Новое в законодательстве

В законодательство о пенсион­ном обеспечении внесены изме­нения в части установления пенсии по потере кормильца лицам, поте­рявшим вследствие военной трав­мы двух и более кормильцев

Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 7 и 38 Закона Рос­сийской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воен­ную службу, службу в органах внутрен­них дел, Государственной противопо­жарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» принят Госу­дарственной Думой 19 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Пре­зидентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.

Федеральный закон содержит по­ложения, которые обеспечивают ис­полнение постановления Конституци­онного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года № 16-П по делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Рос­сийской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воен­ную службу, службу в органах внутрен­них дел, Государственной противопо­жарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Согласно изменениям, внесенным в статьи 7 и 38 Закона Российской Фе­дерации, лицам, потерявшим вслед­ствие военной травмы двух и более кормильцев (супруга и (или) детей либо обоих родителей), устанавли­вается пенсия по случаю потери кор­мильца в связи со смертью (гибелью) одного из указанных кормильцев по выбору этих лиц.

Законом предусмотрено начисле­ние надбавки к установленной пенсии по случаю потери кормильца лицам, потерявшим вследствие военной травмы двух и более кормильцев (су­пруга и (или) детей либо обоих роди­телей). Надбавка начисляется в раз­мере 200 процентов соответствующе­го расчётного размера пенсии в связи со смертью (гибелью) каждого из ука­занных кормильцев, за исключением кормильца, в связи со смертью (гибе­лью) которого им установлена пенсия по случаю потери кормильца.

Защита интересов ребенка при присвоении родителями ему име­ни

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 58 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» при­нят Государственной Думой 21 апреля 2017 года и одобрен Советом Феде­рации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.

Закон принят в целях защиты инте­ресов ребёнка при присвоении роди­телями ему имени.

Теперь при присвоении ребенку имени родителям запрещается ис­пользование цифр, буквенно-цифро­вых обозначений, числительных, сим­волов и не являющихся буквами зна­ков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо бран­ных слов, указаний на ранги, должно­сти, титулы.

При этом предусмотрена возмож­ность присвоения ребёнку двойной фамилии в случае, если родители имеют разные фамилии.

Двойная фамилия может состо­ять не более чем из двух слов, со­единённых при написании дефисом, а последовательность присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер изме­няться не должна.

Корреспондирующие изменения вносятся в процедуру государствен­ной регистрации рождения ребенка.

Изменения, направленные на защиту прав инвалидов

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 14 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Россий­ской Федерации 01 мая 2017 года.

Целью принятия указанного закона является совершенствование право­вого обеспечения получения высшего образования инвалидами.

Согласно внесенным изменениям, право детей-инвалидов, инвалидов I и II группы, инвалидов с детства, ин­валидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в пери­од прохождения военной службы, на приём на обучение по программам ба­калавриата и программам специали­тета за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах уста­новленной квоты и право детей-инва­лидов, инвалидов I и II группы на при­ём на подготовительные отделения федеральных государственных об­разовательных организаций высшего образования на обучение за счёт бюд­жетных ассигнований федерального бюджета реализуются указанными лицами без предоставления заключе­ния федерального учреждения меди­ко-социальной экспертизы об отсут­ствии противопоказаний к обучению в соответствующих образовательных организациях.

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 801 Федераль­ного закона «Устав железнодорожно­го транспорта Российской Федера­ции» принят Государственной Думой 20 апреля 2017 года и одобрен Сове­том Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.

Целью принятия закона является расширение возможностей доступа к услугам железнодорожного транспор­та пассажиров из числа инвалидов.

Теперь на работников перевозчика и владельца инфраструктуры возла­гается совместная ответственность за обеспечение посадки в вагон пас­сажирского поезда и высадки из него пассажиров из числа инвалидов при помощи вспомогательных средств и без взимания дополнительной платы.

О продолжительности отпусков на муниципальной службе

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 21 Федерально­го закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» принят Го­сударственной Думой 21 апреля 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Пре­зидентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.

Внесенными изменениями с учётом принципа соотносительности основ­ных социальных гарантий муници­пальных служащих и государственных гражданских служащих упорядочива­ется продолжительность отпусков на муниципальной службе по аналогии с государственной гражданской служ­бой.

Согласно закону продолжитель­ность ежегодного основного оплачи­ваемого отпуска, который предостав­ляется муниципальному служащему, независимо от занимаемой должно­сти, составляет 30 календарных дней.

Ранее действовавшая норма, со­гласно которой для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп, законами субъектов Россий­ской Федерации может устанавли­ваться ежегодный основной оплачи­ваемый отпуск большей продолжи­тельности, чем 30 календарных дней, исключена.

Предусмотрено уменьшение мак­симальной продолжительности еже­годного дополнительного оплачивае­мого отпуска за выслугу лет, который предоставляется муниципальным слу­жащим, с 15 до 10 календарных дней.

Кроме того, в соответствии с из­менениями, муниципальному слу­жащему, для которого установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный допол­нительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календар­ных дня.

Указанные положения будут при­меняться при исчислении продолжи­тельности ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых муници­пальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на день вступления в силу Федерального закона, начиная с их нового служебно­го года.

Выплата пособия по безработи­це в повышенном размере

Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Феде­рации «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» и статью 9 Феде­рального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Государствен­ной Думой 14 апреля 2017 года и одо­брен Советом Федерации 26 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 01 мая 2017 года.

Целью принятия закона является совершенствование порядка выплаты пособия по безработице в повышен­ном размере впервые ищущим рабо­ту и впервые признанным органами службы занятости безработными де­тям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми указанным лицам в течение шести месяцев со дня регистрации их в качестве без­работных выплачивается пособие по безработице или стипендия (в случае прохождения ими профессионального обучения и получения дополнительно­го профессионального образования по направлению органов службы за­нятости) в размере среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве без­работных.

Также данная гарантия распростра­няется на признанных безработными детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее по направлению органов службы заня­тости были временно трудоустроены в свободное от учёбы время, принима­ли участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образо­вательными программами.

Выдача листка нетрудоспособ­ности в форме электронного доку­мента

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 13 Федераль­ного закона «Об обязательном со­циальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» принят Государственной Думой 14 апреля 2017 года и одобрен Советом Феде­рации 26 апреля 2017 года, подпи­сан Президентом Российской Феде­рации 1 мая 2017 года.

В законодательство об обязатель­ном социальном страховании на слу­чай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и об основах охраны здоровья граждан в Россий­ской Федерации внесены изменения, предусматривающие возможность выдачи листка нетрудоспособности в форме электронного документа (с письменного согласия пациента).

Листок нетрудоспособности в фор­ме электронного документа, подпи­санный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, будет формироваться и размещаться в ин­формационной системе страховщи­ка (Фонда социального страхования Российской Федерации).

При этом медицинская организация и страхователь (работодатель) долж­ны являться участниками соответ­ствующей системы информационного взаимодействия.

Порядок информационного взаимо­действия страховщика, страховате­лей, медицинских организаций и фе­деральных государственных учрежде­ний медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях фор­мирования листка нетрудоспособ­ности утверждается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав адвокатов в уголовном процессе

Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессу­альный кодекс Российской Федера­ции» принят Государственной Думой 5 апреля 2017 года и одобрен Сове­том Федерации 12 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 17 апреля 2017 года.

Согласно изменениям, внесенным в статью 49 Уголовно-процессуаль­ного кодекса Российской Федерации, адвокат вступает в уголовное дело, а не допускается к участию в уголовном деле (как было изложено в предыду­щей редакции). Также определено, что с момента вступления в уголовное дело адвокат обладает всеми процес­суальными правами.

Кроме того, части третья и четвёр­тая статьи 50 Кодекса дополнены по­ложениями, обязывающими органы предварительного расследования и суд учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению.

В соответствии с изменением, внесённым в статью 56 Кодекса, ис­ключается возможность привлечения в качестве свидетелей по делу лиц, в том числе адвокатов, которые обла­дают свидетельским иммунитетом и не подлежат допросу в соответствии с частью третьей этой статьи.

Стороне защиты не может быть от­казано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производ­стве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетен­цию (статья 58 Кодекса).

Перечень недопустимых доказа­тельств, закреплённых в части второй статьи 75 Кодекса, дополняется ука­занием на доказательства, которые получены в ходе оперативно-разыск­ных мероприятий или следственных действий путём изъятия из производ­ства адвоката по делам его доверите­лей.

В статью 159 Кодекса включено по­ложение, согласно которому участ­никам уголовного судопроизводства не может быть отказано в удовлетво­рении ходатайства не только о про­изводстве следственных действий, но и о приобщении к материалам уголовного дела доказательств, если обстоятельства, об установлении ко­торых ходатайствуют указанные лица, имеют значение для данного уголов­ного дела и подтверждаются этими доказательствами. Кроме того, пред­усматривается обязанность органов предварительного расследования гарантировать защитнику участие в следственных действиях, производи­мых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.

Новая редакция статьи 161 Кодекса конкретизирует правила сохранения тайны следствия.

Также внесены изменения, кото­рые позволят обеспечить возмож­ность обжалования в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов лицам, ранее не об­ращавшимся с жалобой на вступив­ший в силу судебный приговор либо обращавшимся в кассационную ин­станцию, но по другим правовым ос­нованиям.

Требования к соблюдению конфи­денциальности в адвокатской дея­тельности при проведении в отноше­нии адвоката отдельных следствен­ных действий закрепляются в новой статье 450.1 «Особенности произ­водства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката» Кодекса. В частности, обыск у адвоката может быть произведён только на основа­нии судебного решения, в котором должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведе­ния обыска. Изъятие адвокатского досье целиком при обыске недо­пустимо, недопустимы также фото­графирование, киносъёмка, видео­запись и иная фиксация материалов адвокатского досье.

Об уголовной ответственности за фальсификацию доказательств по ад­министративным делам

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации» при­нят Государственной Думой 5 апреля 2017 года и одобрен Советом Феде­рации 12 апреля 2017 года, подписан Президентом Российской Федерации 17 апреля 2017 года.

Целью вносимых изменений явля­ется обеспечение нормальной дея­тельности судов, принятие процес­суальных решений, основанных на достоверной информации и отвечаю­щих требованиям законности и обо­снованности.

В статью 303 «Фальсификация до­казательств и результатов оператив­но-разыскной деятельности» Уголов­ного кодекса Российской Федерации внесены изменения, устанавливаю­щие ответственность за фальсифи­кацию доказательств не только по гражданским и уголовным делам, но и по административным делам и де­лам об административных правона­рушениях.

К уголовной ответственности за фальсификацию доказательств по де­лам об административных правонару­шениях будут привлекаться как участ­ники производства по таким делам и их представители, так и должностные лица, уполномоченные рассматривать эти дела и составлять протоколы об административных правонарушении.

Татьяна Голубова,

старший помощник прокурора РД