Дагестанские банкиры против объединения в СРО

Интервью Председателя комиссии ОП РД, Руководителя Ассоциации дагестанских банков Али Аминовича Алиева

— В последнее время в России широко обсуждается проект закона "О саморегулировании в банковской сфере",  подготовленный Комитетом Госдумы по финансовому рынку.

—  Вы правы, но как уже сами отметили, проект еще только обсуждается. Остается надеяться, что предлагаемый законопроект отвечает требованиям Закона «О банках и банковской деятельности» и будет максимально доработан с учетом предложений специалистов и региональных банковских объединений. Речь, собственно говоря, идет о попытке создания саморегулируемой организации (СРО) в банковской сфере. Согласно этому документу СРО должна отойти часть полномочий Банка России по надзору за банками. Законопроект сейчас проходит согласование профильных ведомств, практически везде получая отрицательную оценку. Против него уже высказались Минфин, ЦБ России, госкорпорация АСВ, Ассоциации российских и региональных банков, финансовый омбудсмен и многие российские банки.

— А Вы сами, как руководитель региональной Ассоциации банков можете прокомментировать  этот документ?

— Могу с уверенностью сказать, и этот вопрос недавно обсуждался нами на очередном собрании Ассоциации, что этот законопроект настолько оторван от насущных проблем региональных банков, что вообще вызывает полное недоумение банкиров республики. У меня же лично, возникает почти физическое ощущение политики целенаправленного, умышленного  уничтожения малых и средних банков. И это в условиях, когда региональные кредитные организации, являясь представителями малого и среднего бизнеса, о необходимости поддержки которого говорят руководители государства, многие годы несут значительные расходы на осуществление несвойственных им функций (проверка кассовой дисциплины клиентов, налоговый, валютный, таможенный, противолегализационный контроль и др.).

— Вы хотите сказать, что законопроект настолько «сырой», раз все так дружно его критикуют. Или наши законодатели не имеют обратной связи, зарывшись в своем обособленном законотворчестве?

— Я не хочу показаться Вам «воинствующим оппозиционером» государственным мужам, заседающим в Высшем законодательном органе страны, но, как гражданин и руководитель банковского союза республики я имею право высказывать свою точку зрения. Посудите сами — сначала банкам подняли порог минимальной капитализации до 90 млн. рублей. Теперь, чтобы состоятся на ближайшие три года, надо до 31 декабря с.г. довести собственный капитал до 180 млн., а в перспективе уже маячит цифра от 300 млн. до 3 млрд.руб. Есть финансовое лобби крупных кредитных учреждений с преимущественным госучастием в капитале, которым не нужна всякая «мелочь» в лице региональных банков, прямо как по выражению любимого мною героя Ф. Мкртчяна в фильме «Мимино» – «эти жигули под ногами крутятся-крутятся», с той лишь разницей, что в нашем случае это коммерческие банки.

И мало кто задумывается о том, что сохранение банковских точек — это занятость трудоспособного населения на фоне реальной и скрытой безработицы, материальное благополучие для членов семей, налоги в бюджет, снижение социальной напряженности в обществе. Теперь, чтобы сознательно задушить малые банки, другого слова не нахожу, придумывают еще и СРО в банковской системе. Судя только по опыту СРО в строительной отрасли российской экономики, взносы будут не малые. Полагаю, что такое увеличение расходов, которые будут  перенесены на клиентов, окажется чувствительным не только для малых банков, но и для кредитных организаций среднего уровня. Сюжет прослеживается вполне четко — сначала «добровольно» загонят кредитные учреждения в СРО, потом заставят платить по полной программе членские взносы на содержание еще одной организации, которая будет наделена правами выдавать банкам предписания, штрафовать и грозить отзывом лицензии за наши же деньги Такое развитие событий повлечет повышение кредитных ставок, сокращение прибылей, упадет капитализация. А нужно ли это отечественной экономике, да еще в нынешнее непростое время? 

— Неужели все так мрачно и нет сторонников этого законопроекта?

— Сторонники есть. Справедливости ради надо сказать, что идея председателя Комитета Госдумы по финансовым рынкам, г-на В. Резника в числе своих немногочисленных приверженцев кроме крупных госбанков имеет сторонника в лице Минэкономразвития РФ. Главные аргументы этого ведомства – имеющиеся факты недисциплинированности на финансовом рынке России, что ведет к существенным потерям государственных средств. Плачевный пример – ряд нашумевших банкротств некоторых банков, что привело к невиданным доселе размерам выплат из фонда страхования вкладов и решения о санации Банка Москвы, влекущее за собой расходы государства в размере 295 миллиардов рублей. Но это вопросы больше не ко мне, а к соответствующим органам.

— Все же, если отходить от эмоций, в чем же основная причина непринятия законопроекта представителями коммерческих банков республики?

— Думаю, эмоции тоже вещь необходимая, учитывая южное месторасположение нашей республики. Признано, что банковская сфера и так является самой зарегулированной сферой национальной экономики. Кроме надзорного органа в лице Национального банка РД, дагестанские банкиры в своей деятельности обязаны руководствоваться взаимодействием с еще более 18 контролирующими организациями. Более того, мы имеем дело с достаточно опасной попыткой совместить функции внешнего контролера между ЦБ и негосударственной само регулируемой организацией. Это в то время когда, по мнению большинства участников финансового рынка региона, с функцией банковского надзора максимально эффективно справляется территориальное подразделение ЦБ. Не могу сказать, что у банковского сообщества нет никаких разногласий с регулятором, но это предмет взаимодействия и делового обсуждения. Но не признать, что  в лице Банка России мы имеем реально работающую систему, достаточно профессионально оценивающую положение дел в банках, мы не можем. Опять таки, возникают проблемы финансирования деятельности, взаимного дублирования функций и формирования высокопрофессионального аппарата в этих СРО. Из какого комплекса задач должна будет исходить СРО, осуществляя надзор? Банкиры и так сегодня вынуждены содержать целый штат для подготовки отчетности, ведения переписки с регулятором, с госструктурами и т.д. Если появится СРО в том виде, в каком ее предлагают, то банкам придется создавать еще один аппарат, который будет заниматься взаимодействием с СРО. Вопросов много. Откровенно говоря, до сей поры мне не приходилось когда-либо слышать о подобной практике «сочетания государственного и саморегулирования банковской сферы» в странах с эффективно работающей финансово-кредитной системой.

— И все-таки, раз это предлагается, то оно кому то выгодно? Кому?

— Это вполне вычисляется, но, к сожалению, не оперируя фактами, утверждать это можно чисто теоретически. Повторюсь еще раз — нам понятно, что за этим стоят, а выгодно  это тому, кто хочет диктовать всем остальным правила надзора. Чтобы от этих правил никого, кроме него самого, на рынке не осталось. Вот основная цель данного вынужденного саморегулирования — все сконцентрировать в одних руках. Напомню лишь, что в недалекие годы была вполне понятная по тем временам монополия в лице единственного Госбанка и единственного Сбербанка.

— Как Вы думаете, по Вашему опыту — законопроект пройдет, или  мнение дагестанских банкиров будет услышано?

— Если свое мнение озвучивать на имеющихся в нашем распоряжении медиа -площадках и уметь выражать свою профессиональную и консолидированную позицию, то, по крайней мере, прислушаются. Могу с удовлетворением констатировать, что дагестанское банковское сообщество с каждым годом становится все сплоченнее и из некогда разрозненных конкурентов, по моему глубокому убеждению, превратилось в единый союз партнеров и единомышленников.

Созданная дагестанскими банкирами Ассоциация как профессиональное объединение в большей степени является носителем и выразителем корпоративных интересов в банковской системе Дагестана Мы и сейчас стараемся справляться с  функциями, которыми законопроект наделяет СРО: защита интересов банков, участие в законопроектной деятельности, взаимодействие с органами власти и Национальным Банком РД, оказание консультационной помощи и т.п. Но, в отличие от СРО, отношения между членами Ассоциации принципиально исключают администрирование, а принимаемые решения имеют рекомендательный характер.

— Можно ли однозначно резюмировать, что дагестанские банкиры категорически против принятия обсуждаемого закона "О саморегулировании в банковской сфере"?

— Думаю, что выражу наше консолидированное мнение, заявив, что принятие обсуждаемого закона в нынешнем варианте для нас неприемлемо.  Но свою профессиональную  оценку и позицию мы обязаны довести до законодателя.

Беседовал Гусейн Кабардиев