ВЕСТИ ИЗ ПРОКУРАТУРЫ

Законность при регистрации сообщений

Одним из ключевых факторов, ока­зывающих негативное влияние на раскрываемость преступлений, по- прежнему являются нарушения, допу­скаемые органами дознания и след­ствия на досудебной стадии уголовно­го судопроизводства, в том числе при проведении доследственных проверок сообщений о преступлениях.

Состояние законности при приеме, регистрации и разрешении сообще­ний о преступлениях систематически анализируется и обобщаются, резуль­таты обсуждаются на заседаниях кол­легии прокуратуры Республики Даге­стан, координационных и межведом­ственных совещаний.

Вместе с тем, несмотря на прини­маемые органами прокуратуры Ре­спублики Дагестан меры, количество нарушений законов продолжает оста­ваться значительным.

Нередко при рассмотрении сообще­ний о преступлениях практикуются способы укрытия криминальных пося­гательств путем склонения заявителей изменить указанные ими обстоятель­ства происшествия на некриминальные версии либо исказить реальные собы­тия путем фальсификации материалов.

Зачастую прокурорами выявляются укрытые преступления в результате проведения встречных проверок.

Кроме того, допускаются факты длительного неразрешения сообще­ний о преступлениях путем незакон­ного направления материалов якобы по подследственности, при наличии очевидных признаков состава престу­пления.

В этой связи полагаем необходи­мым разъяснить, что прием заявлений о преступлении должен осуществлять­ся всеми органами дознания и предва­рительного следствия вне зависимо­сти от того, относится ли к компетен­ции этого органа разрешение сообще­ния. Порядок приема и регистрации является единообразным и не зависит от того, в каком виде было оформлено сообщение, в какой орган дознания или предварительного следствия оно поступило.

Сообщение подлежит занесению в книгу учета сообщений о преступлениях (КУСП). В разных органах эта книга мо­жет именоваться по-разному, с примене­нием терминов «учет» или «регистрация» как равнозначных, например, в След­ственном комитете РФ и органах ФСБ России — книга регистрации сообщений о преступлении; в органах внутренних дел — книга учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

В КУСП заявлению присваивается номер и фиксируются краткие сведе­ния по существу заявления (сообще­ния). Если заявление о преступлении поступает лично от заявителя, одно­временно с регистрацией заявления в КУСП уполномоченное должностное лицо (в органах внутренних дел — опе­ративный дежурный дежурной части, в Следственном комитете РФ — дежур­ный следователь, иной следователь или следователь-криминалист по по­ручению руководителя следственного органа и т.п.) оформляет талон, кото­рый состоит из двух частей: талона- корешка и талона-уведомления, име­ющих одинаковый регистрационный номер. Талон-корешок хранится в ор­гане, принявшем заявление, а талон- уведомление о принятии и регистра­ции заявления о преступлении с ука­занием времени, даты его принятия, регистрационного номера и данных о принявшем его лице выдается заяви­телю под роспись в талоне-корешке.

Проверка сообщения поручается руководителем следственного органа следователю, начальником органа до­знания, начальником подразделения дознания – дознавателю обычно без оформления отдельного документа путем учинения соответствующей над­писи на лицевой стороне зарегистри­рованного документа. Только после поступления сообщения о преступле­нии в орган предварительного рассле­дования и его регистрации начинается уголовно-процессуальная деятель­ность по проверке сообщения.

Решение по сообщению о престу­плении принимается в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении уполномоченное лицо вправе получать объяснения, образ­цы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в раз­умный срок, производить осмотр ме­ста происшествия, документов, пред­метов, трупов, освидетельствование, требовать производства документаль­ных проверок, ревизий, исследова­ний документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действи­ях специалистов, давать органу до­знания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Руководитель следственного орга­на, начальник органа дознания впра­ве по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дозна­вателя продлить до 10 суток вышеука­занный срок. При необходимости про­изводства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, иссле­дований документов, предметов, тру­пов, а также проведения оперативно- розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатай­ству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактиче­ские обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Отказ в приеме сообщения о престу­плении может быть обжалован проку­рору или в суд в порядке, установлен­ном статьями 124 и 125 Уголовно-про­цессуального кодекса РФ. В этом же порядке могут быть обжалованы дей­ствия (бездействие) и решения соот­ветствующих органов и должностных лиц, ограничивающих доступ к право­судию, в том числе, при приёме, реги­страции и разрешении сообщения о преступлениях.

Сергей Харламов,

начальник управления прокуратуры РД

 

Правовое просвещение граждан

Президентом Российской Федера­ции 7 марта 2017 года подписан Феде­ральный закон № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым получили регламентацию вопросы, связанные с проведением проверок исполнения законов и соблюдения прав граждан.

Данным законом установлены сроки исполнения требований прокурора.

В частности, в ст. 6 «Обязательность исполнения требований прокурора» Федерального «О прокуратуре Россий­ской Федерации» теперь установлено, что статистическая и иная информа­ция, документы (в том числе электрон­ные документы, подписанные элек­тронной подписью), справки и другие материалы или их копии, необходимые для осуществления возложенных на органы прокуратуры функций, пред­ставляются по требованию прокурора безвозмездно в течении пяти рабочих дней с момента поступления требова­ния прокурора в организацию, а в ходе проведения проверок исполнения за­конов – в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.

При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, без­опасности государства, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация и материалы предоставляются в тече­ние суток.

Определены особенности предо­ставления информации и материалов, переданных прокурору в ходе преды­дущей проверки, а также размещен­ных в СМИ или в Интернете.

Статья 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», нормами которой определяется пред­мет надзора за исполнением законов, дополнена нормами, непосредственно регламентирующими порядок прове­дения проверок.

Так, установлено, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного предста­вителя проверяемого органа (орга­низации) не позднее дня начала про­верки. В решении указываются цели, основания и предметы проверки.

Типовая форма решения о про­ведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расши­рении предмета указанной провер­ки утверждаются Генеральным проку­рором Российской Федерации

Принятым Федеральным законом устанавливаются также сроки проверок, основания и порядок их продления.

Срок проведения проверки не дол­жен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключи­тельных случаях, связанных с необ­ходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных меро­приятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его за­местителя срок проведения проверки может быть продлен.

Предусмотрен механизм приоста­новления проверки, определены осно­вания проведения повторных проверок.

Закреплено, что проведение про­верки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократ­но приостановлено:

— при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследо­ваний, испытаний, специальных экс­пертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы сро­ка проведения указанной проверки;

— если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указан­ной проверки, приводят к невозмож­ности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

— в случае непредставления истре­бованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

Возможно, привлечение представи­телей иных государственных органов к участию в проведении проверки осу­ществляется в целях выполнения ими экспертно-аналитических функций.

В случае, если в ходе проверки не выявлено нарушений закона, руково­дителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) направляется копия со­ответствующего акта.

Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятиднев­ный срок со дня ее завершения со­ставляется акт по установленной Ге­неральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или ино­му уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

Дина Гусейнова,

старший помощник прокурора РД

 

О едином учете преступлений

В прокуратуре Кировского района г.Махачкалы состоялось межведом­ственное совещание по соблюдению требований Инструкции о порядке за­полнения и представления учетных до­кументов, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры России, Министерством внутренних дел, Министерством чрезвычайных ситуаций, Министерством юстиции, Федеральной службой безопасности, Министерством экономического раз­вития и торговли и Федеральной служ­бой по контролю за оборотом наркоти­ков от 29.12.2005.

В работе межведомственного сове­щания приняли участие руководители СО по Кировскому району г.Махачкалы, СО №3 СУ УМВД РФ по г.Махачкалы, отдела полиции по Кировскому району УМВД РФ по г.Махачкалы, от­дела судебных приставов по Киров­скому району г.Махачкалы УФССП РФ по РД, а также следователи и дозна­ватели названных следственных под­разделений.

Констатировано, что нарушения, допускаемые при заполнении учетных документов по расследуемым уголов­ным делам, неполнота отражаемых сведений о криминалистических ха­рактеристиках преступлений способ­ствуют искажению формирования до­стоверных сведений о преступлениях, что в свою очередь лишает субъекты профилактики преступлений принятия адекватных превентивных мер по про­тиводействию преступности.

По итогам межведомственного со­вещания определен комплекс мер, направленных на повышение эффек­тивности деятельности субъектов учета преступлений по обеспечению полноты и достоверности в сфере уго­ловно-правовой статистики.

Светозар Омаров,

прокурор Кировского района Махачкалы

 

Протест прокурора удовлетворен

Прокуратура города Махачкалы про­вела проверку соответствия правовых актов, изданных саморегулируемой организации некоммерческое пар­тнерство «Содружество строителей Республики Дагестан», требованиям федерального законодательства.

Установлено, что отдельные нормы Положения о членстве в организации, утвержденного общим собранием ее членов, противоречат закону и содер­жат коррупциогенные факторы.

Кроме того, при издании данного правового акта нарушен один из ос­новных принципов государственной политики в области развития малого предпринимательства – недопусти­мость требования от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов, не предусмотренных фе­деральным законом.

По результатам проверки на противо­речащие федеральному законодатель­ству нормы Положения о членстве в СРО прокуратурой города принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Гамлет Джамалдинов,

старший помощник прокурора Махачкалы

 

Создать условия инвалидам

Прокуратурой района проведена про­верка соблюдения образовательными учреждениями требований законодатель­ства о социальной защите инвалидов.

Статьей 2 Федерального закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Феде­рации» (далее — ФЗ № 181) определена социальная защита инвалидов, а имен­но – система гарантированных государ­ством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспе­чивающих инвалидам условия для пре­одоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и на­правленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей уча­стия в жизни общества.

В силу ст. 15 ФЗ № 181 Правительство Российской Федерации, органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ­ления и организации независимо от ор­ганизационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятствен­ного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспре­пятственного пользования транспортом, средствами связи и информации (вклю­чая средства, обеспечивающие дубли­рование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регу­лирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В развитие требований ФЗ № 181 принят «ГОСТ 52872-2012. Националь­ный стандарт Российской Федерации. Интернет – ресурсы. Требования до­ступности для инвалидов по зрению», утвержденный Приказом Росстандарта от 29 ноября 2012г. № 1789-ст (далее — ГОСТ). Указанный стандарт распро­страняется на русскоязычные ресурсы компьютерной сети Интернет и устанав­ливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использую­щих компьютер в качестве технического средства реабилитации.

ГОСТ предусматривает альтернатив­ную версию для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к ко­торым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обя­зательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графи­ческих элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб- сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.

Образовательные организации фор­мируют информационные ресурсы, со­держащие информацию об их деятель­ности, которая в соответствии ст. 29 Закона Российской Федерации от 29 де­кабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании» должна быть открытая и доступная.

Проверкой установлено, что в муни­ципальных бюджетных образовательных учреждениях района требования дей­ствующего законодательства должным образом не исполняются.

По результатам проверки руководи­телям образовательных учреждений внесены представления об устранении нарушений закона.

Эльмира Абдуллаева,

старший помощник прокурора Ленинского района Махачкалы

 

Преступные действия

Прокуратура Кировского района г.Махачкалы провела проверку по част­ному определению Кировского район­ного суда г.Махачкалы от 17.02.2017 года об установленных при рассмотре­нии гражданского дела обстоятельств, указывающих на преступные действия, направленные на незаконное приоб­ретение прав на земельный участок.

Установлено, что в 2015 году на основании архивной выписки ГКУ «Центральный государственный ар­хив Республики Дагестан» на имя жителя города Махачкалы было за­регистрировано право собствен­ности на земельный участок, рас­положенный в поселке Семендер. В последующем, участок был продан за 900 тысяч рублей.

Проверка показала, что указанная архивная справка является фиктивной, а указанный в ней гражданин скончал­ся в 2011 году и не мог оформить пра­ва на участок.

Поскольку в действиях неустанов­ленных лиц, завладевших земельным участком, содержатся достаточные данные, указывающие на призна­ки преступлений, предусмотренных ст.170 (регистрация заведомо неза­конных сделок с недвижимым имуще­ством), ст.170.2 (внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участ­ка), ч.1 ст.327 (подделка официальных документов), ч.4 ст.159 УК РФ (мошен­ничество), материалы проверки про­куратура направила в следственные органы для решения вопроса об уго­ловном преследовании.

Нариман Гамзатов,

старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы

 

Штрафы нужно платить во время

С участием представителя прокура­туры Кировского района г.Махачкалы 20.03.2017 судом рассмотрены хода­тайства судебного пристава исполните­ля Гасангусейнова Г.Г. о замене штрафа другим видом наказания в отношении двух осужденных по уголовным делам.

С учетом позиции прокуратуры рай­она, основанной на конкретных обсто­ятельствах, имеющихся в материалах по указанным ходатайствам, судом определено новое наказание в виде 1 года ограничения свободы первому и соответственно второму в виде выпол­нения 250 часов обязательных работ.

Нарушение осужденным сроков упла­ты штрафа, то есть злостное уклонение осужденного от исполнения пригово­ра, обязывает судебного пристава ис­полнителя не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты штрафа направить в суд представление о замене штрафа другим наказанием.

Когда уклоняющийся от уплаты штрафа осужденный скрывается и его местонахождение неизвестно, в соответствии с ч.4 ст. 32 УИК РФ при­менительно к таким ситуациям пред­усмотрено объявление осужденного в розыск и последующее его задержа­ние до 48 часов с возможностью прод­ления в судебном порядке до 30 суток.

Независимо от оставшейся неупла­ченной суммы штрафа суд вправе аре­стовать осужденного до 30 суток.

 

Сначала устранить нарушения

С учетом позиции представите­ля прокуратуры Кировского района г.Махачкалы судом определением от 15.03.2017 отказано в удовлетво­рении заявления индивидуального предпринимателя Султанаевой А.Т. об отсрочке исполнения решения суда от 03.11.2016 о приостановле­нии деятельности банкетного зала «Милан», расположенного на про­спекте Акушинского г.Махачкалы. Основанием для данного решения явилось не устранение всех ранее выявленных по результатам проку­рорской проверки нарушений зако­на о пожарной безопасности и анти­террористической защищенности граждан.

Прокуратурой Кировского района г. Махачкалы в соответствии с требова­ниями действующего законодатель­ства и приказов Генерального проку­рора РФ уделяется особое внимание вопросам обеспечения безопасности граждан в местах массового отдыха на территории района.

Серажутдин Маликов,

старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы

 

Приговор отменен

Органами предварительного рас­следования генеральный директор ООО «Дорожно-строительное управ­ление» А. обвинялся в полной невы­плате свыше двух месяцев заработной платы и иных установленных законом выплат из иной личной заинтересо­ванности при сле-дующих обстоятель­ствах:

А., выполнял организационно-рас­порядительные и административно- хозяйственные функции и осущест­влял общее руководство в указанной организации. Зная, что перед работ- никами ООО «Дорожно-строительное управление» имеется задолженность по заработной плате и иным установ­ленным законом выплатам, в период времени с июня 2015 года по фев-раль 2016 года в административном поме­щении ООО «Дорожно-строительное управление», преследуя коммерче­ские интересы и обеспечивая благопо­лучие руководимого им предпри-ятия, стремясь в дальнейшем повысить своё собственное благополучие, создавая имидж ква-лифицированного руково­дителя и добросовестного партнёра перед контрагентами, то есть действуя из иной личной заинтересованности, при наличии на счету предприятия де­нежных средств в размере 16 007 122, 49 рублей, достаточных для погаше­ния возникшей задолженно-сти по за­работной плате и иных установленных законом выплат, не выплатил их свыше двух месяцев сотрудникам предпри­ятия.

Действия А. квалифицированы по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ.

Мировым судом А. оправдан в со­вершении указанного преступления в связи с отсутст-вием в его действиях состава преступления.

Не согласившись с приговором, прокуратурой района принесено апел­ляционное пред-ставление на предмет отмены приговора суда.

20 марта 2017 г. Ленинским район­ным судом г.Махачкалы апелляцион­ное представле-ние государственного обвинителя удовлетворено.

Оправдательный приговор суда от­менён с направлением уголовного дела на новое су-дебное рассмотре­ние.

Камал Хавчаев,

помощник прокурора Ленинского района Махачкалы

 

Разбой

20 февраля 2017 года следователем отдела по расследованию преступле­ний на обслуживаемой территории №2 СУ УМВД РФ по г.Махачкале из уголов­ного дела №601937, возбужденного 25 сентября 2016 года по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ, выделено уголовное дело №701205 в отношении жителя г.Махачкалы.

Установлено, что житель г.Махачкалы совместно с тремя лицами 25 сентя­бря 2016 года, умышленно, из корыст­ных побуждений, на автомобиле марки «Лада-Приора», принадлежащем не­установленному лицу, под управлением указанного жителя подъехали к супер­маркету «Оливье», расположенному по адресу: г.Махачкала, МКР «Ипподром» — 78, земельный участок 1, где согласно заранее распределенным ролям раз­работали план совершения разбойного нападения и распределив роли при со­вершении преступления, надев пред­варительно приготовленные маски и матерчатые строительные перчатки, а также вооружившись огнестрельным оружием неустановленного образца и электрошокером, через служебную дверь супермаркета «Оливье» путем свободного доступа вошли в помеще­ние, где использовав огнестрельное оружие и электрошокер, под угрозой применения насилия, опасного для жиз­ни и здоровья, в отношении собствен­ника супермаркета, похитили деньги в сумме 100 000 рублей, чем причинили собственнику супермаркета «Оливье» значительный материальный ущерб.

В действиях указанного жителя г.Махачкалы, содержатся признаки со­става преступления, предусмотренно­го ч.2 ст.162 УК РФ.

Уголовное дело с утвержденным прокурором района обвинительным заключением направлено в суд.

Тимур Бабаханов,

помощник прокурора Ленинского района Махачкалы

 

Незаконные постановления

Прокуратурой Кировского района г. Махачкалы проведена проверка со­блюдения требований администра­тивного законодательства отделом полиции района при привлечении граждан к административной ответ­ственности.

По результатам проверки проку­ратурой района 10 постановлений о привлечении к административной от­ветственности признаны незаконны­ми в связи с чем, по ним принесены протесты, которые удовлетворены, а незаконные постановления отмене­ны.

Шамиль Османов,

помощник прокурора Кировского района Махачкалы

 

Если вас оскорбили

Кодекс об административных пра­вонарушениях Российской Федерации (ч.1 ст. 5.61 КоАП РФ) предусматрива­ет ответственность за оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства дру­гого лица, выраженное в неприличной форме, в виде штрафа на граждан в размере от 1 до 3-х тыс. руб.; на долж­ностных лиц от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц от 50 до 100 тыс. руб.

Правом возбуждения дел об адми­нистративном правонарушении по на­званной статье наделены должност­ные лица органов прокуратуры.

Для привлечения лица к администра­тивной ответственности необходимо обратиться с заявлением в орган про­куратуры по месту совершения право­нарушения, изложив в нем обстоятель­ства проступка, время, место соверше­ния, сведения о свидетелях случивше­гося и иную информацию, относящую­ся к данному факту. Если оскорбление нанесено несовершеннолетнему лицу, в его интересах заявление может быть подано законным представителем.

Административные дела по ст. 5.61 КоАП РФ рассматривают судьи.

Необходимо помнить, что в силу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности на привле­чение лица к административной ответ­ственности за оскорбление составляет 3 месяца со дня совершения.

При необходимости можно также воспользоваться судебной защитой чести и достоинства, а также взыскать с виновного лица моральный вред.

Исковая давность на требования о защите личных неимущественных прав не распространяется.

 

Сверхурочная работа

Она всегда связана с повышенными затратами энергии и сокращением вре­мени отдыха, поэтому законодатель­ством установлен ряд гарантий для ра­ботников. К ним, в том числе относятся:

— ограничение сверхурочных работ (не более четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год – установ­лено ч. 6 ст. 99 Трудового кодекса РФ);

— повышенная оплата (за первые два часа не менее чем в полуторном раз­мере, за последующие часы — не менее чем в двойном — установлено ст. 152 Трудового кодекса РФ);

— специальные правила привлечения к сверхурочной работе (письменное согласие работника, в некоторых слу­чаях учет мнения выборного профсо­юзного органа – установлено ч. 2, 4 ст. 99 Трудового кодекса РФ);

— привлечение работника к сверхуроч­ной работе без его согласия лишь при наличии исключительных обстоятельств, перечень которых ограничен (установле­но ч. 3 ст. 99 Трудового кодекса РФ);

— запрещение привлекать к сверх­урочной работе работников, нуждаю­щихся в повышенной социальной за­щите (установлено ч. 5 ст. 99 Трудово­го кодекса РФ);

— особый порядок привлечения к сверхурочной работе работников от­дельных категорий (установлено ч. 5 ст. 99 Трудового кодекса РФ);

— обязанность работодателя обе­спечить точный учет продолжитель­ности сверхурочной работы каждого работника.

Указанные гарантии должны неукос­нительно соблюдаться.

 

Арест до 15 суток

Согласно п.п. 2 и 5 ч. 1 ст. 2, п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, полиция обязана пресекать административные правона­рушения и осуществлять производство по делам о подведомственных админи­стративных правонарушениях. Поэтому полицейские обладают большим объ­емом полномочий:

— проверяют заявления и сообщения об административных правонарушениях (п. 1 ч.1 ст. 12);

— обязаны незамедлительно прибы­вать на место совершения администра­тивного правонарушения и документи­ровать его обстоятельства (п. 2 ч. 1 ст. 12);

— вызывают в полицию граждан и должностных лиц, а также получают не­обходимые объяснения, справки, доку­менты и их копии (п. 3 ч. 1 ст. 13);

— проверяют документы у лиц, в отно­шении которых имеется повод для воз­буждения дела об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 13);

— составляют протоколы об админи­стративных правонарушениях, собирают доказательства, применяют иные меры, предусмотренные КоАП РФ (п. 8 ч. 1 ст. 13, ст.ст. 28.3, 27.1 и 23.3 КоАП РФ), в том числе задерживают административных правонарушителей (п. 5 ч. 2 ст. 14, ст. 27.3 КоАП РФ).

Поскольку эти полномочия полиции прямо предусмотрены законом, то граж­дане обязаны подчиняться требованиям сотрудников полиции, то есть: являться по вызовам, предоставлять документы для проверки, давать требуемую инфор­мацию по делу и т.п.

За неисполнение этих обязанностей предусмотрена ответственность по ча­сти 1, 1.1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Неповиновение законному распо­ряжению или требованию сотрудника полиции, в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствова­ние исполнению ими служебных обязан­ностей влечет наложение администра­тивного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или администра­тивный арест на срок до пятнадцати су­ток.

Неповиновение законному распоря­жению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполно­моченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обя­занностей или воспрепятствование ис­полнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Протоколы по ст. 19.3 КоАП РФ упол­номочены составлять должностные лица органов внутренних дел. Вынесение ре­шение о наказании отнесено к компетен­ции судей.

Ахмед Гамидов,

старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы