Как бороться с терроризмом?

Тема борьбы с терроризмом и экстремизмом сегодня в центре внимания представителей орга­нов власти, силовых структур, ин­ститутов гражданского общества, средств массовой информации.

Несмотря на то, что руководите­ли правоохранительного и силового блока страны в последнее время от­мечают позитивные сдвиги в борьбе с боевиками, обстановка в республи­ке остается сложной. Так, согласно официальной статистике, в Дагеста­не только в прошлом году было со­вершено 679 преступлений террори­стической направленности и 82 – экс­тремистской. И значительный рост количества зарегистрированных пре­ступлений террористического харак­тера объясняется активизацией дея­тельности МВД по выявлению фактов организации незаконных вооружен­ных формирований. Благодаря при­нятым мерам в 2015 году не допуще­но террористических актов, раскрыто 5 преступлений данной категории из числа ранее совершенных. Зареги­стрировано 73 факта посягательства на жизнь сотрудников правоохрани­тельных органов. Из общего количе­ства посягательств в прошлом году целенаправленно совершено 15, об­стрелов из огнестрельного оружия и гранатометов – 10. Также имели ме­сто два факта посягательства с при­менением холодного оружия.

В результате посягательств погиб­ли 14 (7 сотрудников ОВД, 1 – ФСБ, 3 – военнослужащих ВВ МВД РФ и 3 гражданских лица) и получили ране­ния 28 человек (16 сотрудников ОВД, 1 – ФСБ, 2 – МЧС, 9 – военнослужа­щих ВВ МВД РФ). При оказании во­оруженного сопротивления убито 97 бандитов. В ходе оперативно-разыск­ных мероприятий задержано 534, до­бровольно сдались 63 члена НВФ и их пособников. В 2015 году прекращена деятельность 19 лидеров бандподпо­лья.

По мнению экспертов на федераль­ном и региональном уровне, корруп­ция во власти серьезно мешает про­филактике экстремизма. Налицо рез­кая дифференциация в уровнях эко­номического развития, субъектов и территорий внутри республик Север­ного Кавказа. Так, для сельских райо­нов характерны наличие комплексов нерешенных социальных проблем, низкий уровень модернизации, малые возможности для трудоустройства и карьерного роста молодежи. Возму­щение людей вызывает не то, что им не хватает чего-то материального. Терпеть несправедливость человеку труднее, чем терпеть другие объек­тивные и общие для всех невзгоды.

По мнению директора Московского Бюро по правам человека Александра Брода, «сохраняющаяся напряжен­ность в регионе во многом обуслов­лена трудностями экономического положения, которые имели место еще в советский период и особенно обо­стрились после распада прежних хо­зяйственных связей и падения уровня производства».

Как отмечает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко искать ключ к решению проблемы не­обходимо в самом Дагестане. На од­ном из выездных заседаний антитер­рористической комиссии в Махачкале, директор ФСБ России Александр Бор­тников особо подчеркнул, что наряду с прицельными силовыми операция­ми по нейтрализации диверсионных групп и их лидеров, приоритетным направлением в сфере противодей­ствия терроризма остается целена­правленная профилактическая работа. Решающим фактором в сфере профи­лактики угроз терроризма Александр Бортников считает комплексную ра­боту, направленную на устранение причин и условий, способствующих формированию пособнической базы боевиков, пополнения подполья за счет рекрутирования молодежи и рас­пространения идеологии терроризма. Именно это направление становится сегодня главным в подавлении терро­ристической угрозы, поскольку толь­ко силовыми мерами остановить эти деструктивные процессы невозмож­но. Они будут сохраняться до тех пор, пока не будет разрушена сама система воспроизводства ключевых элементов терроризма-идеологии насилия, ее носителей и вдохновителей.

Проблемы Дагестана, порой кажу­щиеся неразрешимыми, можно пре­одолеть путем гражданского диалога, как важнейшего элемента снятия на­пряженности в обществе. И первые определенные шаги для этого в ре­спублике уже предпринимаются пред­ставителями власти, общественными организациями, которых мир и благо­получие в республике волнует больше, чем вопросы отправления обрядов, то, как повязан платок дагестанской жен­щины или как пострижена борода да­гестанского мужчины.

В связи с этим большинством регио­нальных антитеррористических комис­сий осуществляется комплекс мер по информационному противодействию терроризму, предусматривающих проведение адресных мероприятий с теми категориями граждан, которые наиболее подвержены воздействию идеологии насилия, прежде всего, с молодежью. Предпринимаются шаги по склонению членов бандподполья и их пособников, а также лиц, попавших под влияние бандитов, к прекращению бессмысленного вооруженного сопро­тивления и сдаче властям, отказу от террористической и экстремистской деятельности.

По мнению экспертов, сегодня объ­ективно присутствует общественный запрос на повышение ответственно­сти государственных органов власти и общественных организаций по вос­питанию подрастающего и молодого поколения в духе неприятия идей экс­тремизма и терроризма. И это необхо­димо начинать с детского сада, школы и развивать через качественное обра­зование в вузах.

Мнения экспертов

Мы уже привыкли к тому, что говоря о терроризме, многие независимые эксперты, в первую очередь подраз­умевают Кавказ, Дагестан, которые продолжают оставаться серьезным источником угроз.

Примечательно, что в отмечен­ный период «идейный терроризм» и «мировоззренческий экстремизм» всё чаще смыкаются с прямым бан­дитизмом, который имеет прими­тивные цели: грабёж, рейдерство, устранение конкурентов и неугодных, запугивание населения, упрочение влияния и расширение территории воздействия. «Сопутствующими то­варами» терроризма и экстремизма выступают национализм, мигранто­фобия, имеющие непосредственные проекции в сферу межэтнических от­ношений».

Когда несколько лет назад в Дер­бенте ликвидировали бандгруппу, сре­ди уничтоженных боевиков оказался и сын начальника уголовного розыска городского отдела внутренних дел.

Неужели никто не знал об этом? Другой пример. В Махачкале сын за­казал своего отца только потому, что тот работал в правоохранительных органах. Удивительно, но этот факт тоже прошел как-то без особого осуж­дения. Вопросов возникает немало. Как могло такое случиться? Что стоит за этим? Эти вопросы так и остались без ответа… А жаль…Ведь это был се­рьезный повод для того, чтобы начать содержательный разговор на очень важную тему «Так жить дальше нель­зя». Кто мы после этого? К сожалению, этим поводом не воспользовались ни представители СМИ, ни органы госу­дарственной власти, ни общественные организации.

Ситуацию на Северном Кавказе нельзя рассматривать в отрыве от об­щероссийских проблем. Построение в стране гражданского общества стол­кнулась с рядом вызовов, главным из которых стала угроза распростране­ния многочисленных течений экстре­мистского и террористического толка в молодёжной среде, как наиболее восприимчивой к радикальным идео­логиям части общества.

И здесь возникает вопрос: как ре­шить проблему экстремизма и терро­ризма?

Эффективность борьбы

Эффективность борьбы против ре­лигиозно-политического экстремизма в нашем регионе и в целом в стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняют­ся требования федерального законо­дательства. Это запрет на создание и деятельность общественных объеди­нений направленных на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, на насильствен­ное изменение основ конституционно­го строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирова­ний.

Вопрос состоит в том, чтобы приме­нять существующие нормы система­тически и по назначению, не пытаясь списывать проявления национального и религиозного экстремизма на обыч­ное хулиганство, как это, к сожалению, сплошь и рядом все еще происходит. Принципиально важно также, чтобы борьба с этим злом велась не в рамках периодических компаний, а на посто­янной основе».

Один из руководителей Дагестана совсем недавно заявил, что «количе­ство ликвидированных боевиков не может быть показателем успеха. Нам важно вернуть людей обществу, дать им возможность действовать в рам­ках правового поля. Призываю даже тех, кто не согласен с нами, вступить в диалог и отказаться от насилия как способа решения проблем». Он также отметил, что «коррумпированные чи­новники, нечестные прокуроры, недо­бросовестные полицейские, по сути, являются пособниками преступников и экстремистов».

По мнению известного обществен­ного деятеля Абдурахмана Юнусо­ва, «образцом соблюдения законов должны быть сами государственные деятели, вот тогда лесные тоже бу­дут соблюдать закон. Они ведь уходят туда, потому что им здесь так тяжело». Такого же мнения придерживаются и многие наши соотечественники. Они уверены в том, что если чиновники сами начнут строго соблюдать законы, тогда и общество будет следовать им.

Нужно анализировать ситуацию и предлагать выход из нее. Сегодня все должны активно противостоять экс­тремистским силам, разжигающим социальную, национальную и религи­озную вражду. Так и поступают многие ученые, эксперты и рядовые граждане.

Ситуация на Кавказе, у нас в Даге­стане волнует также многих наших со­отечественников за рубежом. Недавно я получил письмо от нашего земляка, профессора Римского Университета, доктора медицины Джалалутдина Са­идбегова. В каждой строчке его пись­ма чувствовалась искренняя боль за наш народ и желание хоть как-то по­мочь людям в такое сложное время.

— «Считаю, что нужно придерживать­ся принципа «если не я то кто?», по­тому что если каждый будет молчать, бездействовать и ждать, что кто-то другой решит эти проблемы, терро­ризм и экстремизм в Дагестане будут продолжаться бесконечно. Ситуация на Кавказе ухудшается из-за войны между религиозными конфессиями, а способствуют этому насквозь коррум­пированные чиновники».

Владимир Путин на одном из засе­даний правительственной комиссии по вопросам социально – экономиче­ского развития Северо –Кавказского федерального округа заявил, что надо искоренить все то, что питает терро­ризм и экстремизм – бедность, безра­ботицу, низкий уровень просвещения и образования, коррупцию, беззаконие.

Эксперты, политики, ученые пред­лагают самые разные пути решения назревших проблем в Северо-Кавказ­ском регионе. По словам А.Брода, «… бодрые программы процветания ре­гиона останутся филькиными грамо­тами, если власть не начнет слышать людей, решать их повседневные во­просы, пока не задумается об их без­опасности и достойной жизни. О зар­платах и пенсиях, домах и квартирах, больницах и школах, театрах и библи­отеках».

Настроение и атмосфера, в кото­рых пребывают люди на данном этапе развития нашего общества, вызывают озабоченность. Их желание — трудить­ся и зарабатывать, жить и радоваться жизни. Но для этого, каждый дагеста­нец должен, прежде всего, чувство­вать себя в безопасности. Так что мно­гие вопросы борьбы с экстремизмом и терроризмом, беднотой и безрабо­тицей в нашем регионе упираются в проблемы стабилизации и развития экономики, коренного улучшения ка­чества жизни и безопасности наших соотечественников.

Только благодаря активной граж­данской позиции всех дагестанцев, выстраиванию системы обществен­ного контроля, диалога с властью, созданию реальных институтов граж­данского общества можно надеяться на изменение создавшейся тревожной ситуации.

Ильман Алипулатов,

политолог, член Общественной палаты РД