СУЩНОСТЬ НАРОДНОГО ГЕРОИЗМА

«Герои гибнут лишь однажды,

а трус в минуту дважды»

 

 

Специальная военная операция России по защите справедливых интересов ДНР и ЛНР очевидно показала многолетние стремления Украины и опекающих ее стран к героизации фашизма и возрождению неонацизма.

Мужество и стойкость российских воинов сегодня очередной раз подтверждает общенародную истину о том, в чем именно заключается сущность настоящего героизма человека и гражданина, направленного на благо народов многонациональной Родины. Многие россияне, в их числе и дагестанцы ежедневно отстаивают интересы страны, проявляя мужество борются за свободу и независимость братских республик. Значительная часть российских воинов, в их числе и дагестанцы в бою награждены орденами и медалями, стали достойны звания Герой Российской Федерации и медали «Золотая звезда». Среди них старший лейтенант Нурмагомед Энгельсович Гаджимагомедов (посмертно), генерал-майор Эседулла Абдулмуминович Абачев.

Народы Дагестана гордятся своими мужественными сыновьями, а молодое поколение жаждет познать истину, в чем же заключается сущность настоящего героизма, где и как его проявлять.

В научно-политической, исторической и философской литературе явление героизма достаточно изучено. Осмыслению героизма применительно к жизни российского интеллигента посвящена работа русского философа С.Н. Булгакова «Героизм и подвижничество». Проблему героизма с точки зрения православия затрагивают в своих работах Н. А. Бердяев, А.И. Ильин и другие русские философы.

В конце XIX – начале XX века тема героя и героизма берется на вооружение российскими марксистами, которые пересматривают историю с позиции классовой борьбы, героическими в ней признаются те образы, которые отвечают идее революционного преобразования мира.

Здесь привлекают внимание работы Г.В. Плеханова «К вопросу о личности в истории», Ж.П. Лафарга «Образование героического идеала»; А.В. Луначарского «Героизм и индивидуализм».

Этическая и эстетическая стороны трудового и воинского героизма представлены в работах Д.А.Волкогонова, В.С.Мовчан, Ф.А.Селиванова, В.П.Шестакова, И.М.Сушкова, А.Я.Осадчего, Н.И.Кияшенко, Г.А.Кучеренко, Ю.Б. Борева и других ученых.

Определенный интерес для формирования дагестанского героизма представляют работы А.А. Ахлакова, А.А. Потебни, А.Ф. Лосева, А.А. Тахо — Годи, где выявлено место образа героя в мифе и эпосе.

Знакомство с различными источниками позволяет получить определение данного социально-психологического феномена. «Героизм – это «самоотверженная борьба народов, классов, индивидуумов, отвечающая прогрессивным потребностям исторического развития, высоким идеалам, осуществляемая с полным напряжением духовных и физических сил, смело, храбро, бесстрашно, мужественно, стойко, вплоть до самопожертвования».

Для понимания народного героизма неоценимое значение имеют элементы социально-культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в народном сознании и поведении в течение длительного времени. В качестве таковых выступают общественные устои, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, веками перешедшие в народные традиции.

Героические традиции, как концентрация трудового, военного опыта, передаваемого из поколения в поколение, представляют из себя сплав эпического героического прошлого и ближайшего настояшего народов России, форм, правил, обычаев борьбы с врагами Отечества. В традициях выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из поколения в поколение.

К наиболее важным героическим традициям народов России можно отнести: беспредельная преданность народу; взаимопомощь и взаимовыручка; непримиримость к врагам Отечества; гордость за принадлежность к славным Российским Вооруженным Силам, верность общественному, воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, интернациональная помощь всем народам Отечества, высокий гуманизм поступков, первенство в труде, трудовые достижения в честь выдающихся дат, юбилеев и многие другие.

Их отличительная черта заключается в том, что все они основываются на повышенной социальной, нравственной активности людей, являются основой развития и безопасности нашего общества.

История российского государства располагает немеркнущими традициями воинского героизма. Таковы подлинные традиции героизма, проявленные российскими воинами под предводительством Александра Невского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, полководцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.В. Кутузова, а в годы Великой Отечественной войны под командованием И.Д. Черняховского, И.Х. Баграмяна, С.К. Тимошенко, К.А. Мерецкова, А.М. Василевского, Р.Я. Малиновского, И.С. Конева, В.И. Чуйкова, К.К. Рокоссовского, Г.К. Жукова и других.

Историко-документальные материалы позволяет видеть, что одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии, где присутствовали такие непреходящие ценности, как воинская честь и воинский долг, система воспитания этих прекрасных качеств у российских солдат и офицеров, ставшая основой русской военной педагогики.

В российской армии и флоте на протяжении истории зародились такие славные традиции воинского героизма, как: стоять насмерть в боях за свою Родину, дорожить честью своего полка, выручать друг друга от врага, оберегать от опасности командиров; верность боевому знамени; взаимная выручка в бою, боевая дружба и т.д.

Неотъемлемой частью российских традиций воинского героизма являются традиции народов нашего многонационального государства, в их числе и традиции, присущие народам многонационального Дагестана.

Подвиги дагестанских героев, их воинское мастерство, отвага, беззаветная верность в дружбе, вольнолюбие, гордость, чувство собственного достоинства, ненависть к врагу, любовь к Родине воспевались народом в устно-поэтическом творче­стве, в героико-патриотических песнях и сказаниях о разгроме иноземных захватчиков — полчищ иранского шаха Надира (аварские, даргинские, лакские, лезгинские), «Песня о богатыре Шарвили», «Песня о герое Муртазали», «Песня о Парту Патима», «Песня о героизме горцев в битве за Ущелье Ая-Кака», «Песня про Имама Шамиля и его храбрых наибах Хаджи-Мурате, Бук-Магомеде Казикумухском, Магомед-Мирзе из Ашильта и др.

Народы Дагестана сложили о героях пословицы и поговорки: «Не рожайте женщины трусов», «Сын памятник отцу», «Лучше быть вдовой героя, чем женою труса», «Путь герою в рай», «Лень не родит героя», «Герой умирает однажды, а трус тысячу раз», «Чем без чести жить-корпеть, лучше с честью умереть», «Джигит умрет — слава живет», «Храбрец сохраняет аул», «Богатырь узнается, когда наступает время».

Героизм в народной педагогике проходит в разных сферах и приобретает разные формы, для достижения цели – героико-патриотического воспитания подрастающего поколения народ применяет самые доступные средства, формы, методы и приемы воздействия на сознание и поведение человека. Народной педагогике Дагестана присущи такие средства, формы и методы активизации героического сознания, чувств и поведения человека, как: героико-исторические песни, героико-патриотические обращения, клятвы, кодекс правил мужественного человека, особенности соблюдения горской (воинской) чести, идеи и взгляды народных мудрецов на героизм и героическое и другое.

Содержание героических произведений народов Дагестана отражает заветы богатырства, лежащие в основе дагестанских понятий «герой» и «героическое», представляющие собой эстетический и этический идеал героев, их физическое и нравственное кредо.

Первый завет богатырства — это любовь к своему народу, постоянная готовность прийти к нему на помощь, стать на его защиту.

Второй завет богатырства – это деятельная помощь своим боевым друзьям, своим товарищам, соратникам.

Третий завет богатырства — воинская доблесть.

Четвертый завет богатырства — это забота о своей чести, высокое сознание своего достоинства.

В формировании героического сознания и поведения детей особая роль в дагестанской семье принадлежит отцу. Он использует методы, приемы и средства, преодоления страха у детей, формирования воли и стойкости в суровых условиях жизни и деятельности человека, что часто встречающиеся в историко-культурологическом и педагогическом арсенале дагестанских отцов.

Достаточно ярко характеризует мужественность и стойкость дагестанца Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов:

Трусоватого мужчину

Если встретишь где-нибудь,

Знай, что он не дагестанец,

Не из Дага держит путь.

Дагестанские мужчины

Мелкой дрожью не дрожат,

Своей доблестью и честью

Больше жизни дорожат!

Знай же, друг, что это племя

Выражает существо

Дагестанца, дагестанки,

Дагестана моего!

 

С вхождением в состав России дагестанские традиции воинского героизма еще более обогатились героическими традициями русского и других народов Российского государства, стали ярким примером образцового проявления во многих экстремальных ситуациях жизни и деятельности наших народов.

В полной мере героический характер воинской деятельности раскрылся в Советской Армии. Высокая боевая активность советских воинов в единстве с их идейной убежденностью, безграничной любовью к своей Родине, верностью великому долгу с другими морально-боевыми качествами являются основой героизма. Важнейшими традициями воинского героизма фронтовиков были: беззаветная преданность Родине и народу, любовь к своей Отчизне, уверенность в победе над врагами Родины.

Одной из особенностей воинского героизма является его предопределенность характером и содержанием деятельности военнослужащих. Готовность к подвигу для воина является нормой поведения, необходимым элементом его боевой характеристики.

Другой существенной особенностью воинского героизма является насильственный характер разрешения противоречий, которые возникают в ходе боевой деятельности.

Особенность воинского героизма заключается также в том, что необходимость героического поступка часто предрешается волей командования, определяется приказом, который в значительной мере (иногда в решающей) направляет личность, расчет, экипаж, комплекс маршрутом подвига.

Героико-патриотическая деятельность русских, советских и дагестанских воинов в годы Великой Отечественной войны позволяет отчетливо выделить устойчивые формы проявления воинского героизма. К ним можно отнести такие формы воинского героизма, как: заслонение тела командира, друга, коллеги от вражеской пули, закрытие дзота собственным телом для обеспечения наступления войск, поднятие залегших солдат в атаку на врага, нанесение тарана вражескому самолету, рукопашная схватка с вражеским взводом, направление горящего самолета, танка, машины на вражеский эшелон, пуск под откос вражеского эшелона, вызов огня на себя и т.д.

Эти и другие формы воинского героизма, как специфический компонент морального фактора, дают возможность усиливать оптимистическую тенденцию в сознании людей, позволяют им в самой трагической, сложной обстановке сохранять веру в себя, свои силы, в будущее, в окончательную победу над врагом. Способность к героическому не формируется сама по себе, она воспитывается всей системой воспитательной работы, всем социальным и моральным укладом общества.

Наблюдения, опросы свидетельствуют, что многие педагоги и воспитатели (особенно молодые) трудно разбираются в народных героических традициях, путают их. В анкете: «Какие народные героические традиции вы знаете?» 90% указали только праздники, около половины опрошенных затруднялись назвать героические и патриотические традиции не только нашего отечества России, но и дагестанских народов, занявшие достойное место в историко-культурном наследии государства и Республики Дагестан.

Опросы бывалых старожилов, родителей, общественности показывают, что в вопросе воспитания учащихся на героических традициях народа нет единства семьи, школы и общественности, что в заданные традициями ситуации дети зачастую включаются стихийно.

В этой связи приходится констатировать: без развития понимания и любви к героическому прошлому Отечества и родного народа, без глубокого осмысления сущности и смысла народных традиций воинского, трудового и обыденного героизма невозможно правильно воспринять социальную сторону патриотизма.

Педагогическая теория и практика говорят о том, что наиболее оптимальным возрастом героико-патриотического воспитания является старший школьный возраст — период выработки мировоззре­ния, убеждений, характера и жизненного самоопределения, время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности.

Беседы со старожилами и ветеранами педагогического труда подтверждают, что именно старшеклассники более всего оказались восприимчивыми и отзывчивыми на нужды и чаяния народа и Отечества в самые суровые для Родины годы Великой Отечественной войны:

-старшеклассники вместе со своими учителями единым коллективом записывались в добровольцы и уезжали на фронт;

-объединялись в тылу в молодогвардейские отряды и наносили неожиданно молниеносные удары по немецко-фашистским захватчикам;

-становились у станка, выходили на поля, чтобы обеспечить фронт оружием и продуктами;

— более всего проявляли интерес, гордились героизмом советских воинов и стремились им подражать;

-сотни и тысячи старшеклассников, оказавшись на фронте, сами проявляли героизм и мужество, присущее достойному мужу-освободителю Отечества.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное нужно отметить:

  1. Для правильного понимания народного героизма неоценимое значение имеют элементы социально-культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в народном сознании и поведении в течение длительного времени. Таковыми выступают социальные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи и обряды, традиции, как образцовые, веками закрепившиеся в сокровищнице народной педагогической культуры.
  2. Наиболее важными героическими традициями народов России, в том числе и Дагестана, являются: беспредельная преданность народу; непримиримость к врагам Отечества; верность общественному, воинскому долгу; готовность к самопожертвованию; гордость за принадлежность к славным Российским Вооруженным Силам; взаимопомощь и взаимовыручка в труде и бою; интернациональная помощь всем народам Отечества; высокий гуманизм героических поступков; первенство в труде и трудовые достижения в честь выдающихся дат, юбилеев и многие другие.
  3. Для эффективного формирования героико-патриотического сознания учащихся важно учесть все факторы, восполнить пробелы, связанные: с недостаточной адаптацией нормативных документов, учебников и учебных пособий с максимальным учетом российского многонационального героико-патриотического наследия; представить в учебно-методических пособиях по общественным, гуманитарным и культурологическим дисциплинам четкую модель формирования героико-патриотического сознания у старшеклассников; подготовить учителей и классных руководителей к целенаправленной деятельности по формированию у учащихся героико-патриотического сознания.
  4. Сегодня во всей системе образования и воспитания учащихся в школе акцентуацией внимания должно стать все героическое в истории Российского государства и многонационального российского общества. Нужно выявить, систематизировать и освещать на уроках и воспитательных мероприятиях духовные мотивы, формы и методы, проявленные поколениями наших дедов и отцов, героических свершений на благо общества. Нужно систематизировать и рекламировать в СМИ все имена и фамилии, кто отмечен государством за проявление героических свершений в области науки, космонавтики, образования, культуры, здравоохранения, народного и сельского хозяйства, в воспитании детей — достойных граждан нашего многонационального государства – России.

 

Шайдабег Мирзоев,

зав. сектором педагогики ДНИИП,

профессор