Наследие Расула Гамзатова – основа формирования нравственных идеалов

Рецензия на монографию Ш. А. Мирзоева, Э. А. Абдулатиповой, Н. З. Мунгиевой «Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся».

 

Монографическое исследование «Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся» посвящено выдающемуся народному поэту, Патриоту и Гражданину, общественному деятелю, гордости Дагестана и России Расулу Гамзатову.

Перед нами солидное научное изыскание, базирующееся на внушительной источниковедческой базе и глубокой аналитической работе авторов, пример глубокого изучения актуальной проблемы.

В данном исследовании на основе этнопедагогического подхода к творчеству Расула Гамзатова теоретически обоснован этнокультурный потенциал его произведений и, исходя из этого, проверена система работы по формированию у школьников нравственных идеалов. Выявлены педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников на учебных занятиях и во внеклассной работе; определены содержание, эффективные формы, методы, средства урочной и внеурочной деятельности. Представлены методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова. Авторы профессор Ш.А. Мирзоев, Э.А. Абдулатипова, Н.З. Мунгиева вполне аргументированно определили посылы своего труда, а именно:

«…во-первых, идея об этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова как важнейшем факторе активизации процесса формирования личности учащихся на уроках литературы народов Дагестана, закладывающем основы гуманистического мировоззрения, духовно-нравственного воспитания школьников…»;

во-вторых, осознание необходимости разработки и внедрения целостной системы изучения творчества Расула Гамзатова, межпредметных связей, учета художественных особенностей изучаемого произведения, специфики возрастных особенностей учащихся, их интересов к нравственным проблемам современности;

в-третьих, необходимость научно-методического сопровождения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

в-четвертых, актуальность сотрудничества социальных институтов и важная роль компетентного, высоконравственного педагога.

В монографии систематизированы и последовательно рассмотрены сокровенные идеи, помыслы о первичности духовной и значимой материальной культуры, размышления о месте и долге человека в обществе, его нравственные установки по отношению к людям, труду, родине Расула Гамзатова, в целом составляющие колоссальный этнокультурный потенциал произведений Народного поэта, при максимальном и скрупулезном изучении, осмыслении, понимании и ежедневном претворении в сознание и поведение, являющиеся жизнедеятельным ориентиром духовно-нравственного становления учащихся.

При внимательном прочтении рецензируемой книги закономерен вывод, что авторам удалось на профессиональном уровне, взяв за основу историко-педагогический анализ научных работ, произведений Гамзатова, выявить особенности духовно-нравственного воспитания школьников на произведениях литературы, определить этнокультурный потенциал произведений великого поэта. Анализ практической деятельности позволил авторам обнаружить факторы, способствующие и тормозящие процесс духовно-нравственного воспитания школьников.

В частности, авторы убеждены, что «обращение к историко-культурному наследию, к обычаям и традициям народа, к выработанным им в течение тысячелетий духовно-нравственным ценностям, сконцентрированным в творчестве Гамзатова, способно, приостановить процесс утраты высоких морально-этических норм и понятий, испокон веков присущих народам Дагестана». Мы разделяем позицию авторов, молодежь сегодня как никогда нуждается в ценностно-смысловых ориентирах, духовно-нравственных идеалах и культурных образцах.

Рецензируемая книга «приглашает» к размышлению, действию. В ней богатый фактический материал, интересные авторские идеи, оригинальные сюжеты (фрагменты учебных занятий) по изучению произведений Гамзатова, уверенно аргументированные выводы. «Высвечиваются» сложные вопросы: как воспитать детские души; как воспитать чувства, совесть, которые бы ответили «зову времени»; как осуществить гармонизацию воспитания и социализации; как научить чувствовать и понимать художественное слово.

В связи с новыми тенденциями в образовании – глобальная культурная интеграция, компьютеризация, смена педагогических парадигм – происходят изменения и в системе воспитания. На духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения влияют и новые технологические тренды (персонализация, геймификация, обучение через видеоигры, интерактивные учебники, дистанционное обучение).

Проблемы социализации личности в детстве средствами воспитательного воздействия связаны с переходом к другой культурной парадигме, включающей национально-культурные традиции, социально-исторический опыт, культуру чувств, отношений, поведения. Считаем, что вторая глава монографии особенно значима, поскольку в ней представлен практический опыт работы по разрешению указанной проблемы. Раскрывается воспитательный потенциал произведений Расула Гамзатова. Выделяются эффективные методы и приемы изучения произведений, при этом делается акцент на воспитательных мотивах этнопедагогики. Актуальны и значимы выводы авторов о важной роли учителя литературы в воспитании детей.

Изучение произведения Расула Гамзатова «Мой Дагестан», как и других произведений великого поэта, способствует «формированию моральных качеств у учащихся, желанию исполнять неписанный кодекс морали общества: любовь к родине, ближнему, чувство долга, честность, скромность, интернационализм, готовность прийти на помощь, трудолюбие…». Герои книги «Мой Дагестан» – это носители лучших человеческих качеств и моральных черт, воспитанные народной педагогикой на самобытных народных традициях.

Удивительно точно сказал К. Буков в своей книге (Расул Гамзатов: 70 лет»– Махачкала, 1993): «Яркая образная система, насквозь пропитанная национальным своеобразием и колоритом, большие мысли и раздумья о людском житии-бытии, о судьбах человечества и высокий гуманизм делают поэзию нашего земляка явлением общечеловеческим, явлением мировым».

Проблема духовно-нравственного воспитания чрезвычайно сложная, многоаспектная. Несмотря на позитивные тенденции усиления духовно-нравственного аспекта содержания образования, поиск подходов в этой области по-прежнему актуален. Одно из направлений этого поиска заключается в выявлении потенциала многовековых культурных традиций народов России, а также этнокультурного потенциала произведений великих деятелей культуры. Авторы данной монографии представили опыт работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на произведениях Гамзатова.

Особого одобрения и высокой оценки заслуживают размещенные в приложении материалы (проекты учебных занятий, классных часов, литературно-музыкальных утренников), которые, несомненно, будут востребованы и полезны для воспитателей, учителей, студентов, аспирантов, широкого круга специалистов в области образования.

Подводя итог, считаем необходимым отметить, что не подлежит сомнению востребованность книги «Этнокультурный потенциал произведений Расула Гамзатова как неиссякаемый источник духовно-нравственного воспитания учащихся» (кодекс поведения по Расулу Гамзатову). Значимость работы неоспорима. Издан замечательный проект, ведущим автором которого является профессор Шайдабег Айдабегович Мирзоев – автор ряда монографий по народной педагогике Дагестана (победитель конкурса на грант Главы Республики Дагестан в области образования), награжденный дипломом Республики Дагестан.

Гульфина Гревцева,

 доктор наук, профессор Челябинского института культуры