Служить людям

Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека

Антон Чехов

 

5 января 2023года ушел из жизни известный ученый, профессор ДГПУ Гарун Гаджикурбанович Буржунов.

Встреча с этим прекрасным ученым и замечательным человеком для меня духовно-нравственное приобретение, это подарок судьбы на моем жизненном пути. Он прожил свою жизнь честно, чисто, скромно у него высокая мораль и нравственность.

Встречаются люди , жизнь которых словно увлекательный роман. Это люди с железной волей, трудной судьбой, но не сдающиеся на ее милость. Я просто преклоняюсь перед такими личностями, восхищаюсь ими, это старшее поколение, которые сделали себя сами.

Я знаю эту семью не одно десятилетие, с удовольствием общаюсь с ними. Гарун Гаджикурбанович родом из Кулинского района. Его имя как крупного специалиста по русскому языку и методике его преподавания известно в Дагестане, и далеко за его пределами. Современный русский язык в условиях Дагестана является языком межнационального общения. Русский язык на редкость красив! Его плавную музыкальность чувствуешь, когда читаешь классиков, когда мыслям просторно, а словам тесно. Так удивительно, что выходец из высокогорного района стал превосходным специалистом в области русского языка. Конечно, в этом безусловная роль учителя русского языка и литературы в школе. Гарун Гаджикурбанович всегда с теплотой рассказывал мне о своей первой учительнице Новиковой Антонине Александровне, которая сумела заставить его полюбить русский язык и литературу. Он рассказывал мне что после учебы в школе он посещал литературный кружок, который вела его любимая учительница. Кулинский район — его родина, которую он очень любил, край суровый. Стремительные бурные реки несутся по горным ущельям, горные гряды возвышаются одна над другой, образуя гигантские причудливые нагромождения. Профессор много о ней рассказывал, вспоминая свое трудное детство, трагические события в семье. Его отец, Гаджикурбан занимался земледелием и животноводчеством, сам чабановал. Он не чурался никакой работы, это был настоящий горец-труженик, но приклеили ему ярлык кулака, отобрав у семьи все, даже одеяло, которым укрывались его маленькие младшие дети. Семья была большая, пятеро сыновей из-за трагедии в семье, самый младший из братьев убежал в лес от отчаяния, чтобы его съели волки, как потом он сам объяснил свой поступок. Воспитать пятерых детей было непросто, маму они потеряли рано и росли самостоятельными, помогая друг другу во всем.

Его старший брат, Абакар, в семнадцатилетнем возрасте ушел на войну, закончил полковую школу в Грузии, воевал, был ранен, с войны вернулся инвалидом. И с другим братом, младше себя уехал в Туркмению на заработки. Но судьба жестоко обошлась с ними, они оба погибли, угорев дома. Гарун, будучи подростком, средний из братьев один поехал в Туркмению проводить братьев в последний путь. Это было для семьи огромное горе. Девять классов школы Гарун закончил в родном селении, а в 1945 году он пошел учиться на второй курс Педучилища в Кумухе. По окончании которого был направлен в родное селение, где стал учителем начальных классов. Ученики полюбили молодого учителя за его энергичность, настойчивость, знания. Он постигал азы педагогического труда, размышляя над проблемами эффективности, результативности. Необычайно способный и честолюбивый во всем, что касалось науки и работы вообще.

Он всегда помнил заветы отца, помогал всем, где нужна была его помощь. Пришло время идти в армию и он три года служил в Западной Белоруссии. Руководство сразу заметило грамотного солдата, который прекрасно владел русским языком. В армии он закалился физически, возмужал приобрел навыки общения в большом коллективе и получил русскоречевую практику. Завершив службу в армии, он поступил в Пединститут им. С.Стальского на филологический факультет, так как мысли о путях облегчения школьникам процесса овладения русским языком не покидали молодого учителя. В 1957 году, завершив учебу, молодой учитель по распределению вновь попадает в свой родной район. Его умные, внимательные глаза, неторопливый разговор, взвешенность суждений, эрудиция, доброжелательность снискали ему уважение среди как педагогического коллектива так и среди учащихся. Работая в школе его не покидали мысли о науке, наверное так уж устроен человек, что без мечты, без цели ему жить невыносимо. Он ищет ее — путеводную звезду, которая дала бы смысл его существованию. Молодого учителя интересовала проблема усвоения русского языка в сельской, нерусской школе. И в 1960 году Гарун Гаджикурбанович поступает в аспирантуру Института национальных школ Академии Педагогических Наук СССР где избрал тему «Обучение русскому языку в лакской школе». Поселившись в общежитии в одной комнате с китайцем Сюй Лян Цаном подружился с ним. Эта дружба продолжалась до последних дней. Они переписывались, звонили друг другу, обменивались новостями в науке и мире. Профессор мне часто рассказывал о нем. Он был ему очень благодарен, так как научился трудолюбию, усидчивости, терпению. Его китайский друг возглавлял институт психологии и очень интересовался Дагестаном. Гарун Гаджикурбанович в 1963 году успешно защитил диссертацию, раньше срока окончания аспирантуры.

После защиты молодой ученый вернулся в родной институт вначале старшим преподавателем, а затем доцентом. А уже через три года он заведовал кафедрой русского языка. Спустя тринадцать лет Гарун Гаджикурбанович защитил диссертацию на соискание звания доктора филологических наук. Материалы диссертации были опубликованы в виде монографии. Его трудолюбие, настойчивость, любознательность, упорство в науке, самостоятельное изучение русской фонологии ему очень помогли в жизни. Профессор с большой теплотой и благодарностью вспоминал своих учителей, консультантов с которыми ему пришлось общаться. Это были гиганты советской языковедческой и педагогической науки. Гарун Гаджикурбанович яркий представитель русской учительской школы. Около пятидесяти лет Буржунов проработал в Педагогическом институте, занимая должность то декана, то заведующего кафедрой методики преподавания русского языка. Много лет он возглавлял диссертационный совет ВУЗа. Им подготовлено 2 доктора и 49 кандидатов наук. Диапазон его интересов был чрезвычайный широк, это и методика обучения русскому языку, и социологические проблемы функционирования русского языка и русско-дагестанского двуязычия и лакский язык. Дагестанская национальная школа обязана ему за его монографию по методике преподавания русского языка, школьные учебники по лакскому языку, учебно-методическую литературу для учителей русского языка. Время сейчас уже другое и у этого времени свои ценности, иные чем были когда-то.

Недаром Томас Манн говорил, что время — это драгоценный подарок, данный нам , чтобы стать умнее, лучше, и совершеннее.

Заслуги профессора Буржунова отмечены многими званиями и наградами. Он «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», «Заслуженный деятель науки Дагестана и России», имеет многочисленные почетные грамоты. Несмотря на высокие звания и награды он был очень прост в общении, отзывчивый, дружелюбный, душевный и очень достойный человек. Вечером, сидя за чашкой чая, мы беседовали о многих вопросах политики, философии, медицины. Супруга Гаруна Гаджикурбановича Анисат, моя коллега, врач-терапевт, гостеприимная отзывчивая, доброжелательная. Она была одной из лучших студенток нашего вуза, который окончила с отличием. Много внимания она отдавала семье, детям. Две дочери пошли по стопам отца, две других стали успешными врачами.

Семья, дети, дом, очаг! Велико значение этих слов. Семья для Гаруна Гаджикурбановича была высшей ценностью и он всегда придавал семье особое значение. Я думаю, что профессор Буржунов из числа редких и счастливых личностей. Он оставил о себе светлую и добрую память у всех кто его знал!

 

Тамара Габибова-Сафаралиева,

доцент ДГМУ