Велик, как само величие, прост, как сама простота

Наша газета продолжает публикации бесед с Народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым известного журна­листа Феликса Бахшиева подготовлен­ные к печати Республиканским Фондом «Белые журавли».

Бывают такие минуты, когда тоска гложет тебя, и ты не знаешь, чем она рождена и куда себя деть, чтобы избавиться от нее. Ты открываешь окно или выходишь из дома, который сумел постро­ить и, обратив взор в небо, ищешь свою звезду, и вот она мигает тебе, и ты ощущаешь, как тоска сползает с тебя, как чужая шкура, и тебя обвола­кивают неясные чувства и умиротворение, затем и счастья – легкого призрачного счастья.

А бывает иначе – тяжелые тучи нависают над тобой, тяжелые, как валуны, и тесно в груди от исходящей от них темной энергии. И вот-вот рух­нет эта громада на голову громом и молниями. Но вдруг между валами блеснет луч солнца, ис­чезнет, опять вырвется, устремится вниз, к тебе, и вздрогнет душа, осветится, вздохнет, запоет, и туча уже не страшна, и гром в радость.

А ведь все это – вернуть душе радость к жизни – может сотворить человек.

Человек, который для всех нас в жизни был и звездой. И лучом солнца. И учителем жизни, и мудрецом, черпавшим мудрость из самой жизни.

Человек, который лечил Словом, любил Сло­вом, Словом с большой буквы, карал Словом, поднимал с колен Словом, возрождал Словом.

Он жил рядом с нами, ходил по тем же улицам, что и мы, пил ту же воду, ел тот же хлеб, что и мы, любовался теми же девушками, что и мы. Ничем не выделялся, но был в сотни раз умнее, в сот­ни раз влюбчивее, в сотни раз сострадательнее, милосерднее, добрее. Все-таки жесток человек к памяти своей. Да, что ни говори, а жесток.

Он должен был жить и по сей день с нами, если не каждый день, то хотя бы раз в месяц, раз в два месяца, раз в полгода. А живет от юбилея к юби­лею.

Разве нельзя было проводить, да и сегодня не поздно, вечера его поэзии с приглашением чте­цов и его друзей, еще живущих с нами.

Разве нельзя проводить концерты, ведь мно­гие его произведения положены на музыку из­вестных советских и российских композиторов, приглашать известных певцов, его почитавших и любивших.

Разве нельзя установить стипендию его име­ни на филологическом факультете главного вуза республики, в котором выросло немало поэтов и писателей, и где он был постоянным гостем.

В былые времена, лет 30-40 назад, к юбилеям звездных людей, ковавших славу своей малой родины и огромной страны, славивших его народ и достижения, готовились загодя, велась боль­шая кропотливая, многогранная работа.

Но то было тогда! Сегодня время другое.

А ведь он предсказывал новое время, корил нас тем, что мы теряем нравственные ценности своих отцов и дедов.

Вспомните лихие 90-е годы прошлого сто­летия! Вспомните жаркие споры и разговоры о манкуртизме – а если молодежь не знает, что это за словечко, пусть обратится за помощью к тол­ковому словарю.

Человек крепок духом, богат и щедр душой, если унаследовал моральные ценности предков.

Это как дерево, которое живет соком, солью, водой земли. Не будет этого – не будет плодов и дерева.

Чтобы мы не стали манкуртами, нужно что-то перевернуть, поломать внутри себя, вернуться к мудрым предкам, которые не мыслили себя вне своей страны, вне своего народа, вне своей ма­лой общины. Жили наследием отцов.

Вы уже догадались, очевидно, о ком так про­странно мы повели разговор. Ну, конечно, о Ра­суле Гамзатове. Назвать все его титулы, государ­ственные и международные награды, изданные тома на русском языке, дагестанских и языках мира займет много времени и места. Невозмож­но перечислить страны мира, которые он посе­щал как посол Мира.

Все его творчество, вся его государственная и общественная деятельность облечены в два сло­ва – Расул Гамзатов. Именно облечены. Человек великий и простой, мудрый и по-детски лукавый и нежный, знавший и горе, любивший и задорно смеяться. Сколько о нем было написано интерес­ного и поучительного, и сколько о нем рассказы­вали и на улицах, и во время застолий, и на раз­личных встречах.

Пришел в редакцию поделиться мыслями о своей дружбе с великим человеком, патриархом дагестанской поэзии и известный в республике фотожурналист Хаджимурад Зургалов.

– Прежде, чем начнем разговор о Расуле Гамзатове, обращаюсь к нему, — хочу расска­зать тебе восточную притчу. В одном из вилай­етов Ирана занемог шах. Много дней он не ел, не пил, не спал, исхудал, сидел на троне и не­отрывно смотрел в невидимую точку. Визирь, придворные – все были в ужасе: «Не дай Аллах умрет, что с нами будет!» Вечно шумный, жиз­нерадостный город затих: что-то будет. Глаша­таи пошли по улицам, оповещая население: кто исцелит шаха от неясной болезни, тому будет дан мешок золотых монет. У ворот шахского дворца выстроились в очереди лекари, но шли дни, а здоровье шаха не возвращалось. Однаж­ды у ворот дворца остановился дервиш: он шел издалека и весь был покрыт пылью. Дервиш громко постучал в ворота. Страж приоткрыл их и спросил:

– Ты что так громко стучишь, словно в свои ворота?

– Я услышал о болезни шаха и пришел его из­лечить.

Страж громко расхохотался:

– Пошел отсюда, оборванец, от тебя страшно пахнет! – и закрыл ворота.

– Я буду жаловаться, – громко закричал дер­виш.

Ворота отворились:

– Как говоришь? Будешь жаловаться? Ты у меня сгниешь в темнице!

– Глашатай огласил указ. Это закон, и я буду жаловаться на вас за невыполнение закона.

Стражи пошептались, затем повели дервиша в баню. Там его обмыли, одели в чистую одежду и повели к шаху. Дервиш опустился перед ним на колени, воздал ему должное и взглянул на лицо. Оно было холодное, и глаза глядели в какую-то точку.

– О, великий шах, – спросил дервиш тихо и спокойно, – твой папа играл на зурне?

Шах наконец обратил к нему взгляд, а дервиш чуть помедлив, сокрушенно проговорил:

– Мой папа тоже не играл на зурне.

В горле у шаха вдруг послышался какой-то клекот, потом хрип, и вдруг он расхохотался, да так громко, что придворные пали ниц от страха. А шах хохотал так долго, что по его щекам потекли ручейки слез, он хохотал и бросался обрывками фраз: «Наглец, ха-ха-ха. Моего папу – владыку мира приравнял к своему нищему папе, ха-ха- ха».

– Вот такая притча, Хаджимурад. Не прав­да ли, как она красиво, метко и убедительно говорит о силе Слова. Теперь скажи честно, в детские годы ты читал Расула Гамзатова?

– Читал. На аварском языке.

– На каком языке стихи лучше читать: на аварском или на русском?

– На аварском лучше чувствуешь стихотворе­ние Гамзатова.

– Ты можешь на аварском почитать стихи? Хоть какой-нибудь куплет.

(Хаджимурад читает четверостишие).

– Отец твой, брат, дяди, родственники – кто-либо знал Расула, что они говорили о нем?

– Сестра Тубхат Зургалова была членом Союза писателей, и удостоверение ей вручал именно Расул Гамзатов. Я как-то присутствовал при их разговоре и удивился: они смеялись, как дети, и чувствовалось, что они родственные души друг другу. Помню, когда умерла жена Гамзатова – Патимат, моя сестра спросила его: ты сбреешь бороду? Он ответил: все просят меня, чтобы я сбрил, им как-то непривычно видеть меня таким. Я в то время был занят фотоаппаратом, и, резко развернувшись к нему, сказал – «не сбреешь», да так, словно я был хозяином его бороды. Ра­сул удивленно посмотрел на меня… После серии снимков и был создан тот самый его знаменитый психологический фотопортрет: седого Расула с бородой. Фотопортрет этот словно напоминает всем нам на подсознательном уровне (Хаджи­мурад вкрадчиво произносит): «Вспомни маму, вспомни Родину свою».

– Лично ты при каких обстоятельствах с ним познакомился?

– Это были юношеские годы. Мы выходили из Русского театра, односельчане окружили Расула и хотели с ним сфотографироваться. Все подго­товились, встали рядом с ним для коллективного снимка, а у меня разрядился аккумулятор. И все ждали, пока он зарядится. Потом, как оказывает­ся, Расул сказал обо мне: «Видели, какой гордый этот человек». Он не знал, что такое фотовспыш­ка, зачем нужен аккумулятор, и посчитал, что я намеренно заставляю всех ждать. Таким было наше первое знакомство.

А мой фотопортрет таков: сам я родом из Ба­цада, прописан в Гунибе, духом из Хунзаха, живу в Дагестане. Моя бабушка говорила: на земле все мы друг другу родственники. Наш дом находился рядом с годеканом, а там всегда сидели аксакалы, неженатому человеку было запрещено сидеть на годекане, дети и женщины обходили его стороной, а я с малого возраста был любимчиком аксакалов. За водой ли, позвать ли кого надо – они отправля­ли меня. Бабушка моя, прикованная к постели, на­учила меня с малых лет уметь слушать людей. Она давала мне конфеты за новости. Иногда я ждал, когда она заснет, и тихонько воровал конфеты, а потом получал от нее заслуженное наказание… Годекан, бабушка – это моя школа жизни…

– Аксакалы говорили о Расуле?

– И о Расуле говорили, и знали, у кого в каком селе кто родился. Чтобы все в мире знать, надо со старыми людьми говорить, мимо нельзя про­ходить.

Они могли в разные дни говорить на разных языках: «Сегодня мы будем говорить на лакском языке», – говорили, в другой день: «Сегодня на цудахарском языке»… Когда общался с аксака­лами, всегда просил: «Дайте мне совет в жизни, который вы даете своим детям», и записывал.

– Расул многое черпал у мудрых аксака­лов?

– Его научили слушать старших, брать у них самое ценное – знания и приумножать их. А в скольких странах он побывал и скольких людей повидал! Его глаза были зеркалом, где отража­лись люди, и в них я видел, каким он видит своего собеседника. Я изучал Расула, читал его мысли в его молчании. Он был ребенком в глубине серд­ца и сам любил детей. И для меня он навсегда остался непрочитанной книгой.

– В 60-е годы, когда горцы приезжали в столицу Дагестана, они обязательно прихо­дили на улицу Буйнакского к зданию Союза писателей, и когда выходил Расул с друзья­ми, а это были Якуб Яралиев, Жамидин, Ра­мазан Каниев, Александр Грач, Кияс Меджи­дов, Зульфукар Зульфукаров, Нуратдин Юсу­пов, Магомед Сулиманов, Станислав Сущев­ский и другие – их тут же обступала толпа, и каждый считал за честь пожать руку Расулу. А когда они направлялись на обед в ресторан «Лезгинка», каждый из встречных считал за честь поздороваться. Такое уважение, при­знание и почет были у этого человека среди народа… Каким же было твое первое впечат­ление о нем? Перед тобой был обычный че­ловек или некое божество?

– Простой человек, доступный, интересный… Для меня он был живой легендой…

– Ты фотографировал и членов его семьи. Как они тебя принимали, как относились к тебе?

– Как к родному, будто я был членом их семьи.

– Расул не угощал тебя хорошим вином, коньяком? Они с Патимат были очень хлебо­сольными.

– Помню, он как-то звонит мне и без привет­ствия сразу: «Ты где? Приезжай ко мне». Я и при­ехал. Он спрашивает: «Что будешь – коньяк или водку?» – Отвечаю: «Я за рулем». – «Ты у меня за столом», – возразил он. Заставил меня выпить три рюмки подряд и домой отправил. В пятом поселке меня остановила милиция, составила протокол, и в объяснительной графе я записал: «Я не хотел, но Расул Гамзатов меня заставил». Они посмеялись и копию протокола оставили мне на память. Спустя насколько дней меня при­глашают в Союз писателей. Расул Гамзатов опять мне предлагает выпить, а я ему предъявляю ко­пию протокола. Он почитал, и рассмеялся: «Вот с этим протоколом с этого дня и будешь ездить».

– Многие газеты и журналы заказывали тебе фотографию Расула?

– В основном книжные издательства. Я создал огромный архив. Около тысячи снимков отскани­ровано, около 1000 снимков, о многих из которых я и сам забыл.

– Но ты же можешь пойти в министерство культуры республики и сказать: у меня есть тысячи снимков Расула Гамзатова…

– Почему я должен туда идти?

– Они к тебе не придут! Это ты должен, идти, обивать пороги, они, чиновники мини­стерства, обязаны у тебя это взять для аль­бомов, выставок, истории…

– Да я пришел к тому, что должен это сделать. Но думаю, и они должны прийти и спросить, что у меня есть о Расуле.

– Хаджимурад, великих людей нельзя за­бывать, иначе мы потеряем память. Разве сейчас мы часто вспоминаем о Готфриде Га­санове или о Танхо Израилове, или о Муэтди­не Джемале. Было время, когда Гейбат Гей­батов предлагал создать площадь искусств в районе Кукольного театра, музыкального училища и Национальной библиотеки и уста­новить на ней памятник Готфриду Гасанову, Муэтдину Джемалу и Хасбулату Аскару-Са­рыдже – основоположникам дагестанского искусства. Но это оказалось никому не нуж­ной затеей. Вот тогда наверное и стало уже проявляться наше невежество, о котором се­годня говорят во всеуслышание.

– Было бы хорошо создать годекан из великих личностей Дагестана. Человек, который сейчас занимается моей выставкой – высокоинтелли­гентный человек, преподаватель ДГУ Курбан. Очень тихий, спокойный. Но когда увидел мой архив, буквально заорал на меня: «Ты почему от людей прячешь столько ценностей?»

Человек должен быть патриотом. Может быть необразован, но патриотом быть обязан. Когда в Екатеринбурге я выставил фото на тему «Война в Дагестане», ко мне подошел человек и произнес: «О, Дагестан, о, Расул!» А сколько я просил кине­матографистов: ребята, оцифруйте фильм «Мой Дагестан». Нет… Был такой случай. В Свердлов­ске гаишник остановил моего знакомого, он, удивленный этим, говорит: «Я же ничего не на­рушил», а тот отвечает: «Я знаю, я остановил вас, чтобы выразить соболезнование по поводу смер­ти Расула Гамзатова». Вот так вот. А мы сами как его ценим?

Расул из селения Цада оставил такие капли мудрости, которые сочнее самых сочных плодов.

– На днях я присутствовал на поэтическом ве­чере в Политехническом университете. Мне было очень приятно слушать, как дети читали стихи Расула. От радости у меня даже слезы потекли (Хаджи-Мурад держит долгую паузу)…

– Ты бывал во многих поездках с Расулом, участвовал во встречах с его почитателями?

– Он так хотел, чтоб я был рядом на всех его встре­чах. «Зачем тебе в Госсовете зарплату получать, будь возле меня», – говорил Расул мне. В последние годы жизни он уже не писал, но много размышлял и гово­рил вслух свои мысли, а они были на разные темы. Жаль, что их никто не записывал. Очень хотелось быть рядом, но не всегда у меня это получалось.

– Расул знал многих. Каким был он сам с дагестанцами и каким – с москвичами?

– Когда Расул говорил, я внимательно следил за ним, за его мыслями, за выражением лица го­стей. Сегодня по многим снимкам можно анали­зировать, каким человеком он был — они выража­ют его эмоции, состояние души…

– Тебе удавалось ловить в объектив Гамза­това в такие моменты, в какие его никто еще не видел?

– Если даже взять смех Расула… он был неоди­наков. Чаще всего мы привыкли видеть его весе­лым, улыбчивым, наверное, а грустным … Мне кажется, мало его кто таким видел.

— Тебе, как профессиональному фотогра­фу, приходится делать много разных сним­ков ради одного – самого нужного, самого заветного. У тебя есть фотографии поэта, которые ты никогда не покажешь широкой публике в силу разных соображений, может быть, разве что его родственникам. О чем эти фотографии?

– Сегодня народу очень важно показать фото­графии, которые помогали бы нравственному воспитанию. Родители забыли, как правильно воспитывать детей. Как-то я предложил органи­зовать фотовыставку. Расул долго думал, потом попросил разъяснить мое предложение подроб­но. Я объяснил ему, что хочу сделать и какими средствами это будет сделано. Сейчас не хочу подробно об этом говорить.

– Хаджимурад, сам Расул Гамзатович как относился к деньгам?

– А зачем они ему нужны? У него была Патимат (смеется). Она была его главным сокровищем.

– И все-таки ты не ответил на мой преды­дущий вопрос. Какие его фотографии всегда останутся вне поля зрения широкой публики?

– Поцелуи с женщинами (говорит так, будто выдыхает разом и смеется).

– С кем из московских писателей ты его фотографировал?

– Имена не всех их знаю. Много их было.

– А случалось ли, что Расул Гамзатов, про­сматривая фотографии, вдруг говорил тебе: «Хаджи-Мурад, отдай мне эти фото, я хочу, чтоб мои потомки запомнили меня именно таким».

– Ему очень нравилась фотография, где он пламенно жестикулирует. К сожалению, многих отснятых мной фотографий он не увидел.

– Изображений Пушкина мы не имеем столь много, как, может быть, того хотелось бы. Зато его стихи, как и произведения других класси­ков, производят на нас яркое впечатление. Так все-таки что лучше всего рассказывает о По­эте – его творчество или его фотографии? А, может, они взаимодополняют друг друга, лег­че понять, о чем думал поэт, глядя ему в глаза?

– Фотография – это факт. Художник может написать портрет, и все равно это не будет под­линным изображением, потому что художнику трудно уйти от субъективизации образа. Как фотограф я ловлю миг, слежу за человеком. Есть портреты разные: человек слушает, человек ду­мает, положение его тела, взгляд, направленный в себя, – это все имеет значение!

Я как-то сфотографировал Дзасохова, и на од­ном из фестивалей это фото было показано пу­блике. Зал встал, аплодируя этой фотоработе. А Дзасохов подошел ко мне и сказал: «Оказывает­ся, мы вас недооцениваем».

– Ты мне вот что скажи: твои дети читают Гамзатова?

– Да, моя жена ведь филолог. Мои дети много читают. Но дома мы говорим на чистом аварском языке.

– Есть такое понятие, как концепция. Пра­вила жизни для нас выработали наши пред­ки, и по сей день мы по этим адатам живем. Но некоторое время назад нас поразил ви­рус, последние из букв которого оканчива­ются на «изм». Это марксизм, социализм, ка­питализм, манкуртизм. Манкурт – страшное существо, оно не знает ни родства, ни ада­тов, ни моральных ценностей. С ним борол­ся Расул Гамзатов своим творчеством. Что сегодня делаем мы, наше общество, чтобы среди нас не было манкуртов?

– Сила в Слове, надо только мудро передать нашим потомкам то, что хотим им оставить в на­следие от нас. И меньше говорить о деньгах. Се­годня все только о них и говорят.

Расул Гамзатов именно Словом боролся с ман­куртами.

Мудрец никогда не говорит, что он мудрец. А вокруг него всегда сбираются такие же мудрые люди. Если мудрец зажигает огоньки, другие му­дрецы в свою очередь зажигают другие огоньки, и если мы весь окружающий мир представляем как сказку, то непременно сможем эту сказку сделать былью. А теперь я хочу прочитать люби­мое стихотворение на аварском языке.

(Он читает стихотворение, которое переводит­ся как «Люди, люди – высокие звезды, долететь бы мне только до вас»).

Все в жизни, что я увидел, услышал и не только слова Расула Гамзатова, но и других мудрецов, я хочу передать своими снимками. Можно обма­нуть уши, но глаза не обманешь. Я хочу, чтобы люди не придумывали ничего. Многое уже напи­сано, надо только научиться читать. Мне приятно, что в моем ауле Бацада говорят о моем деде хо­рошо. Моя фамилия не только принадлежит мне, и не только моим детям, она принадлежит всем людям, с кем я в разное время был счастлив по­знакомиться и говорить.

И самым страшным для человека во все вре­мена была не смерть, а находиться за пределами своей родины. Для меня это тоже мучительно. Меня тянет в Дагестан, где бы я ни был.

Феликс Бахшиев

Из беседы с Хаджимурадом Зургаловым