Слово муниципальных СМИ

Электронные и печатные СМИ во многих муниципальных районах Дагестана по-прежнему остаются «основной площадкой для обсуждения местной повестки дня». Вопросов в развитии наших сел и поселков, повышении качества жизни наших соотечественников возникает великое множество. И в этой ситуации роль оперативного и объективного диалога власти и общества значительно возрастает.

Факт остается фактом. В последние годы в Дагестане сформировалась четкая тенденция падения тиражей периодических изданий. Наибольшие потери понесли республиканские, городские и районные издания. А это значит, что многие семьи в городах и районах не получают газеты и журналы. А ведь время показывает, что решение целого ряда проблем, обусловленных, прежде всего новым пониманием роли СМИ в жизни общества, исходит из того, что только в объективном информированном обществе возможна эффективная деятельность демократических институтов власти, реализация принципов социальной справедливости, решение конкретных вопросов во всех сферах жизни.

Сегодня перед региональной и муниципальной прессой множество проблем, главными из которых являются зависимость редакционной политики изданий от учредителей и спонсоров, среди которых в основном старение кадров и практически отсутствие притока новых, подготовленных к современным формам журналистской работы кадров (средний возраст работника дагестанской газеты 50 лет). Это связано с отсутствием четкой продуманной системы ротации, обучения, повышения квалификации кадров. И как результат – проблемы, связанные с качеством публикации и прежде всего отсутствие аналитики во многих печатных и электронных СМИ.

В последнее время руководство Дагестана придает большое значение информационной политике, созданию благоприятных условий для развития государственных средств массовой информации, распространению оперативной и качественной информации среди населения.

В дагестанском обществе должна эффективно работать цепочка: власть – общество – СМИ. Их отношения строятся на паритетной основе. Электронные и печатные средства массовой информации доводят до власти насущные проблемы общества, которая в свою очередь обязана их решать.

В мае этого года в интервью газете «Советская Россия» Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, отвечая на вопрос о том, какая должна быть информационная политика в нашей республике, сказал: «В Махачкале подписан меморандум между органами исполнительной власти субъектов СКФО. Ряд проблем в сфере экономики, политики, культуры требует выстраивания системной информационной политики. Мы говорим о необходимости инвестиционного рывка, а меры по привлечению инвестиций подразумевают в том числе и формирование позитивного имиджа республики. Стабилизация общественно-политической ситуации предполагает укрепление доверия между обществом и властью на основе объективной и разнообразной информированности граждан о деятельности и решениях власти. Без четкой информационной работы и интеграции Дагестана нам не удастся закрепиться во Всероссийском информационном пространстве, повысить эффективность системы государственного управления посредством обеспечения прозрачности функционирования органов власти. Раз в месяц я провожу двух-трех часовой прямой эфир».

Чиновники должны быть открыты для журналистов. Власти республики стремятся донести до СМИ, граждан нашу четкую позицию по всем актуальным проблемам развития региона.

Председатель Народного Собрания Дагестана Хизри Шихсаидов провел совещание с руководителями республиканских средств массовой информации. На этой встрече подчеркивалась особая роль региональной прессы на данном, сложном этапе развития дагестанского общества, эффективного использования творческого и интеллектуального потенциала. Руководитель парламента отметил отсутствие четко выраженной позиции у руководителей отдельных редакций по важным общественно-политическим явлениям в республике, неоперативный и поверхностный, во многом описательный подход к освещению наиболее значимых аспектов информационной повестки дня.

— «В значительной степени подобные проблемы характерны не только для газет на дагестанских языках, но и для «Дагестанской правды», тираж которой за последние годы сократился почти вдвое, а если сравнивать с началом 90-х годов, то он и вовсе упал более чем в 20 раз – с 160 тыс. до 7 тыс. экземпляров. Еще одно русскоязычное издание – газета «Молодежь Дагестана» – выходит тиражом немногим более 3 тыс. экземпляров в республике. Хотя аналогичное по концепции издание «Молодежь Севера» в Республике Коми, где по статистике проживает в два раза меньше, чем у нас молодых людей, выходит тиражом в 12 тысяч экземпляров», — подчеркнул спикер дагестанского парламента.

Участники этой встречи, руководители СМИ говорили о комплексе мер, выработанном в Дагестане для доведения тиражей газет до соответствия поставленным задачам. Это меры как содержательного, так и организационного характера.

За последний год в Дагестане проведен ряд совещаний, семинаров, форумов, другие мероприятия, направленные на коренное улучшение информационной политики.

Министр печати и информации РД А.Аджиев совсем недавно, выступая на республиканском кустовом семинаре-совещании в Каспийске, задачи, поставленные Главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым перед всеми СМИ республики, назвал непростыми, но вполне реальными и выполнимыми. Акцент был сделан на том, что многие государственные и муниципальные СМИ и пресс-службы действуют разрозненно, слабо налажено медиапланирование, нет соответствующего допуска и статуса у пресс-секретарей. Руководитель ведомства и эксперты в области СМИ отметили и низкий уровень информационной открытости официальных сайтов многих муниципальных образований.

В то же время у журналистов, многих руководителей муниципальных СМИ есть понимание того, что в своей деятельности особое внимание они должны уделять освещению приоритетных проектов развития Дагестана и работе по их реализации органами исполнительной власти.

Одним из ключевых моментов обсуждения на семинаре-совещании был тезис о подготовке и переподготовке журналистских кадров. Определенный опыт в этом плане, накоплен на отделении журналистики Дагестанского государственного университета. Многие выпускники этого вуза успешно работают в федеральных региональных СМИ. Но этого явно недостаточно. Нужно продумать новую, более четкую систему подготовки специалистов для муниципальных СМИ.

Для привлечения в журналистику талантливой, прогрессивной молодежи необходимо повысить, прежде всего, престиж и безопасность профессии. Ну и зарплату, конечно, не говоря уже о необходимости модернизации производственных фондов. Все эти проблемы нужно решать… Ситуация в республике, как отмечают независимые эксперты, весьма непростая, и от СМИ, которые находятся в авангарде борьбы с коррупцией и другими проблемами общества, зависит очень многое. Нужно противостоять антидагестанским материалам в федеральных СМИ. Не ждать, пока о Дагестане в очередной раз что-то плохое напишут, а самим создавать положительные и яркие информационные поводы, активно продвигать их на федеральный уровень. Журналисты должны сами формировать федеральное информационное пространство, влиять на общественное мнение.

На семинарах-совещаниях не раз подчеркивалось, что аудитория национальных газет эксклюзивная. Сегодня читатели национальных газет, как правило, люди старшего возраста, интересующиеся национальной культурой и языком, устоявшиеся в своем выборе. Эти люди нуждаются в этих газетах, у нас было много возможностей убедиться в том. Естественно, очень большая задача – не ограничиваться этой аудиторией, а привлекать молодежь. Мы часто с коллегами обсуждаем, что для этого нужно сделать. Что касается муниципальных газет, это очень большая сила, которая работает сегодня самостоятельно, имеет прямой контакт с населением, и эту силу надо использовать. Им надо оказывать консультативное, техническое содействие.

Ключевым документом, над которым сегодня работает профильное министерство, по словам главы ведомства, является документ основных направлений деятельности, в котором определены приоритеты и конкретные действия.

Информационно-коммуникационная нагрузка печатного слова должна увеличивать число людей, посвятивших себя общественному служению. Именно в этой особой профессиональной деятельности. Этому же способствует развитие публицистики, унаследовавшей не только политизированность риторики, но и богатейший арсенал ее выразительных средств.

Понятно, что журналист, прежде всего корреспондент, но в современных условиях ему нередко приходится решать и смежные профессиональные задачи. В связи с этим, например, меняется роль редактора – он уже не только литературный редактор, но и менеджер, организатор производственно-творческого процесса.

С внутриредакционной специализацией исследователи часто связывают развитие аналитической журналистики, отличной от универсального журнализма, который не погружается в причины и следствия событий. Очевидно, что аналитический метод в журналистике неотделим от научного мышления, от навыков глубокого, исследовательского подхода к фактам и явлениям.

Процесс взаимного проникновения печати, телевидения и Интернета набирает силу. Оказалось, что те сильные стороны, которые есть у газеты, а именно профессионализм и способность к аналитике – востребованы и телевизионным рынком и социальной сетью.

Многие проблемы состояния дел в СМИ обсуждались на X съезде Союза журналистов России в апреле прошлого года. Резолюция форума гласит:

«Российская региональная общественно-политическая пресса — республиканские, областные, краевые, городские, районные газеты, несмотря на быстрое распространение Интернета, продолжает оставаться необходимым институциональным атрибутом даже для самых социально неблагоприятных и экономически депрессивных территорий страны».

По словам многих делегатов съезда, именно региональные издания способны цементировать, регулярно актуализировать те социальные скрепляющие механизмы, которые позволяют сохраняться существующим, а также воспроизводиться новым местным сообществам.

В октябре прошлого года на заседании пресс-клуба при Президенте Республики Дагестан, которое проходило под девизом «Дагестан: выбор сделан, приоритеты определены – надо работать». Рамазан Абдулатипов в своем обращении к журналистам ведущих СМИ республики сказал, что в кризисных ситуациях, когда в обществе обостряется столкновение экономических и политических сил, особая надежда возлагается на активность печатных СМИ:

— «Я каждый день читаю газеты, и прямо на материале пишу резолюцию – учесть, рассмотреть, обратить внимание. Пресса для меня хорошее подспорье, там ведь выступают также ученые, общественные деятели, дельные предложения встречаются. Мне совершенно не интересно – хвалят меня или ругают, я занят делом. А ваше дело – хвалить или ругать. Если за газетным материалом я вижу честное лицо автора, заинтересованного гражданина, я с величайшим уважением буду относиться к нему и к его материалам», — подчеркнул Глава Дагестана.

Не вызывает сомнений, что текст можно составить, руководствуясь стандартными правилами. Однако, также, несомненно то, что только творческая индивидуальность способна придать ему неповторимость, уникальность, во многом зависящую от меры соотношения различных его частей, от способности корреспондента не только правильно мыслить и формулировать мысль для себя, но и находить те речевые способы выражения смысла, которые донесут авторскую идею до читателя, придав ей особую убедительность. И, возможно, именно аналитическая журналистика наиболее полно концентрирует в себе единство слова и мысли, присущее человеческой природе.

05.06.2014г.                                      Ильман Алипулатов, политолог