Родной язык

Буквально на днях, 21 февраля вся мировая, российская и дагестанская общественность отметила Международный день родного языка. Как известно, Дагестан издавна славится как «страна гор и гора языков». Действительно, на планете вряд ли найдется еще такой уголок земли общей площадью 50,3 тысяч квадратных километров, где функционирует столь большое количество языков, диалектов, говоров и наречий. По генеалогической классификации они делятся на несколько групп и подгрупп, среди которых особое место занимают: 1) аваро-андо-цезская группа языков (их 14); 2) лезгинско-табасаранская группа языков (их 10); 3) лакско-даргинская группа языков с многочисленными формами их существования. Все они входят в иберийско-кавказскую семью языков. Кроме того, здесь представлены еще три тюркских языка (азербайджанский, кумыкский, ногайский), два индоевропейских языка (русский, татский) и один из нахских языков (чеченский). На двенадцати из этих языков ведется обучение в школе.

Первоначально письменность на этих языках создавалась на основе аджама (арабской графики), затем — латиницы, а с 1930-х годов – на основе кириллицы. Все эти языки различаются еще как по типологической, так и по ареальной классификации. Такое многоязычие всегда и во все времена служило интересам народностей, проживающих в Республике Дагестан. Все отличались родом занятий, спецификой культуры и своеобразными вековыми обычаями и традициями. Этими и многими другими обстоятельствами объясняется включение в школьные учебные планы дисциплины «Культура и традиции народов Дагестана», причем именно на родном языке.

Объясняется оно тем, что родной язык для дагестанцев был и остается основой основ для изучения всех других дисциплин, в том числе русского и иностранных языков. Родной язык способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувств «малой родины» и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований и т.д. Независимо от дву- и многоязычия, культуры, традиций и обычаев народностей Дагестана, их объединяет преданность и любовь к своему краю, к своему народу и отечеству в целом.

Если рассмотреть историю Дагестана еще с древних времен, нетрудно убедиться и в том, что здесь кого только не было, кто только не претендовал на Дагестан: гунны в IV веке, иранцы в V-VI века, хазары в VII веке, монголы в VIII веке и т.д. История Дагестана написана, как говорится, не пером, а кровью. Сама история научила дагестанцев быть патриотами своей Родины, любить ее душой и сердцем. Эти чувства передаются из поколения в поколение.

Система патриотического воспитания призвана обеспечивать формирование у граждан, в том числе и у учащихся, как старших, так и младших классов, активной позиции, способствующей вовлечению их в решение общегосударственных задач, чтобы они мыслили по-государственному, выработали привычки говорить и действовать в соответствии с национальными интересами своего Дагестана и России в целом. Патриотическое воспитание должно иметь место в процессе преподавания всех дисциплин. Особое место оно должно занимать на уроках родного языка. Здесь оно несколько ближе становится к каждому из обучающихся. Это объясняется мыслительным процессом учащихся дагестанской национальной школы, в любом случае который происходит на своем родном языке. Несколько проще и легче преподнести эту проблему с позиций гражданского долга и с сопричастностью каждого из них к судьбе своей Родины, необходимостью слияния личных интересов — с общественными.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность не только органов государственной власти и общественных организаций, но и всего учебно-воспитательного процесса, как в школе, так и в вузе. Оно так или иначе готовит обучающихся к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины.

На наш взгляд, в Дагестане значительно больше и шире представлен материал для патриотического воспитания обучающихся на уроках родного языка, чем в других регионах. Это объясняется многими факторами, основными из которых являются: сама история Республики; количество героев Советского Союза и России (более 100) из числа представителей различных народностей; ознакомление с жизнью и деятельностью этих героев именно на уроках родного языка и родной литературы; культура и традиции народов Дагестана (общие и специфические), аналогов которым нет на Северном Кавказе учебные планы всех трех типов школ (школ с родным языком обучения, где русский язык ведется как предмет; школ с русским языком обучения, где родной язык ведется как предмет; школы со смешанным национальным составом, где родной язык изучается по желанию детей и родителей), в которых родному языку отводится должное место; любовь к своей родине и предпочтительное отношение к родной культуре, традициям и обычаям своих предков и т.д.

В современных условиях межгосударственных конфронтации, борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание учащихся на уроках родного языка усиливается и в том плане, что они улавливают каждое движение своих соплеменников, односельчан, им становятся известны фамилии и имена лиц «героев», покинувших свою родную республику и ставших на путь борьбы с этим злом. Ведь в Дагестане, где зачастую проявляется и распространен молодежный экстремизм, особенно важна роль образования и воспитания в решении самых различных и жизненно важных проблем регионального и национального характера, в том числе и современного экстремизма. Как в настоящем, так и в будущем многое будет зависеть от патриотического воспитания учащихся на уроках родного языка. Они должны знать и об истоках молодежного экстремизма, и о причинах их появления в Республике Дагестан, основной из которых, на наш взгляд, является: безработица молодежи.

При Советском Союзе людей останавливали и спрашивали: «Почему они на улице в рабочее время?» В кинозалах проверяли документы. Не знали, что такое «биржа труда». В Махачкале работали семь заводов-флагманов. Все они ушли в историю. Переполнены и биржи труда; «окутанивание» земель отгонного животноводства; появление «воздушных» населенных пунктов без каких-либо инфраструктур; отсутствие контроля со стороны правоохранительных органов; появление различного рода радикальных религиозных течений и т.д.

Безусловно, самой главной причиной бедствия сегодняшнего общественно-политического строя и внутреннего положения страны была и остается резкая поляризация общества, которая породила и его деградацию. Об этом свидетельствуют многие факторы, в том числе вопрос о средней заработной плате в России, которая колеблется от десяти-двенадцати тысяч (в том числе и мизерные стипендии студенческой молодежи) до трех-четырех миллионов (высокопоставленных чиновников). Метаморфоз более чем предостаточно.

Если подумать хорошо, участие молодежи из республик Северного Кавказа, в том числе и Дагестана в событиях Ближнего Востока во многом зависело от ее неопределенности, незанятости, безделья. Слишком много стало безработных  с высшим образованием, в том числе кандидатов наук, докторов и профессоров. Обидно и то, что классические вузы РД в сфере образования день изо дня приходят в упадок.

Еще Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России, в своей работе «Родное слово» писал, что все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение и сопоставление. При Советском Союзе в каждом населенном пункте функционировало свое рабочее предприятие: колхоз или совхоз. Все население, в том числе молодежь, круглогодично было занято трудом. Хлеб, мясо, молоко, да и все продукты были свои. По трудодням получали овечий сыр, масло, мед, зерно. Сеяли пшеницу, кукурузу, рожь, овес. Сильно было развито животноводство, овцеводство и т.д. А теперь всего этого нет и в помине, будто всем на свете трын-трава. Села пустеют, земля спит. Урбанизация не дает своих плодов. Все эти новшества, в том числе и ЕГЭ, отрицательно сказываются на образовании и воспитании молодого поколения.

Если мы хотим растить интеллектуально, морально-этически и физически подготовленные поколения, то  в современной школе наиболее актуальными должны оставаться задачи гражданского и патриотического воспитания молодых граждан России. Сохранилась даже иллюзия о том, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут хорошими! В настоящее время эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален. Учитель всегда находился и должен нынче находится в поисках новых форм и методов воспитания. Он обязан прежде всего помнить  и о том, что родной язык учащегося – это учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: познание мира, осмысление общечеловеческих ценностей, освоение основ всех других дисциплин, которое происходит именно на родном языке и т.д. В этой связи считаем чрезвычайно необходимым на всех этапах обучения, всем структурам образования, всей общественности республики проявлять к родному языку пристальное внимание и не только в Международный день родного языка, а при ежедневном воспитании и формировании морально-этического облика юных граждан страны и республики. Благо, этому призывает и указ Президента России Владимира Путина, провозгласивший 2022 год – Годом сохранения культурного наследия народов России.

 

Загир Загиров, профессор НИИ педагогики,

Шайдабег Мирзоев, профессор ФГБОУ «ДГПУ»