Флажолет длиною в жизнь

Юрий Степанович, у вас даже фамилия Гринько — мелодичная, звонкая такая. Видно, на роду вам написано связать свою жизнь с музыкой…

— Детские годы мои прошли в Каспийске. Родители не были представителями творческих профессий, но искусство любили. Старший брат играл на семиструнной гитаре. Это одно из самых ярких воспоминаний – они вдвоем с другом музицируют, а вокруг – и наша семья, и соседи радуются, все вокруг словно искрится и переливается. Вот тогда я и влюбился в гитару…

 

Когда так долго держишь инструмент в руках, он ставится твоим продолжением.

— Вы правы. Это такое полное слияние, симбиоз. Я и гитара – это один организм (улыбается).

 

Но вы не сразу стали профессиональным музыкантом.

— Да, после школы поступил в механический техникум. Как я теперь понимаю, сказался дух Каспийска, это был в ту пору город рабочих. Три года проучился, потом все же решился все изменить, понял, что я однолюб – музыка меня притягивала с такой силой, которой я не мог сопротивляться.

 

Даже неудачная попытка поступления в консерваторию не смогла вас заставить свернуть с пути.

— В 1963 году это было. Я поехал в Баку со своим другом Кулиевым. Сначала срезались оба. На следующий год он прошел. А я стал брать уроки у Евгения Сальникова, музыканта из Прибалтики, попавшего по распределению в Махачкалу. Чуть позже удалось приобрести гитару и усилители. Тогда же создал эстрадный квинтет. Несколько лет давали концерты, нас очень хорошо принимала публика.

 

Я слышала, вам довелось с самим Шолоховым встретиться?

— Да, была такая памятная встреча. В тот момент я жил и работал в Ростове, был музыкантом ансамбля в Доме офицеров. Туда приходили многие известные люди.

 

Но ваше желание учиться никуда не делось…

— В 1965 году поступил в Московский университет искусств, учился по классу семиструнной гитары, получил диплом с отличием.

 

Вы же могли остаться в Москве, наверняка вам предлагали.

— Да, были предложения, проработал я в столице год, но тянуло меня в Дагестан. Именно здесь хотел применить полученные знания. Вы понимаете, в мегаполисах есть кому учить ребят. А я убежден, что лучшее должно доставаться детям независимо от места рождения.

 

То есть вы еще будучи студентом решили, что пойдете преподавать.

— Да, одно дело самому владеть инструментом. Извлекать из него чарующие звуки, заставлять трепетать сердца. И другое – передавать это умение тому, кто впервые робко взял гитару в руки…

Когда вернулся в Махачкалу, дали мне возможность создать и возглавить кружок гитаристов во Дворце пионеров. Эта работа доставляла мне огромное моральное удовлетворение — что может быть радостнее, чем видеть, как твой ученик ставится виртуозом, побеждает на конкурсах.

 

Кстати о конкурсах гитаристов в Дагестане. Первый из них, насколько я знаю, состоялся по вашей инициативе.

— В 1971 году мы его провели, в тогдашнем клубе Госторговли. Я был и инициатором, и организатором. Потом с нашей легкой руки конкурс прижился, стал традиционным и смотр сельской художественной самодеятельности.

Ярким событием тех лет явилось выступление на Всероссийском фестивале фольклорных коллективов в 1973 году. Вы представляете, поначалу было 7500 участников. После отбора осталось 750. И из них наших – тридцать шесть! Почти месяц выступали дагестанские гитаристы на различных площадках Москвы. Везде – с большим успехом. Потом нас пригласили на Всемирный фестиваль во Францию.

 

Юрий Степанович, вы с таким воодушевлением об этом рассказываете. Испытываю белую зависть к тем мальчикам и девочкам, которых вы учили.

— Прямо вам скажу: я и в музыкальных школах работал, и в Управлении культуры, и в ДГТУ преподавал на факультете общественных наук, но главным и любимым для меня был кружок гитаристов.

Преподавание — такой процесс – как сообщающиеся сосуды. Дети меня вдохновляют, этот огонек в глазах, азарт, с которым они приступают к занятиям. А я делюсь с ними своим опытом, навыками, раскрываю секреты гитарного мастерства.

 

Говорят, что детей привлекает ваша доброта.

— Да, я для них друг. Это лучшая стратегия для наставника.

Я ориентировал их на классику, ставил высокую планку. Многие потом продолжали обучение в музыкальных училищах. Гарун Моллаев стал профессором Калининградской консерватории, Диляра Магомедова, Муса Шейхмурадов, Ирина Лапина – преподавателями в музыкальных школах.

 

У вас же и семья творческая.

— Моя супруга Валентина Васильевна преподавала по классу гитары в ДМШ №3 и музыкальном училище. Мы с ней ездили на конкурсы вместе. В 1983 году на Всесоюзном конкурсе гитарного искусства семейный дуэт Гринько вошел в четверку лучших. Нашу любовь к музыке унаследовал сын Юрий. Он тоже гитарист.

 

Вы не только музыкант, но и композитор.

— Как самодеятельный композитор я написал музыку к спектаклям Русского драматического театра им. М. Горького «Федерико Гарсиа Лорка», «Бешеные деньги», «Дядя Ваня» и другим. Кроме того — кантата для детского хора «Подвиг», песня «Махачкала» для детского хора.

 

Юрий Степанович, я понимаю, что не ради наград и званий вы работали 60 лет, но все же они — подтверждение заслуг.

— А я хотел бы добавить, что это в первую очередь свидетельство того, как относятся государственные структуры к людям искусства. Это стимул и мотивация. За заслуги в области культуры и многолетний добросовестный труд мне присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Дагестан».

 

Постскриптум

В эти дни Юрию Степановичу исполняется 85 лет. Хотелось бы надеяться, что эта значимая веха его биографии не останется незамеченной Министерством культуры Дагестана. Я, признаться, думала, что у него есть звание заслуженного работника культуры России. Маэстро его заслужил. Масштабы его деятельности давно перешагнули границы республики. Вся его жизнь без остатка посвящена подрастающему поколению. Тысячи подростков, среди которых были и так называемые трудные, приобщились благодаря ему к музыкальному искусству. Были созданы ансамбли гитаристов. Имена его учеников сегодня на слуху как педагогов и музыкантов.

В 2003 году Ю.С. Гринько как педагог дополнительного образования Дома детского творчества Махачкалы за большой вклад в дело воспитания подрастающего поколения отмечен Почетной грамотой Министерства образования и науки РД. Ансамбль «Классик» под его руководством в 2005 году стал лауреатом Московского фестиваля творческой молодежи «Молодежь за культуру мира» в номинации «Инструментальная музыка».

Ю.С. Гринько автор востребованных пособий: его «Трехгодичный курс обучения на классической шести струнной гитаре» впервые построен на основе произведений дагестанских композиторов.

Юрий Степанович сам разрабатывал положения для конкурсов, где неизменно бывал председателем жюри.

Можно долго перечислять его заслуги перед культурой. Отличник народного образования ДАССР Юрий Гринько – настоящий новатор. Ныне класс гитары есть в музыкальных училищах, школах. Ежегодно проводятся конкурсы гитаристов. А начиналось все с него – с его энтузиазма, горения, самоотверженности. Тот самый случай, когда пример одного послужил вдохновляющим началом для остальных.

Пользуясь случаем, искренне и сердечно поздравляем Юрия Степановича с 85-летием.

 

Тагират Гасанова