« Мое кредо: «Не привыкать к чудесам» Октай Алирзаев

Автопортрет

В эти дни в Музее изобразительного искусства им. П. С. Гамзатовой в Махачкале экспонируется выставка участников творческого объединения художников – дагестанцев в Санкт-Петербурге под названием «Открытая ладонь». Представлены живопись, графика, декоративное искусство. С большим интересом махачкалинцы и гости столицы республики познакомились с работами Арсена Кардашова, Шихшабека Кадиева, Марата Ганиева, Абдулахада Гасанова, Шарифа Шахмарданова, Сакинат Исмаиловой, Рассо Магомедова, Октая Алирзаева и других.

Сегодня мы более подробно расскажем о творческом и жизненном пути заместителя руководителя этого творческого объединения Октая Алирзаева. А начинается рассказ с его автобиографии.

 

Короткое досье мастера:

Родился в селе Ахты, Дагестанской АССР 09.02.1961г.

1973- 1977г. — учеба в Ахтынской детской художественной школе.

1977-1981 г. – в ДХУ имени М. ДЖЕМАЛА — г. Махачкала.

1991-1997г. – в Санкт-Петербургском Государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на факультете графики (станковая мастерская профессора В.А.Ветрогонского).

С 1999 — член Союза художников РФ, графическая секция.

 

С 2001 преподаватель Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, с 2004года преподаватель рисунка и живописи Санкт-Петербургской Школы дизайна «АРТФУТУРЕ».

В 2018 стал лауреатом конкурса на международной выставке — конкурсе художников и преподавателей творческих направлений высших учебных заведений Санкт-Петербурга «Творческая осень-2018» в номинации лучший портрет, выполненного в технике акварельной живописи

В 2019 присвоено почетное звание «Заслуженный художник Республики Дагестан».

 

Работы хранятся: В музеях истории города Махачкала, изобразительного искусства им. П. С. Гамзатовой, Ахтынском краеведческом музее, в музее современного искусства г.Ханчжоу Китай, а также в частных собраниях и коллекциях в России, Венгрии, Великобритании, Германии, Финляндии, Китая, США.

 

С чего все началось…

— Все что связанно с рисованием, изобразительным искусством в моей жизни, началось с семи или восьми лет, когда я, в поисках конфет, начал проверять все шкафы и комод. Вдруг, в одном из ящиков, я наткнулся на красивую коробку. Вот думаю, возьму пару конфет, и никто не заметит. Аккуратно ее открыв, я обнаружил посередине две кисточки, а по краям два ряда акварельных красок в тюбиках. Как потом выяснилось, это старший брат Левитан, спрятал подальше от нас, младших. Он в классе был ответственным за стенгазету, и красивым шрифтом писал всякие заголовки, тексты. Так я впервые прикоснулся к краскам. Конечно, краски ко мне перешли не сразу, а через пару лет. Брат увлекся музыкой, и его записали в музыкальную школу. Он перестал проявлять интерес к краскам, зато я ими увлекся сильно. Стал рисовать, срисовывать иллюстрации из детских книг. В общем, пошло- поехало, у меня стало что — то получаться. И однажды, когда я перешел в четвертый класс, на урок рисования к нам в класс зашел молодой человек. Его представили нам, как молодого художника – ювелира, который собирает группу в художественную школу, открывшуюся в нашем селе. Звали его Алиев Джавид. И это был первый набор в Ахтынскую детскую художественную школу. Он посмотрел наши альбомы, и мне показалось, что он как-то по особенному рассматривал именно мой альбом. Наклонившись ко мне, он сказал, чтобы я обязательно передал родителям, о необходимости мне записаться в художественную школу. Что я и сделал, прибежав домой после школы.

 

Мои родители

Моя мама — Гюльмейрам Алирзаева Исрафиловна в 60-годы прошлого века работала в средней школе учительницей по физике и математике. В студенческие годы она увлекалось вышиванием по клеткам, цветными нитками. У нас на стенах висели эти работы.

Мой отец- Алирза Алирзаев был начальником паспортного стола. У него был аккуратный почерк, он владел особым шрифтом. Да, конечно, от высокого искусство они были далеки, однако тот факт, что я постоянно чего-то рисовал, писал красками, и, самое главное, сам учитель обратил на меня внимание, убедили отца в необходимости записать меня в художественную школу.

 

Мой учитель

И вот так, до 8 класса, «художка», как мы ее звали, стала для меня вторым домом, где я пропадал все свободное время. Джавид–муалиму удалось создать в художественной школе теплую, творческую атмосферу. Даже во время каникул, он позволял нам приходить и рисовать гипсовые головы. Никогда не забуду как, увидев, что у меня краски почти закончились, а натюрморт надо писать, вдруг достает свой набор акварельных красок фирмы «Ленинград», (что было в большом дефиците), и протягивает мне со словами: «на бери, пиши, не волнуйся, работай как со своими!» Это прибавило мне уверенности в свои силы. Такие моменты поддержки и доверия, очень нужны и важны в жизни учеников и молодых студентов. Я в своей педагогической деятельности так же стараюсь быть внимательным по отношению к ученикам. И благодарен ему за все, ибо он всегда поддерживал, когда позже я поступил в училище, так же подбадривал меня. И по жизни мы стали хорошими друзьями, и он всегда интересовался моими успехами.

 

Становление

Говоря о годах учебы в Дагестанском художественном училище, хочется упомянуть несколько имен, которые помогли мне не потеряться в большом городе, повлияли на формирование моих взглядов на жизнь и на искусство. В первую очередь, это Кейседин Абаскулиев, с которым я познакомился во время вступительных экзаменов. Он продолжал учебу на 3 курсе, после службы в рядах Вооруженных сил. И, в отличие от меня, он учился на педагогическом отделении, и хорошо писал и разбирался в живописи. Я ведь поступил на ювелирное отделение, и у нас не так много часов было по живописи, и писали мы только акварелью. И я с завистью смотрел на этих ребят из педагогического отделения, гордо идущих с этюдниками, с холстами на занятия. А я, как сварщик, имею дело с паяльником и металлом. Эти мысли не покидали меня и я поделился своими размышлениями со старшим товарищем Кейседином. Он посоветовал мне обратиться в учебную часть с этими сомнениями, и поставить вопрос о переводе на педагогическое отделение. Мне разъяснили, что для перевода необходимо, кроме учебных заданий по живописи и рисунку, выставить дополнительно работы по живописи и рисунку. Я так и сделал, комиссия решила мой вопрос о переводе на педагогическое отделение положительно.

Во время зимних каникул, студентов вторых и третьих курсов вывозили в Москву или в Ленинград для ознакомления с музеями и живописными полотнами великих мастеров. И вот мой друг Кейседин из такой поездки в Москву, привез мне этюдник с масляными красками и кистями. Второй семестр был периодом постижения азов академического рисунка и техники масляной живописи, под руководством Галины Пшеницыной. Это было счастливое время в моей жизни. Далее, волею судьбы, меня перевели в параллельную группу, и завершил обучение в училище в группе, под руководством Татьяны Соколовской. Тут нельзя не вспомнить о появлении в училище молодого художника Сраждина Батырова, который завоевал авторитет и уважение среди молодежи. Он был очень самобытным художником и интересным человеком, который устраивал поэтические вечера. Молодежь тянулась к нему. Но на следующий год его уже не было в училище, не хватило часов….. И вот мы, с группой ребят пошли к нему на квартиру. Он добродушно принял нас, и это дружеское общение затянулось на годы. Больше всего запомнился, с какой любовью, не сетуя на отсутствие мастерской и условий, с большой любовью к своему народу творил он чудесные картины! Его размышления о чистом искусстве и о грязных деньгах, о философии жизни и творчестве, о необходимости служения своему народу, прежде всего, его культуре, все это так или иначе сыграло свою роль в моей жизни. Многое встает на свои места со временем, как я теперь понимаю. Жаль, что он так рано ушел из жизни…

В 1981, после училища, я поехал в Москву, поступать в Суриковский институт. Экзамен по рисунку (обнаженная модель) я не выдержал. И следующие два года провел в рядах армии. После службы, поработал полгода преподавателем в Ахтынской художественной школе. А мысль о том, что надо поступить в академию художеств, не покидала меня, и снова Джавид-муалим, и коллеги- педагоги поддержали эту идею, посоветовали попробоваться в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Мой старший брат в это время учился и работал в Ленинграде. И я решил навестить его и заодно попробовать свои силы. Сам город, здание института Репина, с его интерьерами и живописной школой, так поразили меня своей красотой, что я решил связать свою судьбу с этим городом и институтом. И в конце 1984, я окончательно перебрался в Ленинград, стал жить, работать и готовиться к поступлению. Жизнь так закружилась, завертелась в годы перестройки, что мое поступление затянулось на долгие годы.

В 1991 я поступил на факультет графики, и попал в мастерскую Владимира Георгиевича Старова. На третьем курсе мы занимались в мастерской профессора Владимира Александровича Ветрогонского. Прекрасный мастер акварели и гравюры. Декан факультета, человек большой, теплой души, он по отцовски заботился о студентах. В годы учебы было тесное общение с еще с одним педагогом по печатной графике и по композиции, Юрием Владимировичем Башкирцевым. Его любили за доброе отношение и индивидуальный подход к каждому из нас. Поездки с ним на летние практики были незабываемыми. С тех пор и по сей день мы дружим семьями, и я рад общению с ним.

В 1997 я завершил обучение в институте дипломным проектом, серией станковых композиций «В родном краю»…

 

Требовательный педагог и умелый организатор

А дальше началась творческая жизнь. В 1997 я вместе с другими дагестанскими художниками, проживающими в городе Санкт-Петербурге, организовал выставку, посвященную двухсотлетию имама Шамиля. Это был масштабный проект, где было представлено молодыми художниками искусство Дагестана. Куратором этого мероприятия был нынешний глава Представительства Республики Дагестан в Санкт-Петербурге Гасан Гасанов.

Важным итогом выставки явилось создание объединения дагестанских художников, проживающих в Санкт-Петербурге, «Открытая ладонь». Основной задачей объединения стало организация ежегодных выставок в Санкт-Петербурге и Ленинградской области,с тем чтобы показать культуру и искусство Дагестана.

В 2017 году объединение «Открытая ладонь», отметило двадцатилетие творческой деятельности. Все эти годы я, являясь заместителем председателя объединения “Открытая ладонь” Арсена Кардашова, активно помогал ему в организации и проведении ежегодных выставок.

В 2001 я принял участие в международной творческой выставке, которая проводилась в г. Будапешт (Венгрия). На ней были представлены работы художников-графиков, живописцев Японии, Китая, Америки, Украины. В 2001, в рамках программы “Дни Дагестана в Санкт-Петербурге”, я принимал участие в организации выставки дагестанских художников “В горах мое сердце”. В том же году в качестве преподавателя по рисунку и живописи начал свою педагогическую деятельность в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Ленинградский областной колледж культуры и искусства», в котором успешно продолжаю работать по настоящее время….

Требовательность Алирзаева, как преподавателя по рисунку, обеспечивает высокое качество подготовки специалистов на отделении декоративно — прикладного искусства и народных промыслов, что ежегодно отмечается членами Госкомиссии колледжа. Он также является активным участником ежегодных всероссийских выставок «Территория творчества», проводимых Ленинградским областным колледжем культуры и искусства. Как наставник и куратор группы, он большое внимание уделяет воспитательной работе среди студентов.

 

Профессионализм и художественная убедительность

Своими работами, профессионализмом, он вдохновляет студентов на высокие результаты в учебе, творчестве и в жизни. В 2004 принимает участие в международном биеннале графики, которое состоялось в центральном манеже в Санкт-Петербурге. В 2007 помогает в организации и проведении выставки группы художников Дагестана «Открытая ладонь», которая проходила в Доме национальностей Санкт — Петербурга.

На этой выставке он продемонстрировал серию акварелей по мотивам Дагестана. В 2006 принимает участие в групповой международной выставке «ARTFAIR». Великобритания.

В 2008 вместе с Арсеном Кардашовым организовал выставку дагестанских художников, проживающих в Санкт-Петербурге, в выставочных залах Дома национальностей, при Администрации города Санкт –Петербурга.

Портрет наркома финансов ДАССР
(в 30-е годы прошлого века)
Абдулы Мирзоева

В 2009 в Махачкале, состоялась персональная выставка Алирзаева «ПУТИ-ДОРОГИ», как итог десятилетней творческой жизни. Выставка пользовалась успехом, о чем свидетельствовало множество публикаций, интервью и телепередач. В 2011 Алирзаев принимает участие в Международной триеннале графики, где показал акварельные работы из серии «Камни предков», которая проходила в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга «Манеж».

В 2012 в залах галереи «Центр книги и графики» Санкт-Петербурга, состоялась персональная выставка «Женские образы», где Алирзаев в качестве педагога-наставника продемонстрировал портреты своих учеников, в технике акварели.

В 2012 принимает участие в юбилейной выставке, посвященной 80-летию Союза художников Санкт-Петербурга. Акварельная работа художника Алирзаева, выполненная в лучших традициях реалистической школы живописи, имела большой успех среди зрителей и экспертов. Вот что пишет в каталоге о выставке, в разделе графики, ведущий искусствовед Санкт-Петербурга Д.Северюхин: «Реалистический портрет и жанровая сцена в последнее годы сравнительно редко появлялись на наших графических выставках и далеко не всегда радовали своей художественной убедительностью. Надежду на прорыв в этих областях дают некоторые работы бывших выпускников Института имени И.Е. Репина Октая Алирзаева и Екатерины Корвацкой-Гирш, в творчестве которых, помимо прочего, возрождается интерес к этнографическому бытописательству».

В 2014 Октай Алирзаев принимает участие в грандиозной выставке, «Россия глазами дагестанских художников, и Дагестан глазами русских художников», куратором которой был Дагестанский музей изобразительных искусств, во главе с Салихат Гамзатовой, которая проходила в центральном музее современной истории России, в Москве.

В том же году в федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Научно- исследовательский музей Российской академии художеств», Музее-квартире И.И. Бродского в Санкт-Петербурге, состоялась персональная выставка Алирзаева «Гармония мгновений», где художник показал серию акварельных пейзажей, воспевающих родной край, а также множество портретов.

В следующем году он становится участником проекта международной выставки «Мастера акварели», которая проходила в выставочном центре Союза художников Санкт-Петербурга, где он показал серию акварельных работ «Камни предков».

В 2016 Октай Алирзаев приглашен к участию в проекте международной выставки «Акварель. Континент. От востока к западу» которая, проходила в выставочных залах академии имени А.Л. Штиглица, в Санкт-Петербурге.

В том же году на первой международной выставке — конкурсе художников и преподавателей творческих направлений высших учебных заведений «Творческая осень-2016» Санкт-Петербурга, Алирзаев становится обладателем «Диплома 1 степени» в номинации лучшие произведения, выполненные в технике акварели.

В 2017 он принял участие в юбилейной выставке Союза художников

Санкт-Петербурга, где большим успехом пользовались работы Алирзаева в акварельной технике. В августе 2017 состоялась персональная выставка в Краеведческом музее селения Ахты, Ахтынского района.

Творческая деятельность художника Алирзаева направлена на сохранение и развитие культуры «малой родины» — Республики Дагестан. Его творчество пользуется успехом в нашей стране и за рубежом, и неизменно находит отклик в сердцах людей разных культур. Сила таланта и профессионализм, личное обаяние помогает ему в наставничестве студентов. Он передает молодежи свою увлеченность творчеством и помогает им развивать свой талант. Художник Октай Алирзаев воспевает лирику непарадных уголков родного края, его искусство национально и общечеловечно. У него есть свой зритель, понимающий тонкие переживания и настроения, которыми пронизано творчество художника. Неброская красота северного края и сдержанное величие родных ему гор Дагестана, портреты друзей, земляков-людей ему дорогих и близких, это все круг творческих интересов художника Октая Алирзаева. На протяжении всего жизненного пути художник проявляет большую любовь к родному краю через удивительный мир изобразительного искусства.

Своему кредо: «Не привыкать к чудесам» и «делать всё с любовью и честно»! он старается придерживаться в творчестве и в преподавательской деятельности.

Хан Баширов,

заслуженный деятель искусств РФ