Возмущению нет предела

Я живу в Махачкале 43 года. Учился здесь, получил высшее образования, обзавелся семьей, устроился на работу. Для меня этот город стал близким и родным. Все, что связано с ним в какой-то степени затрагивает и мои интересы. Помню, как мы, студенты ДГУ, в 1979 году после занятий выезжали в район Южного поста ГАИ для посадки деревьев у склона горы Тарки-Тау. Нами тогда двигало особое патриотическое чувство, что руководство столицы доверило будущим педагогам посадку хвойных пород: вечнозеленых елей и сосен. Они выросли, стали украшением мегаполиса, улучшили его экосистему. Но сегодня разговор не об этом, а о беспорядочном переименовании улиц и проспектов.

Затронутая тема волнует всех горожан, которые крайне возмущены тем, почему не оставляют их старые названия, к которым они привыкли. В беседе со мной бывший работник администрации города и заместитель министра культуры Дагестана Константин Борчалинский пояснил, что за последние годы в Махачкале переименованы 189 улиц, проспектов и переулков без особой необходимости. Пора прекратить такое «сиюминутное увлечение» и неразумное использование бюджетных средств.

А кто из чиновников посчитал, сколько денег ушло на эти цели? Такие данные вряд ли появятся в печати. Хотя горожане имеют право знать о потраченных суммах, ведь мы являемся налогоплательщиками, живем в период гласности и открытости. В чем провинились 26 Бакинских комиссаров, когда улица, носящая их имя, вдруг стала называться – Магомеда Ярагского. Или другой пример: ул. Венгерских бойцов теперь носит имя генерала Магомеда Омарова. А ведь они в свое время пожертвовали свои жизни ради установления Советской власти в Дагестане. Это неоправданное и несправедливое решение.

Обычно имена улицам присваивают выдающимся личностям, кто оставил о себе яркий след. К такой категории можно отнести Кирова. Проспект, названный его славным именем, теперь именуются – Гамидова. Здесь невольно напрашивается вопрос: кого на кого поменяли? Заслуг у Сергея Мироновича в масштабе страны гораздо больше, чем у бывшего министра финансов Дагестана Гамида Мустафаевича. Но дело сделано. Как говорят: «Что имеем, не храним, потерявши – плачем».

Долгое время один из центральных проспектов Махачкалы носил имя Калинина. Михаила Ивановича, Всесоюзного старосту, знала вся страна. Именно он вручал в 1923 году за массовый героизм при строительстве канала Октябрьской Революции первый орден Трудового Красного Знамени Дагестанской АССР. Строительство Стеклозавода в городе Дагестанские Огни тоже связано с его именем. Зная эти факты, власти города поторопились переименовать этот проспект – на Имама Шамиля.

В центре города одна из улиц была названа в честь одного из первых космонавтов страны, дважды Героя Советского Союза, к тому же, почетного гражданина Махачкалы Андриана Николаева. Сейчас она носит другое название – братьев Нурбагандовых. Бесспорно, что человек, который удостоился звания героя дважды, по своему статусу выше того, который удостоился его один раз. На это никто из местных чиновников не обратил внимание. А жаль.

Одна из длинных улиц в районе Махачкалы – 1 была названа именем Орджоникидзе. Кому-то в голову пришла идея её вторую половину «пожертвовать» бывшему премьер-министру Дагестана Мирзабекову. На этом не успокоились. Улицу в итоге разделили на три части, последняя стала называться Кадырова. Наверное, такие чудеса свойственны только нашим чиновникам.

Со временем улицу Котрова тоже переименовали на – Ахмада Кадырова. Первый имел прямое отношение к нашей республике, будучи революционером отдал свою жизнь за её светлое будущее. А второй даже косвенного отношения к Дагестану не имел. Наверняка, тут сыграл свою роль тот факт, что он является отцом президента Чечни Рамзана Кадырова. И что, после её переименования, она стала лучше, краше? Вовсе нет.

Горожане не забыли, что Диагностический центр долгое время располагался на улице Казбекова. После смерти бывшего министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова она стала носить его имя. Солтансаид Казбеков, по сути, был третьим человеком в республике во время Гражданской войны, возглавлял Совет обороны Страны гор. Теперь в поселке Семендер прежняя улица Сулакская носит его имя. Почему нельзя оставить то, что было раньше?

В Махачкале немало улиц, которые не носят имен выдающихся личностей, деятелей культуры и искусства. Я не против, если переименуют Абрикосовую, Виноградную, Вишневую, Локомотивную, Трансформаторную на известных людей Дагестана. Улица Набережная в Редукторном поселке теперь носит имя Героя России Тулпара Мусалаева, который одним из первых получил это звание еще до начала Специальной военной операции на Украине. Вот это решение городских властей считаю обдуманным и правильным.

Один из красивейших проспектов нашей столицы был назван в честь Петра I. Теперь он поделен на две части: начало улицы носит его имя, а остальная – Героя Социалистического Труда Ильмутдина Насрутдинова. Многие горожане, как правило, по-прежнему употребляют первоначальное название. С этим ничего не поделаешь, никто не в состоянии им помешать.

Украшением города всегда был проспект Ленина. Относительно недавно его переименовали и теперь он носит имя Расула Гамзатова. Как говорится, у каждого времени свои герои. И все таки вождь мирового пролетариата имел больше заслуг, чем народный поэт Дагестана. То, что Национальная библиотека и Дагестанский государственный педагогический университет названы в честь великого дагестанца не возражаю, а искренне одобряю. А если завтра кому-то в голову придет ненавязчивая идея: снести памятник Ленину и вместо него установить монумент Гамзатову на центральной площади?

В свое время я был прописан на проспекте Карла Маркса, ранее он назывался Буйнакским шоссе. Теперь носит имя религиозного деятеля Алигаджи Акушинского. Маркс тоже, как и Ленин, считался вождем мирового пролетариата. Его имя было известно всему миру, он является одним из авторов труда «Капитал». А нашего дагестанца знал только узкий круг людей, связанных с религией.

Фридрих Энгельс был соратником Карла Маркса. Чья-то рука поднялась и на этого вождя: улица, названная его именем, теперь переименована на Героя России Абдулхакима Исмаилова, он один из тех, кто в 1945 году водрузил Красное знамя над Рейхстагом. Сейчас здесь поменяли номера домов, создав путаницу: таксисты по вызову и водители «Скорой помощи» затрудняются найти тот или иной адрес. Хотели лучше, а получилось как всегда.

Бойцы «Интербригады» обращались с просьбой к властям города, чтобы одной из улиц дали название «Народного ополчения», таких аналогичных улиц немало в других городах, в том числе в Москве. Хотелось, чтобы население Махачкалы и гости столицы знали, какую роль сыграл Сводный отряд в 1999 году в разгроме международных бандформирований, благоустроить улицу, держать её в чистоте и вести там воспитательную работу среди населения. Увы, этот голос не был услышан.

В газете «Дагестанская жизнь» от 13 июля 2023 года была напечатана статья заслуженного деятеля науки РФ, профессора Исхана Магомедова и члена Союза писателей России Игоря Бойкова под названием «Чума дерусификации». В ней говорилось об искоренении памяти о русском присутствии, как об одном из важнейших трендов в мировой истории последних десятилетий.

Они пишут: «Известия о переименовании городов, сноса памятников, поругании воинских кладбищ с начала 90-х годов ХХ века стали поступать из государств Восточной Европы и бывших союзных республик потоком. Тогда же начали последовательно вымарываться с городской карты улицы, названные в свое время в честь деятелей , имевших русские фамилии.

В Республике Дагестан ведется негласная борьба с русской культурой. Новейшая история на примере Украины явила нам красноречивую иллюстрацию того, к какому финалу способна привести культурная и ментальная дерусификация. Процесс перекодирования народа Украины в бендеровцев начался задолго до 2014 года, и он начался как раз со всевозможных сносов и переименований».

Как говорят: дурной пример заразителен. Наши потомки не простят нам сноса памятников и необдуманного переименования улиц выдающихся личностей. Трудно даже себе представить, если в скором времени кто-то выступит с инициативой о демонтаже памятника русской учительнице, которая обучала грамоте дагестанский детей. В глазах мировой общественности мы будем выглядеть варварами и вандалами.

В завершение поднятой нами актуальной темы хочется, чтобы в ближайшее время в городе появились улицы, носящие имена первого народного поэта Дагестана Абдуллы Магомедова и Ахмедхана Абу-Бакара, получившего первым в республике звание «Народный писатель Дагестана», а также генерал-полковника Эльдара Цогалаева (быший заместитель Командующего дальней авиацией СССР). Надеемся, что к концу нынешнего года на Университетской площади наконец-то установят памятник Джелал-Эд-Дину Коркмасову, строительство которого затянулось на 35 лет.

 

Гаджи Мирзаев,

член Союза журналистов России