ОСНОВОПОЛОЖНИК ДАГЕСТАНСКОЙ МУЗЫКИ

Наби Садыкович Дагиров родился 14 октября 1921 года в селении Верхнее Казанище, Буйнакского рай­она Дагестана. Народный артист России и Дагестана.

В 1952 г. Дагиров с отличием окончил композиторское от­деление Ленинградской государственной консерватории.

С 1952 по 1963 гг. работал художественным руководите­лем Ансамбля песни и танца Дагестана.

В разные годы Дагиров работал директором Махач­калинского музыкального училища, председателем Дагестанского отделения Всероссийского хорового общества. В 1954 г. он становится членом Союза компо­зиторов СССР и избирается сначала ответственным се­кретарем, а в 70-80 годы и Председателем Правления дагестанского отделения Союза композиторов СССР. Все эти годы талантливый музыкант активно занимался и творческой деятельностью. Он создает яркие хоровые и вокально-хореографические композиции для Ансам­бля песни и танца Дагестана, пишет первую дагестан­скую симфонию, романсы и инструментальные пьесы.

В творческое наследие Дагестана вошли три симфо­нии; две оперы: «Йырчи Казак» и «Клинок Базалая», ба­лет «Парту Патима», пять симфонических поэм и увертюр, около тридцати прелюдий-картин для фортепиано, музыкальная фантазия «Харс», токкато для фортепиано, концерты: для скрипки с оркестром; агач-кумуза с оркестром народных инструментов; струнный квартет, песни, романсы и хоры на стихи классиков русской, дагестанской литературы; вокально-хоровые циклы, в том числе: песни горского мальчика, со­чинения для детей. Он становится одним из авторов «Школы игры на фортепиано», а затем оркестрирует оперу Готфрида Гасанова «Хочбар».

За многие годы педагогической работы Мэтр дагестанской музыки подготовил много учеников — известных деятелей культуры: Казбека Шамасова, Аркадия Агабабова, Магомеда Касумова, Зухру Агагишиеву, Валерия Шаулова, Аиду Джафарову, Хана Баширова и многих других.

«Национальная определенность тем и образов, разнообразие жанров и форм, эпический строй эмоций, строгость, дисциплинированность чув­ства, цельность творческой натуры композитора, присущие ему вдумчивость и искренность художественных исканий определяют общий характер музыки Наби Дагирова и ее место в дагестанском искусстве наших дней». Так писал о нашем прославленном композиторе известный музыковед Манашир Якубов.