ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДАГЕСТАНЦЕВ

От уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как «Экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путем пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства

В современных условиях человечество все сильнее и чаще ощущает на себе влияние экологического кризиса. Поэтому для настоящего и перспективного благополучия и развития мирового сообщества нет более чрезвычайно острой и значимой проблемы, чем проблема безотлагательного возрождения, соблюдения и сохранения исторически апробированной веками созданной народной экологической культуры.

Она накапливаясь по крупицам веками, тщательно отбиралась, систематизировалась и надежно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, загадках, пословицах и поговорках и более всего в тщательно и осмысленно подобранных рациональных средствах, формах и методах бережного отношения к обеспечивающим жизнедеятельность человека природным ресурсам.

В дагестанскую культуру, впрочем, как и в культуру разных народов, входит все, что с древних времен и до наших дней создали своими руками и умом народы Дагестана. Народная экологическая культура включает в себя природоохранные традиции и отношения к окружающей среде, опыт ценностного отношения народа к природе, народную мудрость, отраженную в словесных и практически результативных средствах образования и воспитания.

Как известно, понятия «мой дом», «мое жилище» как правило, горец распространял на землю, на которой он живет, которой кормится. И его отношение к ней было соответствующим — как к отчему дому, родному очагу. Это отношение он передавал и своим детям. Для народа настоящий труженик и семьянин немыслим без таких нравственных черт, как бережное отношение к каждому кустарнику, дереву, зверьку, роднику, забота о домашних животных. Мне лично в детстве не раз приходилось видеть, как косарь, при быстрой косьбе случайно «ранивший» молодой кустик, сердечно извинялся перед ним, как перед обидевшим человеком, упрекал себя за торопливость и «перевязывал рану», чтобы более не наступала на него человеческая нога, кустик кругом обкладывал камушками. Это был открытый урок бережливости и гуманизма для детей и всех присутствующих тут молодых тружеников.

Реальное значение в жизни и деятельности человека, как мы знаем, имеет умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Народ очень бережно относился к проблеме сохранения природных ресурсов для будущего поколения. Вот лишь некоторые народные способы бережного отношения к природе: при заготовке дров на зиму в лесу можно было рубить только больное и старое дерево. Были леса, рощи, которые вообще нельзя было трогать — они считались священными.

За рубку дерева, даже молодого саженца, родители провинившегося ребенка раньше платили джамаату штраф — начиная от овцы, кончая быком. А рубка плодового орехового дерева категорически запрещалась и наказывалась штрафом в тройном размере. Перед глазами детей было множество положительных примеров взрослых, оберегающих, украшающих природу: создающих террасы на крутых склонах, где невозможна обработка даже с помощью плуга, использующих самые маленькие участки по берегам рек и речек, окультуривающих в лесу дикие деревья.

Использование народных знаний на уроках в средней общеобразовательной школе помогает учащимся глубже узнать природу. Так, например, праздник первой борозды, как одна из образцовых форм бережного отношения к природе, и по сей день существует у многих народностей Дагестана. Этнографы описывают этот праздник как особо значимый для жителей сельской местности, так как от организации и проведения этого обрядового праздника, по их мнению, зависела урожайность года.

В назначенный день с утра в доме устроителя праздника или на сельской площади собирались в одних селениях только мужчины, в других все жители села, без различия пола и возраста для угощения. После угощения в доме первого пахаря, вызвавшийся проводить праздник в будущем году, получал от него пирог в сопровождении таких пожеланий: «Да не будет засухи, да будет урожай хорошим, а люди здоровыми! Пусть будет счастье и мир! А ты сам да будешь здоров и удачлив». При выходе первого пахаря из дома в спину ему горстями бросали муку. Когда процессия шла по селению, женщины из домов поливали ее водой, произнося при этом заклинания: «Да будет лето масляным, а осень богатой», «Да будет путь ваш добрым, да постигнет вас удача, да уродится поле, да будет достаточно влаги, да будут сенокосы в густых травах».

Выйдя на пашню или заранее выбранный пахотный участок земли, предусмотренный для посева пшеницы у селения, пахарь, иногда вместе с ним и почетные старики проводили несколько борозд, что сопровождалось выражением присутствующими пожеланий такого рода: «Да наполнятся кувшины бузой», «Да полнится пашня всходами», «У кого в руках ярлыга, у того да будут овцы в изобилии», «У кого в руках рукоять плуга, у того пусть уродит обильно пашня».

Таким образом, праздник первой борозды открывал хозяйственный год и в качестве такого обставлялся целой серией магико-символических действий, призванных обеспечить и усилить производительные силы природы и человека.

Воспитание экологической культуры личности невозможно вне исторически сложившихся народных ценностей. Знакомство юного поколения с такого рода обрядовыми праздниками, дает возможность формировать экологическую культуру окружающих на основе этнокультурных ценностей, а также положительное отношение к профессии хлебороба.

Народные пословицы и поговорки всегда способствовали активизации мыслительной деятельности не только детей, но и взрослых. В пословицах и поговорках нашла отражение народная педагогическая культура: «Поле засевают не словами, а семенами»; «Плохо шутить зимой с горой, летом с рекой, — зимой обвалы, летом –полноводье». Пословицы и поговорки, укрепившись в сознании, передаются из поколения в поколение, определяя отношение людей к природе. Народные наблюдения, выраженные в пословицах и поговорках, подкрепленные биологическими знаниями, в значительной мере определяют отношение детей к природе, поступкам людей. С этими знаниями связаны оценочные суждения подростков на жизнь. Это способствует формированию у юных слушателей таких качеств, как: ответственность, самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Они учатся наблюдать за явлениями, происходящими в природе.

Традиции взаимодействия с природой уходят корнями в далекое прошлое. Глубокое чувство любви к природе воспитывалось и закреплялось в течение столетий, превратившись в одну из главных составных частей духовной жизни, морали народа. Традиции и обычаи, сложившиеся в народе, отражают неповторимые особенности этноса, являются основой формирования культуры и мировоззренческих устоев. Поэтому содержание и формы работы целесообразно выбирать с учетом соответствующих народных педагогических постулатов, которые создавались веками и передавались из поколения в поколение.

Особую актуальность в наших условиях приобретают этнопедагогические знания этнокультурных ценностей народов Дагестана. Изучение традиций и обычаев, поговорок и пословиц, легенд позволяет выделить общие и особенные черты народов, населяющих Дагестан, определить пути взаимного влияния, выявить их особенности, самобытность. Это помогает решить проблемы национального самосознания и воспитания. Дагестан является многонациональной республикой и поэтому в общеобразовательных школах республики обучаются дети, как коренных, так и разных других национальностей. В связи с этим использование этнопедагогических знаний позволяет решать проблему воспитания высоконравственной, экологически грамотной личности на более высоком уровне. Этнос в процессе своего развития создавал свою, только ему присущую систему педагогических законов и правил, на основе которых целые поколения осуществляли свои воспитательные функции, готовили молодежь к жизни и труду. Народы Дагестана накопили богатый опыт в воспитании высоконравственной личности, которая выражается в любви к Отечеству, в добром и отзывчивом отношении к людям, в стремлении к знаниям, культуре общения, к трудолюбию, в ответственном отношении к земле и природе в целом.

Восстановление традиционного отношения горцев к земле, природе, которое отличалось высокой нравственностью — само по себе важный воспитательный процесс, в результате у молодого поколения формируется прочный фундамент экологического сознания, чувства «большого дома». В Дагестане и сегодня сохранилась традиция окультуривания в лесах диких груш, яблонь, слив. Раньше этим занимались садоводы, любители природы. Это делалось из соображений пользы всему аулу, джамаату, не требуя взамен себе ничего. «Пусть вкусившие добрых плодов хорошим словом вспомнят о нас» — говорили они. Сущность экологического образования и воспитания мы понимаем как целенаправленный процесс формирования бережного отношения человека к природе и социуму. Экологическое сознание мы представляем как совокупность знаний, мышления, чувств, воли, эмоций, направленных на осознание человеком своего места в природе. Экологическая воспитанность включает в себя комплекс умений и навыков, высокий уровень нравственности личности. Под экологической культурой личности понимается единство знаний, умений, навыков, необходимых для экологического равновесия природы. Основные задачи формирования экологической культуры современных школьников заключаются в том, чтобы дополнить учебные пособия по экологическому образованию этнорегиональным и гуманитарным содержанием.

Нынешнее поколение должно познавать мудрость своих предков, понимать связь между жизнью и развитием природной среды. Использование в современных условиях в процессе воспитания и обучения этнорегиональных знаний, как показывает практика, способствует накоплению знаний и опыта общения с природой, приучает поступать гуманно по отношению к природе и друг к другу.

Национальная стратегия экологического образования в России предполагает широкую ориентацию на экогуманитарную парадигму. Главной ее целью является создание единой системы непрерывного экологического образования в стране. Чтобы улучшить взаимоотношения человека и природы, на наш взгляд, требуется безотлагательно оптимизировать работу по следующим направлениям:

Разработка, соответствующего региональным особенностям, юридического и природоохранного законодательства и его строгое соблюдение.

Переход на ресурсосберегающие и малоотходные технологии.

Определение, с учетом народных природоохранительных традиций, местных, районных и республиканских штрафных санкций за экологические нарушения.

Озеленение и строительство объездных дорог вокруг заповедных зон и городов.

И, самое главное, активизировать воспитательную работу в образовательных организациях республики по формированию ответственного отношения к природе, пониманию ее универсальной ценности и неразрывной связи природы и человека.

В настоящее время, когда экологическое образование признается приоритетным направлением в педагогике, идет поиск наиболее перспективных и эффективных путей формирования экологической культуры личности и опыта эмоционально-ценностного отношения к природе. Эту задачу можно решить путем ориентации учебно-воспитательной деятельности на осознание общественно значимых ценностей, чему способствует потенциал народной педагогики и прежде всего национальные природоохранные традиции.

 

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения России, профессор