КУЛЬТУРА ТРУДА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, затем учебных заведений и других общественных институтов.

Как подчеркивают великие мыслители, в том числе и народов Дагестана «Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры». Величайшие возможности труда и трудового воспитания дагестанцы выразили пословицами: «Труд, труд и еще труд — вот где несметное богатство» (лезг.), «Без труда нет жизни» (дарг.), «Без труда нет покоя» (авар.), «Друг сделал — телу легче, сам сделал — душе легче» (таб.), «Начало работы терпкое, конец же сладок» (дарг.), «Труд и терпение превращают­ся в золото» (лак.), «Труд — намус человека» (лезг.).

Дагестанское народное творчество, мнения старожилов подтверждают эту мысль, показывают, что для народа вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического воспитания, ни полноценного умственного развития человека. Народ считает труд основным фактором формирования морально-этического облика человека. По-своему метко зафиксиро­вано это в дагестанской народной пословице: «Труд — всему отец» (лак.).

Понятие «труд» у народов Дагестана связано с деятельностью труженика: земледельца, садовода, животновода, ремесленника, с различными ви­дами хозяйственного и самообслуживающего труда. Дагестан во все времена славился лучшими специа­листами в области животноводства, земледелия, садоводства и различных ремесел. В общей сложности экономическое благополучие дагестанцев обеспечивали около 100 и более традиционных профессий: гончары, кузнецы, каменщики, шапочники, сапожники, мельники, печники, плотники, портные, повара, лекари, седельщики, лудильщики углежоги и т.д.

Становление, развитие и благополучие каждого человека, его авторитет и признание в обществе в полной мере зависят от широты и глубины знаний видов и форм трудовой деятельности, от умений и навыков трудиться на благо собственного, семейного, народного и государственного благополучия. Поэтому первый показатель трудолюбия человека – это его стремления трудиться, исходя из возраста, пола, природных задатков и индивидуальных особенностей и способностей, умение глубоко осмыслить и выполнять трудовые задачи.

Народом создана оригинальная система трудового воспитания. Она включает в себя последовательную реализацию вполне конкретных, взаимообусловленных задач. Это прежде всего привитие детям чувства уважения к простым труженикам и плодам их труда. Для этого детям внушают необходимость лично участвовать в посильном труде («Работай, где нашел работающих, кушай, где нашел кушающих» — лезг., «Отработав, что полагается, съешь, что причитается», «Не попотев поел — делу убыток, голодным попотел — телу убыток», «Дерево плодами ценится, человек трудами» — общедаг.).

Народ высмеивает человека, кто ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд. Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Народные мыслители, мудрые старейшины да и вся дагестанская общественность во все времена ратовали за всеобщее трудовое воспитание, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки, как известно, идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу: «чистая – грязная; тяжёлая – лёгкая; выгодная — невыгодная » и т.д.

«Знания, полученные в детскую пору, — высеченное на камне изображение», — говорят дагестанцы. Поэтому, чем раньше привыкаешь к труду, получаешь знания, умения и навыки трудиться физически и умственно, тем благополучнее трудовое воспитание и вся жизнедеятельность человека.

По мнению народа, первоначальные трудовые действия — это результат подражания детей примеру старших. Мудрые дагестанские старожилы, заботливые родители и старшие всегда одобряют, поддерживают трудовые начинания детей (подсказывают приемы умелого применения орудий труда: молотка, лопаты, топора, резца; показывают образцы аккуратной уборки комнаты, мытья посуды); подбадривают стремления к труду и трудовые действия благопожеланиями и благословениями; наглядно демонстрируют красоту труда (готовят и дарят детям красивые игрушки, свистульки, куклы); дают возможность полюбоваться орудиями и принадлежностями труда взрослых (чабанской ярлыгой, сумой, свирелью, буркой).

Ежедневные образцовые примеры и поучительные наставления старших прививают детям уважение к труду и почтительное отношение к труженикам. Воспитанные дети проявляют заботу об уставшем родителе: оказывают ему помощь в умывании, смене рабочей одежды, расстановке по местам орудий труда, обслуживают их во время еды, внимательны к его работе, ценят и берегут продукты труда и многое другое.

Во всех видах труда народ ценит детей, подростков и молодежь, когда они становятся активными помощниками старших. Например, когда отец плетет корзину, вьет веревку, канат, сын подает прутья, заготовки и учится секрету плетения корзины и витья каната; когда мать выпе­кает хлеб, дочь подкладывает хворост; когда мать готовит глиняные формы для сушки фруктов, дочь подает глину, подносит воду. Все это исключает появление у детей признаков лени, спо­собствует рождению истинного труженика, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно полезной деятельности, наполняет жизнь радостными ощущениями полезного созидания.

Большую роль отводит народная педагогика привитию детям чувств трудовой солидарности, взаимопомощи и дружбы, как важнейших качеств человека, обеспечивающих его общественную полезность. «Будете дружно работать — будет работа легка» (дарг.), «Дружное стадо волков не боится» (общедаг.), — говорят мудрецы Дагестана

Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях любовь к труду, поднимал их сознание до понимания важности и необходимости трудиться, воспитывал и развивал в них чувство ненависти и презрения к привычке удовлетворять свои потребности за счет труда других, ко всякому стремлению обогащаться темными путями («Пьяный вином — протрезвится, пьяный казной — никогда», «Работающему в поле пахарю — толокно, сидящему на меже хозяину — соринки» и др.). Говоря о воспитании любви к труду, народ имел в виду не только физический, но и умственный труд: «Держись за перо — оно сын хлеба», «Знанье и труд — близнецы», «Рабство — вниз, наука — вверх», «В надежде на хлеб — ума не бросай», «Наука – лучшая казна: не отнимут, не сгорит, не пропадет, всегда при себе».

Каждый вид традиционного народного труда предъявляет к человеку комплекс требований и при соответствующем отно­шении и внимательности дает знания, умения и навыки, необходимые для самообслуживания, обслуживания семьи и хозяйства, для профессионального становления и жизнедеятельности человека.

Любой труд, по мнению народа, требует мастерства, знания профессиональных премудростей, ведущих к добрым результатам; «Взявшись умело, можно и снег спалить, а без уменья — дело загубишь» ( дарг.), «Умелый разведет огонь — на дне моря загорится, у растяпы — не загорится и на суше» (лак.). Подбадривая тех, кто пасует при первых неудачах в труде, и, обращая внимание на величайшие способности человека, народ утверждает: «Нет рыбы и утенка, которые не умели бы нырять», «Неумелой доярке загон кривым кажется» (лак., дарг.). Нужно только стремиться к познанию, а не то «Неумело работать и наковальню можно разбить» (лак.).

Разум горского труженика презирает лень и тунеядство («Лентяй от голода умирает» (лак.), «У ленивой лисицы мех не красне­ет» (т.е. ленью добра не наживешь) — дарг.), «Лежа на спине, волк добычи не схватит», «От долгого лежания тесто коркой покроется»); высмеивает безделье, никчемность, барские замашки («Все бросились к горящему дому Гаджи-Ата, а Гаджи-Ата бросился к до­му Патимат» — лак., «Все на пахоте, а Мелик дома» — лезг., «Хлеб под дождем, а он кошек приучает» — лак.); осуждает пустословие («Гогот гусиный, а яйцо воробьиное», «Слова длинные, дела короткие», «На слова острый, а на дело — левша»).

Праздности, без­делью и другим отрицательным качествам народная педагогика противопоставляет трудовое усердие, мастерство и ум горского труженика. Добросовестное отношение к труду народная педагогика видит в бережном, хозяйском отношении к орудиям производства: «Если руки мастера его дела, то инструменты — его лицо», «У кого нет лопаты, у того сада не бывает» (лак.), «Успех мастера зависит от инструментов» (лезг.).

Труд возможен при волевых усилиях, при физическом и умственном напряжении, убеждает народ, предостерегая детей от бездумного отношения к труду. Эффективность труда народ связывает с правильным осознанием своевременности и целенаправленности трудовых действий: «Во время жатвы опоздаешь на час — целый год не нагонишь» (дарг.), «То, что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра, то, что собираешься есть сегодня — и на завтра оставь» (лак.), «Яйцо, сваренное сегодня, лучше курицы, что сварят завтра» (лезг.).

Рассматривая труд как моральный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», — говорят аварцы, «Друг сделал — телу легче, сам сделал — душе легче», — говорят лезгины и табасаранцы, «Без труда нет и жизни на земле», — говорят даргинцы.

Только в процессе труда вырабатываются такие морально-этические качества настоящего труженика, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность и ответственность за результат дела: «Хозяин земли тот, кто ее пашет» (даг.), «Вдоль пахал — след, добавь поперек — будет пашня» (табасар.), «Пока спина не взмокнет — поле не вспашешь» (аварск.), «Труд и терпенье — превращаются в золото» (лакск.), «Отложенное дело — засыпает снег», «Кто умеет, тот и на море разведет огонь» (кумыкск.) и др.

Праздность осуждалась народом как явление в высшей степени чуждое образу жизни человека: «Погибшая на ногах собака — лучше, чем сдохший лежа лев» (аварск.), «Жизнь, потраченная на сон, — пропавшая жизнь» (лакск.), «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда» (ногайск.).

Наоборот, трудолюбие, готовность выполнять любую работу в народе считались одним из ценных качеств, которые необходимо воспитывать у детей и ценить в труженике. При этом выдвигалось требование: формировать у детей понимание того, что, как сказано в лакской сказке «Зурнач, барабанщик и канатоходец», «всякая профессия, оказывается, хороша, если только зарабатывать деньги трудом, а не хитростью и обманом».

Первой из этих задач у горцев является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труженикам и результатам их труда. Такое уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых. Кто трудолюбив, тот и ценит чужой труд. Дагестанцы внушали детям чувство уважения к трудовому народу, достойного и бережного отношения к тому, что сделано руками труженика («Сделанное десятью ударами, портят одним»), необходимости оказывать в тяжелом труде посильную помощь труженикам («Работай, где нашел работающих, — кушай, где нашел кушающих»). Чтобы стать в будущем хорошим тружеником, необходимо приучаться к труду, брать пример с простых тружеников, отмечают в народе («Научись уважать людской труд и святость хлеба, который родит земля»); чтобы сделать даже самую простую вещь, надо много знать и уметь («Когда с уменьем человек возьмется, в его руках и снег огнем займется»).

В мировоззрении дагестанского труженика важное место занимает осознание необходимости и общественной значимости личного труда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая, полезнее, чем жалоба, большая-пребольшая», «Дерево плодами ценится, человек трудами ценится», «Пусть аллах меня осилит, лишь бы я землю осилил», «У кого умелые руки, тот и мед ест».

В народе проявлялась постоянная забота о привитии подрастающему поколению трудовых умений и навыков. Народ утверждает: «Раб истинный не тот отнюдь, кто у рабов рабом родился, раб тот, кто завершает путь, и ничему не научился». Высмеивая тех, кто не хочет и не умеет трудиться, народ успешно создал общественное мнение, являвшееся своеобразным и доминирующим фактором воспитания подрастающих поколений вообще, а трудового в особенности.

Отсутствие трудовых умений и навыков осуждается и высмеивается в пословицах последовательно и настойчиво: «Не умеющему доить — и двор кривой», «Корову доил — молоко не сберег, рукав латал — шубу сжег», «Не управился с быком — так оглоблю бьет», «Работа учит работе». Систематическое выполнение трудовых обязанностей способствовало закреплению ранее приобретенных умений и навыков.

Дагестанские народы выработали и высоко ценят комплекс знаний, умений и навыков труженика, связанных с различными видами труда: «Ячмень сей в пыль, пшеницу — в грязь», «Хутор можно проесть, ремесло не кончается», «Только огонь делает железо мягким», «Одну борозду хоть до Хорасана доведи — поле вспахано не будет», «Каков хозяин — таковы и быки», «Пока спина не взмокнет, поле не напоишь», «Пока река полноводна, вытаскивай лес». В пословицах содержатся практические сведения по труду, отмечаются качества труженика и его смекалистые навыки.

Вся жизнь дагестанских тружеников в суровых горных условиях представляла собой трудовой подвиг, ибо они вынуждены были с колыбели отвоевывать свое существование у грозной природы. Горскому населению требовалось невероятное упорство и мужество, чтобы вырастить что-то в горах, так как землю таскали из долин на спинах поколение за поколением. Создавали, строили крохотные поля-террасы. Вместе с взрослыми в труде принимали участие подростки и юноши. Они старались быть похожими на своих отцов и старших братьев, подражая им в трудолюбии и мужестве. Будущие труженики видели реальные результаты своего труда, глубоко осознавали его созидательную силу, когда вместе со старшими по высоким, крутым и отвесным скалам перекидывали деревянные желоба, по которым текла отведенная с верховьев рек вода, когда вырубали в скалах канавы, за десятки верст вели воду от источников: «Бедняк ради мерки зерна и гору одолеет».

В своем поэтическом творчестве народ учит человека, что именно простые люди, трудящиеся массы являются той силой, которая преобразует окружающую природу. Свидетельством тому изречения: «Народ — солнце земли», «Народ — все может», «Как решит народ, так и будет». В этих словах осознание народом своей силы, своей решающей роли в судьбах мира.

В формировании морально-этического облика дагестанского труженика большая роль принадлежит традиционным народным трудо­вым праздникам. Высокую организованность и воспитательную направленность имеют «Праздник первой борозды» (Кубахруми — дарг., Оц-Бай — авар.), «Праздник весны» (Новруз — кумык., Анд-живах — дарг., Ярансувар — лезг.), «Праздник цветов» (Цуькверсувар — лезг.), «Праздник животноводов», «Праздник черешен» (П1енийрин сувар — лезг.) и другие. Возьмем, например, Кубахруми — Праздник первой борозды у даргинцев. Проводят этот праздник ранней весной. К нему готовятся всем селом: женщины пекут большую баранку в виде колеса и калачи из сдобного теста, готовят бузу. Баранка явля­ется одним из ритуалов праздника. Взрослые, молодежь и дети наряжаются в национальные костюмы.

Начинается Кубахруми с состязания конников. В немучаствуют и гости из соседних сел и районов, победителям вручают призы. Затем начинается самое интересное — скатывание баранки. Ее скатывают с горки, и все пытаются поймать ее. Поймавший считается счастливым человеком. Каждый от баранки старается отхватить кусочек и себе. Достается всем. Ее не едят, а хранят в сундуке до очередного праздника) как символ изобилия и плодородия земли.

Самым волнующим моментом на празднике является впряжение быков в ярмо и первая борозда. Эту почетную функцию дове­ряют самому благородному, самому трудолюбивому, самому уважаемому труженику села. Люди, сопровождая плуг, благословляют землю, мажут друг друга землей, засовывают ее за пазуху и приобщают себя к древней профессии пахаря. После этого праздник разгорается с новой силой. Люди играют в национальные игры, ряженые танцуют, выступают самодеятельные артисты.

Народные трудовые праздники предусматривают особую подготовку, подбор специальных трудовых, лирических, хоровых, соревновательных песен, танцев, мелодий, спортивных состязаний и, как правило, проводятся на лоне природы. Труд и отдых на празд­никах переплетаются, образуя как бы неразрывное единство, что наилучшим образом благоприятствует осознанию значимости труда.

Трудовые праздники служат для детей средой познания таких нравственных понятий, как старший и младший, уважаемый и почитаемый, заботливый и благородный и т.п.

Заботливое отношение старших к земле, к людям, к родной природе, достойная оценка трудовых, физи­ческих и эстетических качеств участников праздника прививают подрастающему поколению чувство любви к родному краю, вызывают высокие эмоциональные чувства.

Таким образом, культура труда народов Дагестана располагает колоссальным опытом воспитания труженика, который, говоря словами В. А. Сухомлинского, «входит в духовную жизнь…, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Содержание культуры труда народов Дагестана — это неисчерпаемый кладезь мудрых народных идей, наставлений, полных забот поучений, адресованных юным, еще не постигшим высокого смысла человеческой жизни и деятельности. Оно выражает издавна значимые и умело осуществляемые в образцовых дагестанских семьях и аулах нормы морали горского труженика

Настоящие труженики, по мнению народа, должны хорошо знать и развивать местные сорта пшеницы, полбы, ржи, слив, груш, яблок, льна, искусство приготовления национальных блюд, сыров, колбас, сушки мяса, долгосрочного хранения и рационального использования продуктов питания. Все это позволяет успешно развивать дагестанское народное хозяйство.

Сегодня в условиях развития нашей экономики, задача подрастающего поколения дагестанцев заключается в том, чтобы полностью и всецело осмыслить исторически выработанный комплекс традиционных народных средств, форм и методов проявления культуры труда и труженика, чтобы обеспечить пропаганду и распространение народного опыта благоразумного жизнеустройства в условиях Дагестана, чтобы каждому сызмала получить и применять на практике действительно необходимые для жизнедеятельности в горах знания и навыки традиционного труда, чтобы прогрессивный опыт старших поколений неизменно становился основой трудолюбия дагестанских народов.

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения РФ, заслуженный деятель науки РД, профессор