Большому кораблю – большое плавание

Круглая дата взрослого человека – это всегда повод для размышлений о прожитом, выстраданном обо всем, чем одаривает судьба каждого живущего на земле. Это также возможность решить для себя исчерпан ли ты до конца, остались ли еще силы, энергия приносить пользу людям, обществу.

Сквозь призму прожитых лет человек на многое смотрит иначе, воспринимая молодость, зрелость, как счастливое время, в котором удалось чего-то достигнуть, свершить, состояться, увидеть и узнать.

Человек научился видеть мир, то есть понимать его уникальность и бесконечную ценность.

Сегодня, в пору глобальных изменений, ни один даже самый проницательный ум не может предсказать будущее. Не зная перспективы в поисках опоры в важных вещах, мы все больше оглядываемся на прошлое, сверяем критерии, ориентируемся на цельные личности, такие как наш Тажутдин Бижамов, экс министр юстиции Дагестана.

Естественно, когда человек подходит к определенной дате, то принято вспоминать основные вехи биографии.

Безостановочное время оставляет в жизни каждого человека ощутимые следы. Вот и путь Тажутдина Тагировича был насыщен многими событиями героического и трагического характера.

Сегодня, когда старые ценностные ориентиры девальвируются под натиском масс-медиа, различного рода аккаунтов, интернет-сайтов, зачастую круша сознание людей, огромная часть нашего населения просто утратила навыки социального общения.

«Время воспоминаний» — книга о Тажутдине Бижамове заставляет нас задуматься, вспоминая прошлое, анализируя этапы жизни нашего общества и конкретного человека.

Книга представляет собой хронико-биографический очерк о жизни и деятельности видного государственного, общественно-политического деятеля, министра юстиции нашей республики Тажутдина Бижамова. Автор книги Руслан Гереев сумел полностью раскрыть образ и характер героя доходчивым языком.

«Люди – они как книги: буквы одни и те же, но содержание разное» – пояснял французский новеллист Ги де Моппасан.

У каждого человека свой характер, неповторимый образ, есть свое предназначение, но не каждому дано понять в чем оно. Тажутдин Тагирович видел свое предназначение в служении народу. Он прошел все ступени карьерного роста, показав себя вдумчивым, энергичным специалистом, профессионалом высшего класса.

Личность в моем понимании – человек, богатый идеями, претворивший их в дело и получающий признание общества.

Идеи должны служить народу, а воплощенные уже в жизнь должны делать ее достойной, красивой и правдивой. Без личности, без сильной идеи нет и глобальных действий.

Человек устроен так, что когда ему тяжело и грустно, он мысленно возвращается в прошлое. Его предки были зажиточными, попали под раскулачивание, у них все экспроприировали и сослали в Казахстан. В книге «Время воспоминаний» написано: «В 1934 году, когда их выселяли и отправляли в Казахстан без права взять с собой что-либо из имущества, в одной одежде, ей (его матери) было всего 29 лет, с двумя маленькими детьми на руках, и еще с 64-летней бабушкой. Людей этапировали в битком забитых вагонах-телятниках, привезли на суровые и холодные земли в Меркинский район Джамбульской области».

Эта тема мне очень известна, потому что и семью моей матери раскулачив отправили в Киргизию в 1936 году. У моей матери Султанат всю жизнь была незатухающая боль этого времени.

Да, люди пережили коллективизацию, депортацию, репрессии и прочие специфические ужасы. Жизнь каждого человека и миллионов в целом остро зависела от извилистых решений властей. Память словно сфотографировала надолго каждый день – трудный и горький его жизни.

Кто-то из мудрецов верно подметил, что в России нужно жить долго, чтобы увидеть, что натворила власть. Не зря в народе говорят: «Время – лучший судья».

И сегодня Тажутдин Тагирович с болью вспоминает о годах раскулачивания, репрессий и обида эта так и осталась занозой в сердце навсегда.

Было ли у него детство?! Воспоминания того времени – боль, утрата, потрясения… «Еще в детстве познав все тяготы жизни в далекой Казахской степи, и голод, и холод, он стал решительным и настойчивым, целеустремленным, знающим что такое справедливость, правда и честность, стал проявлять интерес к законам, к истории страны и судьбе народа».

Уже тогда он усвоил истину, если в состоянии – делай добро, не дожидаясь просьбы.

У Тажутдина Бижамова была одна надежда – возвращение в родной край – эта надежда была так слаба, как свеча на ветру – вот-вот и погаснет.

У земли родной особый запах, как особый запах матери. У меня уважение к человеку появляется от отношения его к матери, а у Тажутдина Тагировича к ней особая трепетная любовь.

«Мама пользовалась большим уважением и авторитетом среди родственников и сельчан, где мы жили, считались с ней за ее трудолюбие, за содержание семьи из четырех детей и бабушки, без отца – кормильца семьи. Все о ней очень хорошо отзывались и считались, приходили к ней за советом и старшие и младшие, она могла и убедить и помирить…». Читаю эти строки о его матери Апам, кажется, это все написано о моей матери Султанат.

И слезы невольно катятся у меня с глаз, от нахлынувших воспоминаний.

Тажутдин Тагирович пишет: «Я часто смотрю на портрет моей матери Апам, и думаю как трудно слагалась ее судьба. Наверное, никто не станет спорить, что каждому ребенку, да и взрослому человеку необходимо гордиться своими родителями – главой рода отцом, но для меня эту гордость помимо отца в еще большей степени представляет мама».

Читая его строки о матери, думаю, что мою статью можно полностью посвятить ей – той женщине, которая воспитала прекрасных сыновей, занявших достойные места в жизни. Нельзя не обратить внимание с какой теплотой и любовью Тажутдин Тагирович относится к своей жене Вазипат. Вот он говорит: «Вазипат – не просто тепло и уют нашей семьи, она всю жизнь была мне и моим детям сильной опорой. Работая экономистом, она воспитала пятерых детей. Сегодня все они уважаемые члены общества, и каждый на своем месте приносит пользу людям, передают замечательные, родовые традиции новым поколениям Бижамовых».

Многие считают важным в жизни найти человека, но только единицы знают, что важнее найти себя. Он нашел себя, он понял себя…

Сильный человек не тот, кто может наказать, а тот, кто может быть сильнее обид и сиюминутного раздражения, продолжать быть твердым, настойчивым, целеустремленным.

И те, кто до сих пор носит камень за пазухой, вынуждены признать, что от других больших и малых руководителей он отличается обязательностью: сказал-сделал. Жизнь переменчива и Тажутдин Бижамов никогда не забудет то, что случилось 1 ноября 1998 года – его арест. Об этом подробно написано в статье Багаутдина Узунаева «Как генерал Колесников брал генерала Бижамова» — Колесников, сфабриковав дело на меня, через подставных лиц со своей резолюцией направлял ложные материалы в редакции, а там, не разобравшись публиковали… Да, власть имела покорные СМИ, как барин – послушных слуг. Колесников напал как матерый волк со своей стаей.

«Ах, злые языки страшнее пистолета» (Александр Грибоедов).

Люди правильно говорят, чтобы победить врага надо изучить его оружие. Говорят в конечном счете Колесников уехал из Дагестана, сказочно обогатившись. Тажутдин Бижамов вспоминает, что сказал глава администрации Махачкалы Саид Амиров в тяжелые минуты его жизни: «Колесников и ему подобные подняли большой шум в Дагестане, а чем закончилось?! Много шуму из ничего!…».

Шуму он здесь наделал много, но ни одного дела до ума так и не довел. И в конце концов был уволен. Пора и нам научиться называть вещи своими именами.

Тажутдин Тагирович говорит: «Надо видеть даже во тьме свет. И никогда не сдаваться. Самый страшный враг не внешний, а внутренний. Если ты опускаешь руки, тебе уже никто не поможет».

Действительно, негативные мысли похожи на сорняки. Они будут расти до бесконечности, пока вы не повыдергиваете их все до одного. Да, некоторые люди, узрев соринку в чужом глазу, не замечают бревна в своем.

В принципе, любой человек, любая группа судят о малоизвестном ему событии, явлении как бы сквозь призму своих понятий. Отсюда риск оказаться непонятым друг для друга.

Итак, тучи ушли и опять засияли небеса, благодаря верным друзьям, которые искренне переживали за это недоразумение, за навет… Говорят: «Друзьями остаются те, кого с годами не сожрала зависть». И в конце концов жизнь измеряется не количеством денег, а количеством друзей. Где дружба, там и солнце теплее светит.

Вот что пишут друзья о Тажутдине Бижамове.

Профессор ДГУ Мустафа Билалов: «…Не гнушаясь черной работы, проявляя всегда сноровку и находчивость, демонстрируя лучшие качества во взаимоотношениях с людьми, Тажутдин не только получил высшее юридическое образование – забегая вперед — заметим в 1978 году 36-летний Тажутдин Бижамов получил степень кандидата юридических наук в Ташкентском государственном университете… Апогеем административной деятельности моего друга стала должность министра юстиции Дагестана в 1991-1999 годы. В эти годы реформ, а на самом деле – опасной политической нестабильности во всей стране, в особенности в Дагестане. Он построил работу Минюста так, чтобы законность и правопорядок стояли на страже целостности страны и проводил неутомимую практическую работу по проведению судебной реформы в республике…».

Другой его друг, профессор, доктор экономических наук Расул Кадиев пишет: «Тажутдин – активный участник общественной жизни республики и кумыкского народа. Его одинаково волнует судьба всего Дагестана, народов населяющих эту землю, свидетельством тому бесчисленное число друзей и товарищей всех национальностей».

Мой друг, народный поэт Дагестана Магомед Атабаев писал: «…а Тажутдину Бижамову было еще тяжелее, с детских своих лет он нес черное клеймо потомка кулаков, сосланных в 1934 году в Казахстанские степи, хотя отец его Тагир Бижамов, имея бронь от призыва, прямо из ссылки добровольно ушел на фронт. Участвовал с 1942 года во многих боях с фашистами, мужественно сражался в Сталинградской битве, дошел с боями до Польши и погиб смертью храбрых. Одна братская могила на чужой земле, политой кровью тысяч и тысяч наших солдат, навеки уравняла всех…».

Я думаю, что долг (преданность) – это главное его качество. Это есть часть истины, и когда нам удается достичь гармонии мысли, слова и дела, мы ощущаем мир и душевный покой.

У Тажутдина Тагировича острый ум, глубокая интуиция, высочайшая порядочность, дипломатическая остроумность, явно позитивный дух и здоровая душа – вот те его качества, о которых я могу сказать нашим читателям.

Как река, которая знает, куда ей течь, неустанно он шел по уже определившемуся пути, не сворачивая. Большому кораблю – большое плавание.

Говорит о нем можно очень, очень много, так как тема неисчерпаема, но, на все это не хватит формата одной газетной статьи.

 

Патимат Тазаева