного судопроизвод­ства, обеспечения верховенства зако­на, единства и укрепления законности. В данном случае прокурор не выступа­ет на стороне кого-либо из участников процесса, а объективно дает неза­висимое заключение по обстоятель­ствам дела.

Несмотря на то, что с момента всту­пления в силу КАС РФ прошло более двух лет, в правоприменительной практике возникают спорные случаи, когда прокуроры либо суд неправиль­но определяют порядок, в соответ­ствии с которым следует обращаться в суд.

К примеру, определением судьи Советского районного суда г. Махач­калы от 07.04.2017 отказано в приня­тии искового заявления прокурора г. Махачкалы к МКОУ «Кадетская школа- интернат» о признании бездействия незаконным и обязании размещения в сети Интернет информации о закупках заказов на поставку товаров для обе­спечения муниципальных нужд.

По результатам рассмотрения пред­ставления заместителя прокурора г.Махачкалы апелляционным опреде­лением судебной коллегии по адми­нистративным делам Верховного суда Республики Дагестан от 15.08.2017 указанное определение суда первой инстанции отменено с направлением дела в тот же суд для решения вопро­са о принятии иска к производству по правилам главы 12 Гражданского про­цессуального кодекса Российской Фе­дерации (далее – ГПК РФ).

Как установлено, вывод суда о том, что поданное прокурором заявление подлежит рассмотрению в порядке ад­министративного судопроизводства, является несостоятельным, противо­речащим нормам процессуального права.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса адми­нистративного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотрен­ном данным кодексом, рассматрива­ют и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организа­ций, возникающие из административ­ных и иных публичных правоотноше­ний, в том числе административные дела об оспаривании решений, дей­ствий (бездействия) органов госу­дарственной власти, иных государ­ственных органов, органов военного управления, органов местного самоу­правления, должностных лиц, государ­ственных и муниципальных служащих.

При этом, положениями главы 22 КАС РФ предусмотрен порядок произ­водства по делам об оспаривании ре­шений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа мест­ного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публич­ными полномочиями, должностного лица, государственного или муници­пального служащего.

Между тем, МКОУ «Кадетская шко­ла-интернат» отдельными государ­ственными или иными публичными полномочиями не наделено, в связи с чем оспаривание его действий (без­действия) предметом административ­ного судопроизводства быть не может.

Таким образом, при оспаривании действий (бездействия) образова­тельных и иных учреждений, не наде­ленных государственными или иными публичными полномочиями, в суд сле­дует обращаться в порядке, предусмо­тренном ст. 45 ГПК РФ, то есть в иско­вом порядке.

Также часто возникают спорные си­туации при одновременном оспарива­нии правовых актов органов местного самоуправления и возникших на их ос­новании гражданских прав.

В соответствии с абз. 5 п. 1 Поста­новления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают в частности, из актов госу­дарственных органов и органов мест­ного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недей­ствительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению граж­данских прав и обязанностей, не под­лежат рассмотрению в порядке, пред­усмотренном КАС РФ.

Таким образом, критерием пра­вильного определения вида судопро­изводства (исковое или администра­тивное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих реше­ние, действия (бездействие) органа государственной власти, органа мест­ного самоуправления, иных государ­ственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоот­ношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но тем, что участники таких правоотноше­ний не обладают равенством и один из них наделен властными полномочия­ми по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного ис­кового заявления или искового заяв­ления, не является определяющей для возбуждения гражданского или адми­нистративного судопроизводства).

 

Марат Сайпулаев,

начальник отдела прокуратуры РД по обеспечению

участия прокуроров в граждан­ском и арбитражном процессе