Певец и борец за свободу народа

Есть личности, имена и деяния которых остаются в памяти народной на века. К их числу принадлежит Мирза Калукский, который жил и творил в конце XVII – первой половине XVIII вв. В истории дагестанских народов это был тяжёлый период, когда на господство Дагестаном претендовали Иран, Турция и Россия и с этой целью на край совершали разрушительные походы иноземные завоеватели.

Дагестанская литература XVII -XIX вв. на арабском языке испытывала общее влияние средневековой арабской литературы. Время, когда творил Калукский, — это, по выражению академика Ю. Крачковского – «период второй волны арабского влияния на Кавказе». В XVII-XVIII вв. табасараны, как и остальные народы Дагестана, создали литературу на арабском языке, которая выросла на местной почве и отражала события локального характера.

Творчество Калукского тесно связано с социально-экономическим развитием края, борьбой горцев за свою независимость. Его творчество – значительное явление, как в табасаранской, так и во всей дагестанской истории и литературе.

Калук Мирза – доблестный воин, талантливый поэт, основоположник табасаранской литературы, мыслитель, полководец и дипломат того времени, особо выделяется среди патриотической когорты отважных сыновей Страны гор того времени своей мудростью, полководческим даром, прозорливостью и широким мышлением.

Мирза Калукский сочинял песни и пел их. Многие его песни стали народными, и, наоборот, свои лучшие песни народ связывает с именем Калукского, хранившего в памяти народные песни. Он и его песни пользовались большой популярностью в обществах и владениях Табасарана. В XVII-XVIII вв. Табасаран распался на владения майсума и кадия, последние в свою очередь делились на бекства. Часть территории Табасарана распадалась на союзы сельских обществ — Нитриг, Калук, Суак, Дирче и др. Жители одних табасаранских обществ поэта называли Мирзой Калукским, другие -Ваникским.

Родился Мирза в бедной узденской семье в 1697 г. Жил он трудовой жизнью народа. Многогранно поэтическое творчество Калукского. В своих стихотворениях он призывал узденей на борьбу с майсумами, кадиями, которые посягали на имущество и свободу жителей сельских обществ. В стихотворении «Ответ хану», которое представляет собой послание, Калукский не только осуждает табасаранских майсумов, беков, сравнивая их с людоедами, но и предупреждал их за последствия античеловеческих действий.

Что же это за ханы, беки —

Нескончаемый поток бедствий?

Издеваясь над людьми,

Злорадствуют аждахи.

Мирза Калукский выступал против жестоких, жадных притеснителей, выражал и защищал интересы узденей.

Поэт писал:

Оставь узденей в покое!

 Если ты разожжешь огонь,

 На нем будет жариться из тебя шашлык.

В стихотворении звучит суровое предостережение хану, если он не образумится, не одумается, его ждет расплата. Поэт глубоко сочувствует труженику, описывая его горести и думы.

Большое место в лирике Мирзы Калукского занимает тема любви и свободы. Об этом свидетельствует стихотворение «Счастливый соловей». Соловей — влюбленный, он счастлив, не знает ни горя, ни бед — всего того, что испытывают люди. Песня соловья — радостная песня: он поет о солнце, о любви. Зимой улетает в теплые страны, весной возвращается в горы. У него есть своя любимая. Поэт радуется счастью. Соловей — для него символ высокой любви. Калукский пишет:

За всех за нас звени же ты,

Мой брат — счастливый соловей.

Ты выбрал милую уже?

Так свей гнездо, где по душе,

И пой о солнечном луче,

Мой брат — счастливый соловей.

Калукский горячо любил свой народ, а также был поборником дружбы народов Дагестана. В своих произведениях он призывал дагестанских горцев жить в мире и дружбе. Значительное место в творчестве Калукского занимает тема борьбы против иноземных завоевателей. Как известно, дагестанские народы подвергались беспрерывным нашествиям иноземных завоевателей.

В 30- 40 гг. XVIII в. иранские захватчики неоднократно совершали походы в Табасаран. Сохранились легенды и предания, связанные с борьбой местных жителей против полчищ Надир-шаха. Борьбу жителей Табасарана против грозного завоевателя возглавил Мирза Калукский. Когда полчища Надир-шаха вторглись в Дагестан, Калукский призвал народ подняться на борьбу с кровожадным тираном.

Летом 1741 г. в Табасаране произошло одно из крупных сражений – Дюбекское. В стихотворении «Зов к народу» поэт пишет:

Эй, милый мой Табасаран,

Родные мои сограждане!

Шах Ирана — немой Надир,

Ненавистный враг идет на нас.

Встанем все, как один,

Как горные смелые львы.

Тот, кто подчинится врагу,

Пусть не выйдет на поле битвы.

Народы Дагестана, как братья,

Сплотятся в единую семью:

Аварцы, лезгины, даргинцы и лакцы –

 Братья все помогут.

На борьбу с иранскими полчищами Мирза Калукский призывает народ и в стихотворении «Кегер» («Аргамак»), посвященном лошади.

Зовет нас сегодня родная страна,

Как плачущий на груди ребенок зовет свою мать.

В битве будем рядом, как братья.

Пришло время защищать Родину, Кегер!

Страшный день пришел.

Видимо, судьбе хотелось нас испытать,

Уничтожим Надир-шаха войска дотла,

В тяжелых боях за Родину, Кегер!

Ноги твои такие же, как у пахлевана,

В глазах твоих огонь борьбы пылает.

Сокрушая врага, покажи себя в бою,

Калукского Мирзы ты мускул, боевой Кегер.

Мирза Калукский возглавил отряды против завоевателей, не только защищая территорию Табасарана, но и остальные общества, владения Дагестана. Он возглавил отряд табасаран, двинувшийся в 1741 г. в Андалалскую долину, с целью разгрома полчищ Надир-шаха. Дагестанские горцы выиграли это сражение. Потери горцев были значительными. Погиб в этом сражении и Мирза Калукский.

Но песни обессмертили Калукского. Они передаются из поколения в поколение, потому что Калукский сумел постичь народно-поэтические традиции. На основе анализа социальной структуры табасаранского общества, он создал реалистические образы представителей разных слоев общества, выразил любовь к крестьянину-узденю и заклеймил позором майсумов, беков, призывал народ к дружбе, а также совместной борьбе против завоевателей.

Известно, что каждая национальная литература развивается, опираясь прежде всего на собственные художественные традиции. Однако это не значит, что она не испытывает влияния культур соседних народов. Народы «в области культуры всегда были в общении друг с другом» (Конрад Н.И).

На творчество Калукского определенное влияние оказала поэзия дагестанских и азербайджанских поэтов. Табасараны находились в разносторонних связях с лезгинами, азербайджанцами, аварцами, лакцами, даргинцами, кумыками и другими народами. Калукский обретает большую славу у различных народов. Его творчество полностью не собрано. Исследователи располагают всего лишь некоторыми произведениями поэта, сохранившимися только в устной передаче народа. Несмотря на это, творчество Калукского оказало влияние на поэтов, писателей последующих поколений.

Рано заинтересовала меня личность Мирзы Калукского.

Впервые о нём я узнал в годы учебы в школе от учителя родной литературы и затем от старожилов. В годы учебы на историческом факультете Даггосуниверситета при написании дипломной работы на тему: «Социально-экономическое развитие Табасарана в XVIII- нач. XIX вв.» мной были собраны и использованы сведения, связанные с борьбой жителей Табасарана против иранских завоевателей под руководством Калукского. Ценные материалы о Мирзе Калукском мне сообщили жители с. Чере Хивского района Мурадханов Курбан, с. Хапиль Пирмагомедов Гюльмагомед, с. Татиль Гаджикерим Абдурахманов и др.

Обобщив собранные сведения об этой многогранной и героической личности, далее предстоял анализ имеющихся материалов, установить дату рождения и смерти поэта. Здесь необходимо отметить, что неоценимую помощь в этом мне оказал арабист Г. Садыки — доцент Даггосуниверситета, который в течение десятилетий собирал арабские рукописи в аулах Дагестана, в том числе Табасарана и располагал сведениями об ученых и поэтах Табасарана.

В годы учебы в аспирантуре Института ЯЛИ Дагфилиала Академии наук СССР, затем в должности уже научного сотрудника указанного Института и ученого секретаря Дагфилиала АН СССР, я продолжил свой поиск, опубликовал ряд статей на страницах газет и журналов, подготовил теле- и радиопередачи о Калукском.

В связи с 255 – летием гибели Калукского в борьбе с полчищами Надир-шаха 10 февраля 1996 г. на страницах газеты «Дагестанская правда» была опубликована статья, посвященная поэту – воину. В брошюре «Ученые, патриоты, поэты Табасарана», изданной в 1996 г. деятельности Калукского также посвящена статья. Очередная статья о поэте опубликована на страницах газеты «Табасарандин нурар» («Зори Табасарана») от 27 февраля 1996 г. Кроме того, очерки о деятельности Калукского опубликованы на страницах журналов: «Сокол» № 11-12, 1996 г. и «Женщина Дагестана» 1997г. № 2. В частности, в 1997 г. журнал «Сокол» № 9-10 опубликовал фотографию поэта – воина, реконструированную на основе преданий знатоков – старожилов. Очерк о Калукском опубликован и в книге «Из истории табасаран» Махачкала, 2002 г.

Учитывая поэтические дарования и подвиги Калукского в борьбе против полчищ Надир-шаха в 1999г. я обратился в администрацию Табасаранского района, о проведении мероприятий, связанных с борьбой табасаранского народа против иранских шахов и об установлении памятника Мирзе Калукскому.

В осуществлении задуманного большую роль сыграли мои творческие контакты с известным дагестанским скульптором Г.Н. Гейбатовым. Долгие беседы с ним об истории, культуре Табасарана в скульптурной мастерской, определили путь к монументальному воплощению образа замечательного поэта-воина XVIII в.

Личность Мирзы Калукского заинтересовала скульптора. Представленные мной материалы для ее изучения, а также мои беседы о жизненном пути поэта подводили скульптура к поиску пластического воплощения образа. В процессе создания памятника многое изменялось, корректировалось. Большое внимание уделялось национальной одежде поэта, стремясь сохранить неповторимость этой личности.

18 октября 2002 года в селении Хучни Табасаранского района состоялось торжественное открытие памятника поэту – воину Мирзе Калукскому. На это торжество прибыла правительственная делегация во главе с Председателем Госсовета РД М.Магомедовым «Торжественное открытие памятника известному поэту- воину XVIII века Мирзе Калукскому, — сказал глава республики Магомедов, — стало своего рода принятием эстафеты традиционного праздника поэзии «Белые журавли», символизирующего непреходящую память о сыновьях нашей Отчизны, отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины».

На торжественном митинге, посвященном открытию памятника Мирзе Калукскому выступили также глава администрации Табасаранского района Н. Шихмагомедов, народная поэтесса Дагестана Фазу Алиева, автор памятника народный художник РФ и РД, скульптор Г. Гейбатов, ветеран труда Р. Курбанов и другие.

Памятник Мирзе Калукскому, поборнику дружбы народов, воспевшему в своей поэзии трудовую жизнь народа, ярко отразил духовное величие и красоту горца, гуманистическую направленность образа.

Установленный на древней табасаранской земле, памятник стал напоминанием будущим поколениям о собственной национальной истории и культуре.

Творчество Калукского, его подвиги получили освещение в романах Багира Раджабова «Тайна чести», Шапи Казиева «Крах тирана» и др. В историческом романе «Тайна чести» известный поэт и прозаик Б.Раджабов показал роль Мирзы Калукского в объединении горцев против полчищ Надир-шаха и разгроме их.

9 октября 2021 в с.Хучни состоялась научно-практическая конференция посвященная 280-летию разгрома полчищ Надир-шаха в битве у селения Дюбек. Участники конференции рекомендовали администрации Табасаранского района периодически отмечать «День Мирзы Калукского», а также учредить значок «Калук – Мирза-поэт-воин».

Наши современники гордятся Мирзой Калукским – поэтом-патриотом, певцом справедливости и любви.

 

Магомед Гасанов