КУЛЬТУРА НАРОДНОЙ КРАСОТЫ

В современных условиях невероятно быстро распространяется в сознании и поведении детей и молодежи свое, порою искаженное понимание красоты. Очевидно, многие и не представляют каковы образцовые истоки красоты в культуре дагестанских народов, каковы национально-региональные ценности эстетической культуры.

Эстетическое воспитание и воспитанность подрастающих поколений нынче весьма глубоко волнует широкий круг воспитателей. Совершенно очевидно, что формировать эстетические чувства, взгляды, отношения, и в конечном счете, эстетическую культуру современного человека немыслимо без всестороннего и тщательного учета традиционного народного опыта решения данного вопроса. Как говорили великие мыслители «Учение,вос­питание и образование молодежи должно исходить из того материала, который оставлен нам прежними поколениями».

В народной эстетической культуре выделяются характерные признаки красоты человека. Так, например, признаки внешней красоты — это физическое здоровье, ловкость, сила, стройность, осанка, походка, нежность, изящность, правильные черты и цвет лица, миловидность, приятный цвет глаз, красивая одежда и т.д. Внутреннюю же красоту человека характеризуют ум, разумность; благовоспитанность, скромность, вежливость, самоотверженность, мужество, человеко­любие, доброта, благородство, великодушие, начитанность и т.д.

Произведения дагестанского устного народного творчества, этнографические и исторические материалы о дореволюционной жизни и быте дагестанцев, а также про­веденное нами в свое время анкетирование, беседы и опросы старожилов показывают, что народ стремится наделять своих героев, молодое поколение как внешними, так и внутренними достоинствами, стремится формировать личность в единстве духовной и физической красоты, необходимых для подлинной красоты, присущи далеко не каждому. «Очень редко случается, чтобы человек был бы красивым и умным», — говорят в народе. Чему отдать предпочтение — духовной красоте или красоте физической? Разум труженика всегда предпочитал духовную красоту, красоту содержания. Красота лица и тела значима при том условии, утверждают трудящиеся, если человек трудолюбив, способен творить содержательную красоту.

Мысли трудового народа о внешней и духовной красоте помогают че­ловеку по достоинству оценивать и определять настоящую красоту. Тысячелетняя педагогическая практика позволила народу создать самобытные источники выработки в детях чувств красоты и наслаждения, которые развивали буквально с первых же дней появления человека на свет. Основным источником наслаждения людей была природа. Красота природы, её очарование издревле доставляли безмерное наслаждение, удовольствие и поэтому народ в своем творчестве с большой любовью изображал природу и использовал ее красоту в качестве могучего средства воспитания молодого поколения, в том числе и эстетического.

Очень часто для пожизненного воздействия на человека использовали эстетически окрашенные имена. Близкая природа подсказала народам Дагестана собствен­ные женские имена, сравнимые с прелестными горными цветами: Беневша – фиалка, Къизилгюл – роза (лезг), Хункултути – роза (лакск),Айгул -лунный цветок, Гюлханум — госпожа (кумыкск);с лучезарным небесными телами: Варз – луна (лезг),Зухра, Юлдуз – звезда,Айбала — дитя луны (кумыкск), Цибац — новая луна, новолуние (дарг); умны­ми смирными животными и птицами: Марал Джейран – лань, Билбил – соловей (лезг), Читу – ласточка (лакск) и т.д. Эти и другие имена прививали их носителям и всем тем, в среде которых они звучали, чувства любви к прекрасно­му, созданному родной природой.

Красота, нареченная ребенку посредством имени, затем подкреплялась ласковыми колыбельными песнями, мотивами родного народа, увлекательными потешками, пестушками и прибаутками. Роль народной музыки и мотивов в эстетическом воспитании младенца несомненна. Музыка, колыбельная песня всегда находились на вооружении материнской школы воспитания. Сочетая слова и движения с народной музыкой,матери прибегали к педагогической силе музыки буквально во всех соприкосновениях с ребенком. Музыкой, рифмованными словами и стишками, ласковыми песенками, играми пользо­вались при пеленании, при одевании, при купании, игре ребенка. В этих ситуациях ребенок успокаивался, прекращал плакать, заметно ориентировал слух в сторону звучания /пения/, удивленно замирал и душевно наслаждался. Слово, музыкально — словесная ласка полностью очаровывала ребенка.

А когда ребенок уже начинал понимать язык, красоту человечества «вводили» в его сознание через народные сказки, пословицы и поговорки. Каждый из этих источников дополняя друг друга, как-бы объясняя раннее неизвестное, складывал в сознании нового человека общественно признанное, разумное понятие настоящей красоты.

Прежде всего, нужно отметить, например, что многие пословицы сами по себе являются показателем эстетических вкусов дагестанских на­родностей. Удачный подбор наиболее значительных слов, интона­ционно-ритмическая организация речи обеспечивали изящество звучания и, конечно же, прочность запоминания пословиц.

Народные пословицы освещают формы, пути и средства про­явления красоты. Высоко ценилась в народе естественная красота, красота, сотворенная самой природой. По этому поводу посло­вицы гласят:«Оттого, что блестит, что попало золотом не бывает» (таб.); «По цвету нельзя узнать о вкусе» (таб., лезг.).Наряду с этим пословицы сообщают, что в проявлении красоты немалую роль играют внутренние и внешние качества человека. Констатация этого положения отражается в пословицах: «Женщину украшает нежность» (лезг.); «Девушка без красоты — что хлеб без соли» (дарг.); «Хорошего коня по походке узнают, хорошую жену по глазам узнают, хорошего из героев по делам узнают, из девушек хорошую по поведению узнают…» (кумыкск) и др. Судя по народным пословицам, можно сказать, что и душевная нежность и мужество героя, и рисунок бровей и лица, и одежда, и удачно подобранный скакун, и дела, и поведение, и многое, многое другое являлись для народа взаимосвязанными показателями истинной человеческой красоты.Красота, в дагестанском понимании, не мыслилась изолированно. Ее представляли только лишь в тесном сочетании с общественно значимыми явлениями, привычками и действиями людей. В со­знание дагестанцев слово красота входило вместе со словами по­ведение, манера ходьбы, движения, обращения и приветствия, привычка, труд, состязание и др. Все эти показатели воспринимались, если соответствовали народным критериям красоты.

Как свидетельствуют пословицы, дагестанцы осуждают ненуж­ную, неуместную красоту. В этой связи народные пословицы учат: «С красотой в лес по дрова не ходят» (дарг.); «Красота поблекнет — мужество победит» (общедагест.).

Особо предостерегают в народе от красоты, лишенной всяких нравственных чувств. Утверждая вредность и противоречивость такой красоты общепризнанным моральным нормам, пословицы сообщают: «Кра­сивая жена — мужу беда, большое желание богатства — голове беда, тонкий хлеб — желудку беда» (таб.) и др.

Однако, по мнению горцев, не следует торопиться оценивать красоту человека, предмета и т.д., осуждать их, так как «Краси­ва та, кого любишь» (лезг.). Для каждого человека, отмечает на­род, характерны свои чувства, свое понимание красоты. Красиво то, что родное, близкое, духовно и телесно связанное с тобой. Утверждая данное положение, пословицы отмечают: «Еж красивей себя твари не знает» (дарг.); «И вороне свои воронята красивыми кажутся» (лезг.); «Ворона напевает вороненку: «Мой беленький», ежиха, говорит ежонку: «Мой мягонький»; «Своя дочь лучше, чем чужой сын» (даг.) и др.

Как показывает опыт народной педагогики, весьма существен­ную роль в формировании чувств красоты человека во все времена принадлежала труду. Для дагестанцев труд стоял на первом месте. Труд лежит в основе народного искусства, а искусство на­рода многообразно: музыка, песни,танцы,народный театр,изобразительное, декоративно-прикладное искусство. На примерах образцового труда народных умельцев: гончаров,ювелиров, резчиков по дереву и камню, ковроделов, инкрустаторов, зодчих дети познают приемы пост­роения красочных узоров, традиционные колористические особенности орна­ментальных мотивов и прогрессивные способы изготовления популярных из­делий прикладного искусства.

Красота лица и тела значимы лишь при том условии, утверждали трудящиеся, если человек трудится физически. По мнению народа, красота труда — прежде всего его качество. «Не смотри на работу, а смотри на красоту изделия», — говорили горцы. Отмечая трудовое со­вершенство человека, пословицы гласили: «Стихи ашуга — легкие (т. е. приятные на слух) руки мастера — золотые» (лезг.); «Хоть и красиво ты болтать умеешь, но (болтовней поле не засеешь» (общедагест.). Красивая работа в народе всегда связывалась с красивыми вещами, металлами, растениями, небесными светила­ми и т.д. и, наоборот, красивые слова считались неполноценными без красивых действий. Удовлетворяя народное требование к красоте, народные мастера и умельцы, в свою очередь, старались все красивое отражать в изделиях. Вот почему прославились на всю страну и на весь мир удивительно красивые изделия кубачинских, унцукульских, испикских, балхарских, сулевкентских, кайтагских, табасаранских мастеров-умельцев.

Большая роль в моральном и эстетическом воздействии на подрастающее, поколение принадлежит трудовым праздникам — традиционным народным «школам» эстетического воспитания: праздникам первой борозды, прополки, черешни, проводов и встречи чабанов и т.д. Трудовые праздники всегда были насыщены песнями, танцами, играми, инсценировками, музыкой. Труд и красота на них переплетались, скрещивались, образуя как-бы неразрывное единство проявления и общественного восприятия народной эстетической культуры.

Надежным средством эстетического воспитания служил в народе танец. Одни только названия дагестанских танцев, связанные с именами дагестанских народностей: аварский танец, лезгинский танец, лакский танец, кумыкский танец, татский танец; с названиями населенных пунктов: акушинский, ахтынский, кубачинский; с названиями традиционных профессий: танец чабана, ковровщицы, жнецов, лудильщика; с именами народных героев: танец Шарвели, Шамиля, Хочбара и др., говорят о том, что народные танцы во всех их ра­зновидностях должны быть объектом внимания воспитателей, потому что они учат подрастающее поколение красоте национальных движений, трудовых стремлений, нравственных побуждений.

Принципы и нормы народной эстетической культуры тысячелетиями сыграли большую роль в жизни, трудовой деятельности и во всем быту горского труженика. Они отвечали основным требованиям народа и в конечном итоге прев­ращались в нормы дагестанской нравственности. Сегодня в условиях открытости красота и изящество дагестанской эстетической культуры и нравственности радует сердца многочисленных туристов из различных регионов России и стран мира. Они очарованы истинной душевной добротой и красотой дагестанского быта и всей природы. Так пусть наши юные поколения дагестанцев знают это и станут образцовыми хранителями и производителями нашей традиционной красоты.

В этой связи особо значимыми представляются вопросы, непосредственно связанные с формированием эстетической культуры современных школьников и реализацией традиционных идей в педагогической практике. Этому может способствовать не только забота родителей, всей дагестанской общественности, а прежде всего максимальное внимание самих руководителей общеобразовательных организаций к обязательному изучению учащимися национально-региональных культуроведческих предметов.

Шайдабек Мирзоев,

профессор, отличник народного просвещения России