«Письмо Сталину»

Недавно в издательстве ИИЯЛИ ДНЦ РАН вышла книга о известном лакском поэте Чу­кундалаве, составителем которой стал док­тор филологических наук, профессор Сулей­ман Ханович Ахмедов.

Книга содержит полный биографический очерк жизни поэта и перечень его произведений. Интересно, что стихи поэта как бы размещены в соответсвующих разделах: социально-быто­вых; повествующих о его жизни; об отдельных исторических личностях; о любви.

Издание снабжено специальным комментари­ем и словарем употребляющихся терминов.

Сулейман Ханович и раньше интересовался творчеством Чукундалава – поэта трагической судьбы. Его развернутый литературный портрет он ранее поместил в «Истории лакской литерату­ры»(2010 год, там же – И.Х.)

Ученый привлек для характеристики поэта множество изданий, которые включают в себя статьи А.Г.Гусейнаева (газета «Илчи», «Дагестан­ская правда», «Вопросы литературы»-1989г.,№9); сборник научных трудов «Наследие, возвращен­ное народу» — – издание ДНЦ РАН 1990г.), а также работы А.В.Магдиева, опубликованные в газете «Илчи» и журнале «Ц1убарз».

Кстати сказать, Чукундалав – это прозвище по­эта, настоящее его имя Магомедгаджи Гаджиев. А прозвище он получил из-за того, что его отец Муртазали был родом из селения Чукна и вместе с женой переселился из своего села в Куркли.

Магомедгаджи, видимо, проявлял недюжин­ные способности в учебе: он владел арабским, кумыкским, аварским, ногайским и другими язы­ками. Как рассказывал Юсуп Хаппалаев в дни Первого съезда писателей Дагестана Чукунда­лав общался с Гамзатом Цадасой на аварском и арабском языках.Надо сказать, что на этом съезде, который состоялся в 1934 году, наряду с С.Стальским, Г.Цадасой, А.Магокомагомедовым собирались присвоить почетное звание народ­ного поэта Дагестана и Чукундалаву. Однако, во время перерыва работы съезда, который про­ходил в бывшем здании ДагЦИКа, он совершил обеденный намаз, за которым его можно сказать застало, «на месте преступления», высокое на­чальство. Этот его поступок и предрешил судьбу звания: его имя было вычеркнуто из списка но­минируемых. Вот таким образом, четвертый «на­родный» не состоялся…

Но на этом перипетии не закончились. Волна репрессивных мер по насильственной коллек­тивизации коснулась и его. Из-за того, что он владел небольшой мельницей, построенной собственными руками в каменистых местах, бедолага попал под действия драконовского закона о раскулачивании. Власти, отобрав у него мельницу, конфисковав имущество, лишив избирательных прав, еще и наложили тяжелый индивидуальный налог. Впоследствии судом так называемой «Тройки» 28 октября 1937г года он был признан контрреволюционером и при­говорен к расстрелу с конфискацией имуще­ства. Ожидание расправы окончательно подо­рвало его здоровье и 27 февраля 1938 года он скончался в тюрьме от ишемической болезни сердца.

Он оставил после себя богатое творческое на­следие. Одним из наиболее популярных является его стихотворение «Письмо Сталину», в котором поэт сетует на свою горькую долю, ищет у вождя «всех народов и племен» страны покровитель­ства и справедливости. Особую эмоциональную привлекательность произведению придает реф­рен «Сталин». Так, например, обращаясь к руко­водителю Страны Советов, он пишет:

Приехав на Родину, я построил мельницу,

Дохода от нее не хватало и мне самому,

Не нанимая мельника, сам приводил ее в действие,

Так работающий рабочий — буржуй ли он, Ста­лин?

Ту же мысль поэт продолжает и в других стро­ках того же «Письма». Он еще наивно надеется на то, что справедливость восторжествует:

Ленина, Сталина закон говорят таков,

Имеющие мельницы все — буржуи,

Кто имеет доход от помола, являются буржуя­ми,

Конфисковав все имущество, без ничего меня оставили, Сталин!

У меня труженика из рук отняли труд.

Мне не оставили ни еды, ни одежды,

Моих детей, моих домашних оставили в беде,

В твоих законах разве так сказано, Сталин?

Говоря о беззакониях, творящихся против него, автор обвиняет исполнителей, но тем не менее стихотворение состоит не только из обра­щения, оно «содержит» и нотки разочарования, сомнений. И это, пожалуй, наверное главное, что обращает на себя внимание. После этого произ­ведения, поэт окончательно выпадает из обоймы народных поэтов и оказывается в разряде врагов народа.

Книга профессора С.Х.Ахмедова ценна тем, что она в полной мере раскрывает нам портрет мужественного лакского поэта Чукундалава, ко­торый посмел усомниться в истинности законов вождей пролетариата в то время, когда другие поэты воспевали им дифирамбы.

Хизри Ильясов,

доктор философских и филологических наук