Выйти из «тени»

В Кизляре под руководством заместителя Председателя Правительства РД М.Н. Насрутдинова прошло выездное совещание по увеличению доходной части бюджета, развитию налогооблагаемой базы и проведению мероприятий по легализации "теневой" экономики и "теневой" зарплаты в городе.

В совещании приняли участие министр экономики РД Р.А. Юсуфов, и.о. министра по управлению государственным имуществом РД М.Д. Далгатов, первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД Б.Р. Батдалов, первый заместитель председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РД Р.М. Курбаналиев, руководители ряда республиканских министерств и федеральных структур, ведущие специалисты и руководители кизлярских предприятий, организаций и учреждений, представители малого и среднего предпринимательства.

С основным докладом выступил министр экономики РД Р.А. Юсуфов. Он отметил, что в Кизляре функционирует около двухсот предприятий различных форм собственности. Среднемесячная зарплата в 2012 г. составила здесь 14,8 тыс. рублей, тогда как средняя зарплата по республике — 13,82 тыс. руб., среднемесячные доходы на душу населения выросли к уровню предшествующего года на 9 процентов и составили 5 тыс. рублей. Безработица зафиксирована на уровне 0,8 процента и считается одной из самых низких в Дагестане.

Кизляр занимает лидирующие позиции в республике и по ряду других показателей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам в расчёте на одного жителя — второе место. Но это не означает, что на этом можно успокоиться. Руководителем республики Р.Г. Абдулатиповым поставлена задача в ближайшие два года удвоить налоговые изъятия по отношению к ВВП и приблизиться к среднероссийскому показателю.

Затем министр экономики РД подробно и предметно остановился непосредственно на налоговой теме. Бюджет Кизляра в 2012 г. по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 92 процента – при плане 185 миллионов рублей поступило 170 миллионов, соответственно не исполнены и бюджетные обязательства. Выполнены и перевыполнены задания по налогам на доходы физических лиц, единому сельскохозяйственному налогу и по госпошлине. Плановые задания по остальным налоговым сборам остались недовыполненными.

На текущий год бюджет Кизляра по собственным доходам утверждён в объёме почти 205 миллионов рублей, что на 22 процента выше уровня предыдущего года. За четыре месяца поступило уже 69 млн руб., что в полтора раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, причём выполнены и перевыполнены задания по тем же налогам, что и в прошлом году, а остальные по-прежнему не выполняются.

В городе предпринимательской деятельностью в розничной торговле занимается около 2300 человек, а налоговые отчисления производят примерно 1500 предпринимателей, при этом оборот малого предпринимательства в 2012 году составил всего 22 миллиона рублей.

С содокладом выступил глава администрации Кизляра В.В. Аржанухин. Он, в частности, сказал, что Кизляр в 2012 году собрал и перечислил во все уровни бюджетной системы РФ более 1,5 миллиарда рублей.

Администрация проводит целенаправленную работу по увеличению доходной части горбюджета и расширению налогооблагаемой базы. С этой целью около двух лет назад создана межведомственная комиссия, в которую входят руководители всех контролирующих структур и ведомств. Образована мобильная группа, которая проводит регулярные рейды на рынках, АЗС, хлебопекарнях, торговых объектах, маршрутных такси. И эта работа даёт определённые результаты. Так, в 2012 году группа провела более 70 проверок, составлен 161 протокол на 470 тыс. руб. и поставлено на налоговый учёт 126 предпринимателей.

За последние три года уровень поступлений по собственным доходам увеличился на 58,2 процента — со 108 млн рублей в 2009 г. до 170,9 млн руб. в 2012г. Благодаря проводимой работе, продолжился рост поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет и в этом году. К сожалению, в последние годы сложилось так, что наиболее доходоёмкие налоги, как налог на прибыль, НДС, акцизы и т.д., централизованы в федеральный и региональный бюджеты, а муниципалитетам оставлены сложно собираемые и не ёмкие налоги.

Для увеличения доходной базы города В.В. Аржанухин предложил актуализировать систему информационного обмена между Управлением налоговой службы, Россреестра по РД, Земельно-кадастровой палатой и другими с целью создания полной налогооблагаемой базы данных, передать в местные бюджеты налог на прибыль муниципальных унитарных предприятий в полном объёме, увеличить отчисления в местные бюджеты, налоги на доходы физических лиц с 40 до 50 процентов, а налог на имущество юридических лиц полностью оставить в муниципалитетах.

Заместитель руководителя УФНС РФ по РД Н.А. Хизриев в своём выступлении обратил внимание собравшихся на то, что налоговые органы — не сборщики налогов, налоги граждане и юридические лица должны платить сами. Даже теоретически невозможно поставить рядом с каждым предпринимателем или АЗС налогового инспектора. В сборе налогов, которые являются доходной частью местного бюджета, должны быть заинтересованы прежде всего муниципальные власти. На это нацеливает и врио Президента РД Р.Г.Абдулатипов.

Также выступили и.о. начальника Межрайонной инспекции ФНС С.В. Дунаевский, владелец АЗС "Поиск" Н.Х. Кебедов и другие.

Резюмируя состоявшееся обсуждение, заместитель Председателя Правительства РД М.Н. Наструтдинов выделил ряд моментов. В частности, предложил не ждать, пока в налоговых инспекциях появится полная база данных в электронном виде, а работать с "бумажными данными", потому что пока мы ждём, налоги проходят мимо, и немалые. Также он подчеркнул, что там, где инвестором является республика, а функции заказчика возложены на местную администрацию, подрядчик должен платить налоги в полном объёме, а администрация обязана держать это на контроле. Далее, инициатором и во главе движения по выводу экономики из "тени" должна быть налоговая инспекция, но никто не снимает ответственности и с местной власти.

Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов прямо сказал, что одним из основных показателей деятельности руководителя МО и всей администрации является расширение налогооблагаемой базы. Поэтому во всех муниципалитетах необходимо создать комиссии под председательством главы МО, где должны быть сконцентрированы все службы — федеральные, республиканские, муниципальные, чтобы у них были необходимые полномочия и эффективные меры воздействия на уклоняющихся от налогов. И налоговая инспекция должна минимум раз в квартал отчитываться перед местными органами самоуправления о проделанной работе, с конкретными цифрами и именами и публично называть предпринимателей, которые скрывают налоги и кто вышел из "тени".

А для того, чтобы стимулировать поступление налогов в местный бюджет, главой республики принято решение в течение трёх лет не сокращать дотации ни одному муниципалитету. Мало того, муниципальное образование, которое достигнет наилучших успехов в деле сбора налогов, будет поощряться из специального республиканского премиального фонда.

Александр Иванов,
Татьяна Журова