В начале было слово

Сегодня миром правит информация. Грамотно вмонтированная в нужный контекст, она имеет силу оружия, а иногда может рядиться и в «правду», сейчас называемую «фейк.

Но чем добросовестнее изучаешь источники, тем больше убеждаешься в сомнительности всякого свидетельства вообще, а стало быть и подачи фактов.

…С историческими сведениями такое происходит сплошь и рядом. Появляются и исчезают документы, меняются данные. История же должна помогать познавать наше прошлое, а через него — настоящее и будущее.

Из нее, нельзя выбрасывать события, мнения, даты, отбрасывать плохое и оставлять хорошее, ничего не поделаешь, факт, как говорится и в Африке факт!

В наше тревожное время знать прошлое, чтить его, учиться у него – занятие дальновидное и необходимое, ибо оно убережет от  нравственного оскудения, от падения человеческих ценностей. В этой связи хочется особо отметить: самое дорогое и священное в этой жизни то что одно поколение передает другому память о былом, о людях, чьи дела и подвиги умножили славу Отечества и возвысили народ.

Все мы понимаем, что без знания правды ни у общества, ни у государства нет будущего. Без трезвого понимания истинного положения дел ни о каком развитии страны вообще говорить не приходится, но правда, как говорится глаза колет, она не всем по нраву.

К сожалению, во многом республика брошена на глумление нашим информационным вандалам. Известные трагические события августа 1999 года местами поставлены с ног на голову. Самое печальное во всем этом то, что некоторые чиновники и журналисты под видом объективного освещения событий, в угоду конъюктурным интересам, порой накручивают неверные данные, идет спекуляция, оболванивание народа, появляются псевдогерои, псевдоучастники…

Если вчерашняя война, когда еще живы солдаты, участники, ополченцы, так искажается что же нас ждет тогда впереди?!

Неоспоримо, каждый имеет право написать свое видение событий, но не в угоду же кому-то, поднимая его значимость и принижая участие других. Это недопустимо. Нужна объективность, нужна реальность: независимо свои — не свои люди.

Сейчас я не намерена описывать прошедшие военные действия, кто, где и когда воевал, вести счет раненых и убитых в боях, в том числе, кто из давно отрапортовавших прославился, получил чины и награды.

Последние годы в информационном пространстве – настоящий провал и ближе к августу идет восхваление тех лиц, которые в трагическое для республики дни находились вдали от родных краев. Конечно, были среди известных людей герои и перебежчики, дезертиры и трусы, навсегда оставшиеся с подмоченной репутацией, а в нашем обществе нет ничего страшнее этого. В Дагестане всегда ценится сила, отвага, смелость, мужество, ответственность, преданность, любовь к родине и родителям…

Да, конечно о той войне, о тех событиях издано немало книг, но в век интернета, к сожалению, многие издания не читаются. Бег времени невозможно остановить.

Одна из них издана в 2004г. «Дагестан 1999», автор Халина Гаджиева. В ней освещаются трагические события 1999 года, вызванные агрессией вооруженных международных экстремистов против Дагестана и России. В наш край пришла беда и она не знала ни времени, ни границ. Журналист Гаджиева пишет о книге: «…Она построена на материалах, взятых из рассказов и воспоминаний непосредственных участников и очевидцев тех событий. Пусть не останутся безымянные в этой войне с бандитами…»

Мое внимание также привлекла книга «Дагестан. Интербригада, август-сентябрь 1999г», автор – генерал-майор Асланов Шамиль Захрабович, возглавивший ополчение — Интербригаду, он — непосредственный участник и очевидец всех тех событий в тот нелегкий период для республики.

Эта книга находка для полного понимания и анализа происшедшего. Здесь больше реальности, больше объективности.

В книге с хронологической точностью описаны все события, дана правдивая информация, человек пишет не искажая и не умаляя чужие достоинства и свои невольные промахи, она – дань памяти тем дням и героям, чьими подвигами мы должны гордиться.

Мы знаем, что интересы побеждают на мгновение, а правда — навсегда.

Невозможно забыть жаркий август 1999 года. Это был кровавый месяц. Когда боевики вошли через Андийский перевал и спустились в села Ботлихского района, где по рассказам очевидцев, была некоторая растерянность, потому что там не было войсковых частей, их надо было подтягивать. Село за селом переходило в руки Басаева, а руководство республики опаздывало с принятием необходимых решений. По столице поползли разные слухи, одни страшнее других. Нарастали панические настроения. Кто мог поднять боевой дух, вселить уверенность, веру? А еще в такой критический момент, народ послушает только того и пойдет за тем, кто имеет авторитет. Нужно было обратиться к людям, промедление в таких случаях смерти подобно. И мэр города Махачкалы Амиров Саид Джапарович первым выступил по телевидению с обращением, сказав что Дагестан никто и никогда не завоевывал и никто его не завоюет: «Мы – мужчины, живы, мы есть! Если мы потеряем Дагестан, мы потеряем целостность России».

Саид Амиров нашел именно те слова, которые ждали люди: «Я, как глава администрации города Махачкалы, выражаю волю многонационального населения столицы, призываю добровольцев записаться в Интернациональную бригаду, для защиты конституционного строя и территориальной целостности Дагестана, в которой уже числится около 500 человек, они будут защищать столицу республики и помогать войскам в очищении нашей территории…».

Обращение Амирова дало особый толчок. Народ воспрянул духом и поверил, что вольная и кипучая натура дагестанцев никуда не исчезла, чтобы с ними ни делали, никогда они не превратятся в послушное быдло и не допустят, чтоб «чужой сапог топтал их Родину». Во всех районных центрах начали создаваться отряды ополчения.

Вот что пишет Шамиль Асланов: «Я могу сказать, что кабинет мэра в эти дни – августа-сентября 1999 года превратился в оперативный штаб».

Мы все знаем, что в первый день войны, глава города Махачкалы позвонил Казанцеву Виктору Германовичу, командующему Северо-Кавказским военным округом и спросил: «Чем вам помочь? Тот ответил: «Только едой, потому что ничего нет, солдаты голодные!». И за полдня Саид Джапапрович все организовал, отправили два полных КАМАЗа – хлеб, муку, тушенку.

Со времен Древнего Рима известно, что государство обязано делать три вещи: учить, лечить и защищать своих граждан.

В тот период Российская армия нуждалась в поддержке населения, она ее четко и ясно почувствовала у нас, дагестанцы выполнили свой гражданский долг.

Напутственная речь Амирова перед ополченцами волнительна и трепетна: «Уважаемые граждане, воины, дагестанцы! В тяжелые для Родины дни, когда враг угрожает свободе и жизни ее сыновей и дочерей, вы встали на ее защиту, отложив все срочные дела и заботы. Большинство из вас хорошо понимают, что впереди ждет нелегкий путь и тяжелое бремя ответственности за Дагестан, Россию, мы все уверены, что победим и Дагестан будет очищен от оккупантов и их пособников. Выполнять эту задачу, я бы сказал, миссию совместно с войсковыми подразделениями и МВД поручено и вам.

Народ Дагестана ждет от вас мужественных действий и стойкости. Судьба возложила на ваши плечи священный долг защиты Родины, который вам надлежит исполнить, перед лицом своих отцов и матерей. Несите его с честью. Будьте готовы ко всему и берегите себя! В добрый путь!»

Асланов пишет: «Любые совместные акции подразделений ВС, отрядов ВВ, ОМОНа и бойцов Интербригады, будь то охрана жизненно важных объектов столицы и ее пригородов, патрулирование улиц, несение службы на автодорожных постах, поиск и задержание подозрительных лиц, , специальные операции в зоне боевых действий вели к восстановлению пошатнувшегося единства Дагестана и Российской Федерации и приближали день и час разгрома банд экстремистов и их полного изгнания».

Вспоминая патриотов-ополченцев, не могу не назвать некоторые имена и среди них Муталимова Муталима Магомедовича, который проявил мужество еще в Афганистане и является сегодня командиром Интербригады. Не могу не вспомнить и моего земляка-кайтагца Магомеда Джамбуева, который со своими двумя сыновьями – известными спортсменами, нес службу на самых сложных участках. Шамиль Асланов о нем пишет: «Дважды совместно с командующим Булгаковым, подвергая жизнь своих сыновей смертельной опасности, на собственной автомашине побывал в селении Анди, где шли позиционные бои между бандформированиями и местными ополченцами». Бойцы Интербригады показали себя настоящими воинами и это результат всенародного патриотизма.

Сводный отряд оказал моральную помощь ботлихцам: жители района убедились, что вся республика поддерживает их в борьбе с врагом. Оставшиеся в Махачкале ополченцы вместе с ОМОНовцами и военными продолжали патрулирование по городу, осуществляли контроль над въездом и выездом транспорта, взяли под охрану жизненно важные объекты, которые, в первую очередь, могли попасть под удар террористов: детские сады, больницы, школы…

В разгар войны 1999 года в Дагестан прибыл Глава Правительства России Путин Владимир Владимирович, сразу полетел в Ботлих, хотя его отговаривали. Пообщался с жителями, военнослужащими, ополченцами, его приезд еще больше воодушевил дагестанский народ. Владимир Владимирович высоко оценил героизм дагестанцев в этой войне: «Видя, как дагестанцы защищают свою землю, свой Дагестан и Россию, я еще больше полюбил Дагестан и дагестанцев».

В своих воспоминаниях Шамиль Асланов пишет: «…Многие из нас недопонимают роль и значение тех событий, которые произошли. Это так кажется, что легко. Вы даже не представляете, что все эти 350 бойцов, которые со мной были, в один миг могли быть уничтожены». Справедливости ради надо отдать должное Саиду Амирову, такому волевому человеку, который сумел сплотить самые позитивные силы, самых настоящих дагестанцев, патриотов России и Дагестана, а ведь события могли бы пойти и по трагическому сценарию, а об этом знает каждый из нас.

В конце концов время, история, народ расставят правильные акценты, все станет на свои места, станет ясно, кто был прав, кто виноват, кто герой, а кто преступник. Мы знаем, правда в огне не горит и в воде не тонет, и как без корней нет здорового дерева, так без правды нет настоящей истории.

 

Патимат Тазаева