О ДАГЕСТАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В поправках к Конституции России ст.67.1 отмечено «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».

Безусловной и надежной опорой в воспитании гражданина России выступает российская многонациональная и многоконфессиональная культура. Республика Дагестан, как неотъемлемая часть России, является особым регионом, где веками сложилась и повсеместно закрепилась уникальная по своей структуре и содержанию многонациональная культура. Творцом, носителем и распространителем ее выступают около 40 национальностей и этносов Дагестана. Дагестанская культура на протяжении веков развивалась в тесном взаимодействии с другими культурами, представленными на территории Дагестана, Кавказа, России и Востока. Сегодня в Дагестане живут свыше 150 тысяч русских, более 6 тысяч украинцев, чуть меньше белорусов, около 5 тысяч армян, столько же грузин и т.д., здесь можно услышать речь более 102 национальностей нашей страны и мира. Люди, к какой бы национальности ни относились, в Дагестане чувствуют себя как коренные жители. Для Дагестана нет разницы, какой народ первым стал жить на его земле, а какой поселился здесь в недавнем прошлом. Главное – бескорыстное отношение к Дагестану, на благо всех народов, живущих в республике. Знаете, мало пользы от коренного жителя, который является стяжателем, искаженно понимает место человека в многонациональном обществе, забывает традиционно народные нормы и правила благородного, благочестивого человеческого общежития, занимается чинопочитанием, преклонением перед более состоятельными. Мало пользы от тех, кто на каждом шагу игнорирует духовно-нравственные и интеллектуальные ценности общества, «прилипают» к казнокрадам, слепо подражают чуждым порядочному человеку, выдуманным нормам межличностных, межнациональных, международных отношений. И трижды коренным является тот, кто хоть и живет в Дагестане месяц-другой, но отдает свои силы и талант созиданию и процветанию Дагестана. Так ценили людей, так отмечали человеческое и национальное достоинство наши деды и отцы. Так должны поступать и мы.

Что же для этого нужно сегодня? Для этого, на наш взгляд, прежде всего нужно принять к безотлагательному исполнению Законопроект Президента России о воспитательной составляющей образования, недавно принятый Государственной Думой в третьем чтении, где «предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Исходя из содержания и направленности вышеуказанных поправок к Конституции РФ и целевых установок данного Законопроекта Президента РФ о воспитательной составляющей образования, применительно к нашей многонациональной республике возникает очевидная и безусловная необходимость во всех образовательных организациях всех уровней и типов обучения всесторонне и полнее осмыслить потенциальные духовно- нравственные возможности, средства, формы и методы, исторически заложенные в культурном наследии дагестанских народов, нужно делать их непременным предметом образования и воспитания нынешних и грядущих поколений, внутренней потребностью и безусловным достоянием ума и поведения каждого гражданина республики. Задача, замечу, нелегкая, но выполнимая. Ключевым направлением выполнения этой архиважной задачи непременно должен стать максимально продуманное преподавание и осмысление в школах республики предмета «Культура и традиции народов Дагестана». К сожалению, данный предмет, с 1992 изучаемый в 4, 8,9,10, 11 классах, по не предусмотрительности некоторых недальновидных руководящих работников образования, в последние два года исключён из учебных планов средних и старших классов общеобразовательных школ, чему была удивлена и возмущена здравомыслящая общественность республики.

Нужно раз и навсегда помнить, что дагестанской многонациональной культуре подвластно многое, но ее неоспоримая сила — в объединении разных людей, к каким бы национальностям и вероисповеданию они ни принадлежали, где бы они ни жили. Для того чтобы не прерывались преемственность поколений и нравственных идеалов, для того чтобы не разрушалась вера в идеи добра, красоты и справедливости, предстоит немало потрудиться — и прежде всего сохранить и приумножить те завоевания, которые входят в понятие «Дагестанская многонациональная культура» и, следовательно, составляют содержание и основной стержень единства и сплоченности народов Дагестана.

Суть проблемы в том, что демографические и экономические перемены, прошедшие в ХХ и начале ХХ1 веков, не могли не отразиться на состоянии культуры народов Дагестана. Национальная культура и более всего педагогическая культура народов Дагестана все больше стала вытесняться в семейно-бытовую сферу. Долгие годы господствующая идеология признаками высококультурного человека считала не столько владение национальной культурой, сколько европейской и западной. А в последние десятилетия, вследствие ухода из жизни старейших народных знатоков самобытных дагестанских воспитательных традиций, обычаев, обрядов и ритуалов, и многие дагестанские семьи, тухумы, аулы и даже целые общества лишились мудрых и дальновидных воспитателей. В результате, как и во всей России, так и в Дагестане народы оказались бессильны перед активно наступающей западной лжекультурой. Все это приводит к деградации подавляющего большинства нашей молодежи.

Признаками обыденной жизни части молодых людей стали вседозволенность, равнодушие к чужому горю, стремление к стяжательству и обману, алкоголю и наркомании. В итоге многие населенные пункты республики теряют достойное управление не только детьми и молодежью, но и своими джамаатами. Судьба молодых людей оказалась в руках случайных людей, скороспелых руководителей, порою самих не осведомленных ни в особенностях производительного труда, ни в статусе морально-этического облика достойного человека, труженика и гражданина.

Симптомы неблагополучного положения с дагестанской культурой явно ощутимы сегодня почти в каждом населенном пункте республики. Достаточно указать на то, что немалое количество молодых дагестанцев, проживающих в городах республики, не владеет своим родным языком, либо владеет им в недостаточной степени. В результате, наблюдается своего рода «раскол внутри каждой нации», в основе которого лежат различия в воспитании сельского и городского населения, имущих и обездоленных. Это особенно ощутимо в студенческих аудиториях, где первокурсники-выпускники городских и сельских школ, из обеспеченных и простых сельских семей порою до 2-3 курса бывают в обособлении друг от друга.

Опасной для национальной культуры следует признать и такую ситуацию, когда соплеменники имеют разные стереотипы поведения, обусловленные воспитанием одних в духе дагестанской, а других в духе так называемой европейской культуры. Опросы и анкетирование показывают, что большинство выпускников школ – нынешние студенты смутно представляют себе компоненты дагестанского этикета. Они не могут полнее объяснить социальные функции и обязанности человека в дагестанском обществе, не готовы надлежащим образом соблюдать правовую, политическую, экономическую, художественно-эстетическую, физическую, трудовую, просветительскую культуры народов Дагестана и многое другое, весьма необходимое для становления полноценного человека, семьянина, труженика, патриота и гражданина.

На наш взгляд, возрождение национальной культуры осуществимо не только путем пропаганды литературы, народного творчества, фольклора и искусства, как это часто делается сейчас на «сиюминутных» выставках, смотрах, фестивалях и праздниках, а через соответствующую работу в сфере образования. Об этом не раз выступали на страницах печати озабоченные проблемой ученые педагоги, учителя и воспитатели (К. Ханбабаев «Дагестанские студенты о своей этнокультуре»; А. Джалилов, М. Магомедов, М. Нурмагомедов «Невостребованный потенциал этнопедагогики»; А. Абдусаламов «Кладезь народной педагогики»; С. Абдурахманов Л. Межведилова «Искорка от моря света» и другие). Об этом явно свидетельствует максимально одобрительное отношение населения к преподаванию в школах республики общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана». Культура, на которой не строится образовательный процесс, которая хотя бы не присутствует ощутимо в процессе обучения подрастающего поколения, обречена на исчезновение.

Сегодня принято считать, что образовательная система в Дагестане вполне развита — на 3 миллиона 94 тысяч 600 человек населения приходятся, более 1500 общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, около 30 колледжей и училищ, 5 высших учебных заведений. Это, не говоря о многочисленных коммерческих вузах и филиалах различных высших учебных заведений, с многотысячным контингентом студентов.

Осуществляя образование фактически на одном русском языке, иногда может быть, уделяя какое-то внимание вопросам общей дисциплины учащихся, многие учителя основных общеобразовательных предметов: русского языка и литературы, математики, химии, биологии, географии, истории, технологии, физической культуры и т.д. совершенно упускают из виду исторически и общечеловечески значимые, традиционно народные нормы и правила полноценного воспитания и становления человека в регионе. Если прежде воспитательную функцию уроков хоть как-то держали на высоте старейшие и опытные педагоги, то в последние годы с приходом в школы молодых учителей уроки ориентированы больше на обучение, нежели на воспитание. Подобная ситуация изо дня в день негативно отражается и на общее состояние культурного развития республики. Между тем ясно, что образование и воспитание тесно взаимосвязаны и обучение при дефиците воспитания недостаточно эффективно и не оправдывает ожиданий, возлагаемых на него. Полноценное воспитание человека более всего осуществимо не на другом языке, а на оригинальном языке культуры, т.е. на родном языке. Воспитание, осуществляемое на русском языке более полноценным может стать при активной ориентации детей и молодежи на этнокультурные и этнопедагогические ценности языка сначала родного, дагестанского, затем лишь других народов нашего отечества и мира. Поэтому культура и традиции народов Дагестана должны быть объектом внимания не только одного школьного учителя-предметника, а целью всех без исключения руководителей образовательных учреждений, учителей школ, педагогов средних специальных и высших учебных заведений республики. Разрешение этой проблемы, на наш взгляд, возможно, если дагестанская национальная интеллигенция как один из главных субъектов образовательного процесса, направит все свои усилия на внедрение дагестанской культуры в образовательную систему республики. Только родная национальная культура достаточно дееспособна на данный момент на территории Республики Дагестан, так как она, во-первых, укоренена здесь, во-вторых, не фрагментарна, в-третьих, достаточно распространена.

Национальная интеллигенция в современных условиях воспроизводится через систему образования и в то же время она сама выступает как субъект процесса обучения в лице своего отряда — педагогов. Исторически она есть преемница прогрессивных народных педагогических традиций. Именно лучшие дагестанские интеллигенты: мыслители, просветители, известные ученые арабисты и алимы (Магомед Ярагский, Абдурахман Согратлинский, Али Акушинский, Джамалутдин Кумухский, Гасан Алкадарский, Али Каяев, Абдурахман Какашуринский и многие др.) всегда, особенно в сложные периоды дагестанской истории, являлись первыми действительными учителями дагестанских детей и молодежи. Их вклад в дело просвещения республики всегда был более существенным, нежели влияние иноязычных педагогов. После того как в годы советской власти стала функционировать образовательная система, обеспечивающая массовую грамотность населения, задачей национальной интеллигенции стало содействие ее совершенствованию, в частности разрешение проблемы единства обучения и воспитания. Как уже указывалось, такое единство достижимо, если дагестанская национальная культура будет ощутимо присутствовать во всех без исключения школах, колледжах и вузах, причем не как экзотика или один из предметов изучения, а как важнейшая составная часть — воспитующая и мировоззренческая. Претворение такого постулата в жизнь является миссией дагестанской интеллигенции в области образования, ведь она способна разрешить проблему окультуривания человека в образовательной системе, так как одновременно является важнейшим человеческим фактором и образования, и национальной культуры. Следовательно, можно ожидать от нее соединения обучения с воспитанием. Обучать она может потому, что сама образована, а ее способность воспитывать зависит от степени ее причастности к национальной культуре.

В условиях современного Дагестана, школа от низшего до высшего звена должна быть превращена в очаг образования и воспитания усилиями национальной интеллигенции. Тогда республика обладала бы надежной опорой — полноценной и на деле эффективной образовательной системой.

В поправках к Конституции России в ст. 69 сказано: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Так будем же достойными гражданами, достойной интеллигенцией нашего государства и республики в сохранении и преумножении духовно-нравственного потенциала дагестанского многонационального историко-культурного наследия.

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения РФ, заслуженный деятель наук РД, профессор ДГПУ