Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из новой энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Нижнее Инхело

Есть в Ботлихском районе Дагестана селение Инхело, чьи жители всегда славились добротой и гостеприимством. Оно расположено на правом берегу реки Андийское Койсу. Время основания села не выяснено.

В речной долине находятся прекрасные фруктовые сады. Они расположены террасами. Здесь растут груши, яблоки, абрикосы, персики, вишня, черешня, виноград, тутовник, хур­ма, орехи… Ореховые деревья, «столетние великаны», как бы охраняют мирный покой нижней части села. Под ними стоит водяная мельница. А вокруг обнаженные скалы. Это резуль­тат отрицательного воздействия деятельности человека в прошлом (выпас скота, вырубка леса). Старики и сейчас с гордостью показывают сохранившиеся трехсот- и четырех­сотлетней давности бревна в старых домах. Они до сих пор не сгнили, так как пропитаны солями. А соль инхеловцы выпари­вали из солёных источников, которые находятся за селом. Ее обменивали на кукурузу, керосин, ткани и другие товары, для чего ходили не только в соседние села, но и в Чечню…

Есть данные, что в более поздние времена инхеловцы со­вершали набеги на грузинские села. Некоторые похищенные оставались жить в Инхело. Так происходило смешение народа. Об этом свидетельствуют и надписи на кладбищенских камнях: слова написаны аварские, но грузинскими буквами. Старая часть селения расположена за рекой, под неприступной ска­лой, которая защищала от нападения возможных врагов.

Дома в селе расположены скученно и напоминают амфи­театр. Новая, верхняя часть села отличается удобством, про­сторностью, с асфальтированными дорогами и освещенными улицами… За селом находится «Русский мост», соединяющий пути-дороги в Ахвах (через Инхело), Ботлих, Цумаду, Гумбет… У моста стоят развалины двух старинных крепостей, постро­енных еще в годы пленения Шамиля.

Славится Инхело и лесосплавщиками. Писатель Магомед Гасангусейнов писал: «Из поколения в поколение передается здесь мастерство управлять лесом на горных реках. На целых 6 месяцев уходили мужчины к неприступным вершинам Цума­ды и Цунты, на границу с Грузией, на склоны Главного Кавказ­ского хребта. Кто хоть раз не испытывал себя на этих непро­ходимых горных склонах, не спускался по веревке в кипящую водяную лаву, чтобы разрушить громады бревен, образующих на реке был затор, тот не достоин уважения. Таков суровый закон суровых дагестанских гор».

 

Нижнее Казанище

Село в Буйнакском районе Дагестана. Первое упоминание в письменных источниках относится к 1586 году. В донесении грузинского посла русскому царю отмечается: «От Кафирь- кумука до Казаныча пещему днище, а от Казаныча до Казыку­муха- четыре днища. Но более интересным фактом является донесение терского воеводы в Посольский приказ от августа 1615 года, где читаем следуюшее; «Герей князь шамхал Тар­ковский, хотел послать в Москву брата своего, бить челом государю, и ему де брата послать ныне невместно, потаму что де его мурзу ныне убили в Казанычах и у них де во всей кумыцкой земле по их бусурманской вере плач..» Как отмеча­ет историк и публицист А. Бамматов ..»мурзу, которого в 1615 году убили в Казанище звали Бий-Баммат».

Период истории Тарковского шамхальства с 1614 по 1644 год, можно назвать «смутным временем» в жизни кумыкско­го народа и всего Дагестана. Ожесточённая борьба за власть потомков Великого Чопан-шаухала привела в конце концов к распаду шамхальства на несколько мелких удельных кня­жеств. Два независимых друг от друга исторических источни­ка, проливают свет, хотя и не в полной мере на события 400 летней давности. Первый источник, это отрывок письма, от­правленный из Турции в начале 90-х прошлого столетия, сво­ему родичу в Дагестан, второй, это запись на тюркском языке (на аджаме) на полях рукописного Корана, который принад­лежал кумыкскому князю Темирову Давлетгирею. В 1615 году. в Казанище Зоруш-бий, сын Тонай-Джалава (Тунджалав, род­ной брат Чопан-шаухала — амира Аварии) убил своего двою­родного брата или племянника Махмат-бия (Баммат-бия) и вскоре сам погиб. Его родной брат Албури-Тонай ушёл к Сол­тан-Махмуту (Солтанмут), который им был назначен амиром в Салатавию. Он поселился в Эльмахе (Алмак) и основал много сёл, в т.ч. Буртунай (Албури-Тонай). В 1614 году за год до со­бытия в Казанище Албури, был ещё союзникам Гирей-шам­хала Тарковского, и вместе с ним и своим сыном Алибеком участвовал на переговорах с русскими на Сунже. Андий и Сол­тан-Махмут договорились быть вместе в борьбе за власть, они создали свою коалицию и подговорили Зоруш-бия убить Баммат-бия Казанищенского, брата Гирея Тарковского и са­мому занять Казанище. Так началась «Смута», которая как ука­зал публицист Али Каяев продолжалась 30 лет.

В 1641 году шамхал Айдемир, сын Солтан-Махмута энди­рейского, совместно со своими союзниками и с русскими из Терского городка, пошёл войной на Кабарду, где погиб сам и многие кумыкские князья.

Приблизительно в 1660 году в Дагестане эпидемия чумы, как отметил в своей хронологии событий Мухамед-Тахир Ка­рахский, «по проществии 44 лет, после давней чумы, которое поразило и Казанище в 1115 г.(1703-1704). Дочь Адиль-Гирея Тарковского Уллу-Мисей выходит замуж за Гирей-бека Ка­фиркумукского, от этого брака у них рождается сын Баммат, который вошёл в историю, как Тишсиз Баммат (Беззубый Баммат). и в период его правления, Казанище становится окончательно зависимым от Бамматулинских биев, хотя по изречению одного автора «не все уздени в Казанище платили подати Бамматулинским биям, немногие служили только сво­им биям», можно сделать вывод, что всё же некоторые чанка и беки имели здесь небольшие уделы и иногда старались ока­зывать сопротивление верховной власти.

 

Нитаб

Впервые село Нитаб Шамильского района Дагестана было создано на земле Хунзахского хана (нуцала). От Могоха до те­перешних земель Нитаба были образованы селения Андых и Куаниб.

Во времена нашествия в Грузию Хунзахским правителем было решено идти на грузин большим количеством людей. Вопреки этому решению четыре брата из Хунзаха самосто­ятельно пошли в поход на грузин. Они вернулись с большим богатством. Об этом узнали правители Хунзаха и решили вы­селить этих и подобных людей подальше от Хунзаха, где те­перь находится село Нитаб.

Из четырех людей двое переселились в Нитаб, а двое пошли в Дженгутай, в Мехтулинское ханство. Два брата оставшиеся в селении Нитаб занимались пчеловодством так, как там и в зим­нее время сохраняется тепло, благодаря расположению села на солнечной стороне под горой, в северо-западной стороне горы «Акару». От ведения пчеловодства происходит название селения Нитаб. «Най – найитIала — пчела, пчелиный улей.

Вначале в селении Нитаб как и в других населенных пунктах развитие сельского хозяйства было слабым. Впоследствии люди занимались скотоводством и земледелием. Особое внимание уделялось садоводству.

Есть предание, что в центре селения была четырехэтажная башня, на последний этаж который поднимались по перенос­ной лестнице, башня служила для наблюдения за возможны­ми передвижениями врагов.

А еще в селении был силач по имени Исалмагомед. После нашествия на Грузию сельчане на цепи оттуда привели одно­го богатыря. Он гордо ходил перед людьми, прося кто может одолеть его. Исалмагомед пальцами зажал виски грузина, после чего у него из носа потекла кровь, и победу присудили Исалмагомеду. Он потом затащил в село большой камень, с тех пор никто так и не смог сдвинуть его.

 

Новый Куруш

Более полувека назад жители высокогорного села Куруш Докузпаринского района Дагестана переселились на равни­ну — в Хасавюртовский район. Курушцы были первыми пере­селенцами, они открыли дорогу на равнину многим другим горцам.

Кормоемкость курушских альпийских лугов позволяла в летние три месяца содержать до 100 тысяч овец, около трех тысяч голов крупного рогатого скота и четырех тысяч лоша­дей. На зиму их перегоняли по тропе через труднопроходимый горный перевал на высоте около 3000 метров над уровнем моря на южный склон Кавказского хребта и дальше в Ширван­скую степь Азербайджана. Каждый год с этого перевала при перегоне срывались в глубокое ущелье и люди и скот.

Летом 1950 года руководство республики Азербайджан без предупреждения отказало в выделении дагестанцам зимних пастбищ, где имелись добротные кошары, жилье, заготовлен­ные в достаточном количестве корма для скота. Руководители соседней республики не пошли навстречу курушцам, просив­шим разрешить им еще хотя бы год перезимовать в Ширване с тем, чтобы подготовиться для зимовки на новом месте. Тогда руководство республики решило часть овцепоголовья разме­стить в местности “Шава” Бабаюртовского района, а другую часть — в районе “Артезиан” Калмыцкой республики (тогда Астраханская область). Центральный кутан был расположен на территории Хасавюртовского района в местности “Конезавод”.

На новом месте развернулось строительство жилых домов для переселенцев, объектов социально-бытового и произ­водственного назначения. В течение года был возведен Дво­рец культуры, равному ему тогда не было даже в Хасавюрте. По инициативе колхозников колхоза имени Ленина (селение Андрейаул) был создан специальный фонд помощи, в него от местных жителей поступило много пшеницы, кукурузы, 1500 тонн грубых кормов.

Уже в восьмидесятые годы курушцы ежегодно производили по 15 тысяч тонн винограда и по валовому сбору солнечных ягод занимали первое место в бывшем Советском Союзе, опережая специализированные виноградарческие хозяй­ства Молдавии, Азербайджана, Грузии. Шли годы, колхоз все больше наращивал темпы производства не только винограда, но и овощей, пшеницы, кукурузы. Похорошело и само пересе­ленческое село. Куруш в 1967 году вышел победителем Все­союзного конкурса, объявленного ВДНХ СССР, как наиболее благоустроенный сельский населенный пункт.

Более полувека, как курушцы проживают на новом месте по соседству с кумыками, даргинцами и чеченцами в дружбе и взаимопонимании. За это время организаторов и исполните­лей переселения сменили люди нового поколения, рожден­ные и выросшие в новом Куруше, который стал их родиной.